Диагностика и развитие сенсорики детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Степанова Ольга Леонидовна
Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения диагностики развития ребенка. С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша. Диагностика развития ребенка раннего возраста - это целенаправленное, доброжелательное наблюдения за детьми в различных видах деятельности с применением разнообразных индивидуальных заданий. Диагностика позволяет выявить динамику развития, предусмотреть результативность организации педагогического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос № 9

  1. Диагностика и развитие сенсорики  детей дошкольного возраста.

Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения диагностики развития ребенка. С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша.

Диагностика развития ребенка раннего возраста - это целенаправленное, доброжелательное наблюдения за детьми в различных видах деятельности с применением разнообразных индивидуальных заданий.

Диагностика позволяет выявить динамику развития, предусмотреть результативность организации педагогического воздействия.

В обследовании детей раннего возраста используются чаще всего игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками, различными играми по восприятию цвета, формы и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Э.С.

Нормативы

Возраст детей

1,5

2

2,5

3

3,5

1 год

6 мес.

Строит башню из 8-10 кубиков самостоятельно

Строит поезд, дорожку из 6-8 кубиков (кирпичиков) самостоятельно

2 года

Ориентируется в 2 величинах (большой, маленький) по просьбе взрослого

Начинает подбирать геометрические предметы к соответствующему отверстию

Сгибает лист бумаги

Строит самостоятельно поезд (4-8 кубиков)

Ориентируется в 3 величинах одной формы (большой, поменьше, маленький), находит по просьбе взрослого

2 г.

6 мес.

Строит самостоятельно башню, поезд

Строит мост по просьбе взрослого

3 г. –

3 г.

6 мес.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешек, мисочки, формочки

- находит по образцу

-находит по просьбе взрослого

- находит самостоятельно

Определяет на ощупь (в игре), называет знакомые геометрические фигуры

Определяет предмет по фактуре (твердый, мягкий)

Запоминает указанное место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре)

Собирает пирамидку из 7-10 убывающих колец

При подходе к отбору методики для обследования сенсорного развития я учитывала ещё и тот факт, что ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослым. Под сотрудничеством понимается желание ребенка выполнить или повторить задание, предложенное педагогом.

Именно поэтому за основу диагностики я взяла комплексы показателей из работы специалиста по раннему детству Е. Б. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) ». Предлагаемая вашему вниманию диагностическая карта рассчитана на возраст ребенка с 1, 6 до 3 лет, так как мы ведем группу в течение 2 лет. Указанный в карте возраст 3, 5 рассчитан на детей, у которых день рождения в октябре, ноябре, декабре. Этим детям к выпуску из первой младшей группы в июне и исполнится по 3, 5 года.

В диагностической карте также обозначен материал, который нужно и можно использовать для заданий.

Обозначение анализов результатов дано в конце диагностической карты.

Карту диагностики смотреть здесь

Фамилия, имя ребенка___________________Дата рожд.__________

Познавательная сфера

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Э.С.

Нормативы

Возраст ребенка

1,5

2

2,5

3

3,5

1г.5 мес.-

2 г.

Сличение («Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесток»)

2 г.-

3 г.

Выбор по названию («Покажи, где красный лепесток»)

2 г. 5 мес.-

3 г.

Самостоятельное называние цвета («назови, какого цвета этот цветочек»

Стимульный материал: 

Наборы дидактических игр на закрепление цветов: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Листочки», «Носки и варежки»

Восприятие формы

Э. С.

Нормативы

Возраст детей

1,5

2

2,5

3

3,5

1,5 – 2 г.

Сличение («Дай такую же» (форма и цвет совпадают))

2 года

Выбор по названию («Покажи, где кубик»)

3 г.-

3 г. 6 мес.

Самостоятельное называние («Назови форму»)

Стимульный материал: Круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша (призма)) – по 2 набора основных цветов

Целостное восприятие

Э. С.

Нормативы

Возраст детей

1,5

2

2,5

3

3,5

2 г.-2,5 г.

Разрезные картинки из 2-х фрагментов

3 г.

Разрезные картинки из 3-4-х фрагментов

3,5 г.

Разрезные картинки из 4-6 фрагментов

Художественная сфера (развитие мелкой моторики)

Э.С.

Нормативы

Возраст детей

1,5

2

2,5

3

3,5

1 г.

6 мес.

Оставляет на бумаге зигзаги, штрихи, овалы, прямые линии карандашом, фломастером

1 г.

9 мес.

Рисует линии прямые и округлые

Может назвать, что изображает

Сгибает лист бумаги

2 г. –

2 г.

6 мес.

Чертит прямую линию

Чертит округленную линию

Пытается повторить за взрослым

Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы

Узнает, что нарисовал, вылепил

3 года

Подражает письму взрослого

К рисунку взрослого дорисовывает недостающие детали

Рисует:   - круги

                - овалы

                - прямоугольники

Проводит прямые линии

Закрашивает, подражает образцу

Раскатывает комочек глины, пластилина в ладонях

Соединяет части

Отщипывает

Лепит несложные формы:   - шарик

                                                - столбик

                                                - колбаску

                                                - бублик

Выполняет несложную аппликацию

3 г.

6 мес.

Лепит поделки из 2-3 форм

Выполняет аппликацию без помощи взрослого

Рисует по собственному замыслу

Объясняет, что рисует

Анализ результатов

«-» - норматив ребёнок  не выполняет, еще им не заинтересован

«v» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» - норматив ребёнок  выполняет с интересом, правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по теме «Безопасность дорожного движени

Цель: Выявление динамики уровня сформированности знаний, практических умений по данной теме...

«Диагностика музыкального развития ребенка старшего дошкольного возраста».

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду. Результа...

Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста

Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе. В Диагностике приведены следующие параметры: ! Развитие речи 2. Звукопроизношение. 3. Фонетическое восприятие 4. Гр...

Диагностика уровней усвоения программы детей дошкольного возраста

Полное и точное описание проведение диагностики логопедом в подготовительной группе.В диагностике приведены следующие параметры:1 Развитие речи2. Звукопроизношение.3. Фонетическое восприятие4. Граммат...

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Диагностических методик очень много, как выбрать самое главное и нужное. Здесь подобран материал для обследование детей дошкольного возраста.В презентации отображена необходимая информация для выступл...

Методы и методики диагностики развития речи детей дошкольного возраста

Методы и методики педагогической диагностики развития речи детей дошкольного возраста по возрастам....

Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР"

В данной методической разработке представлен опыт создания электронного альбома логопедического обследования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы ...