Перспективный план работы с детьми средней группы по ознакомлению с устным народным творчеством
методическая разработка (средняя группа) на тему

Маскина Ирина Сергеевна

Перспективный план работы с детьми средней группы по ознакомлению с устным народным творчеством. В материал входит тема, содержание и задачи, а так же совместная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_persp._plan_izm.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план  работы с детьми средней группы по  ознакомлению с устным народным творчеством

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

«Фольклор-

малышам»

Познакомить с потешным фольклором (дразнилки,

скороговорки).

Развивать способность воспринимать

художественный образ. Формировать

эмоциональную отзывчивость, умение

сопереживать героям.

Познавательная деятельность:

Разучивание дразнилок, скороговорок. Беседа: «Кто народ веселил (скоморохи, петрушки).

Театрализованное представление: музыкальная игра:«Веселый Петрушка», «Веселый бубен».

Слушание народных песен.

Игровая деятельность: дидактические игры: «На чем играю», «Подбери Петрушки шарик».

Продуктивная  деятельность: работа с природным материалом.

2

«Как люди жили раньше»

Конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков.

Познавательная деятельность:

Знакомство с русской народной сказкой «Жихарка»

Игровая деятельность: игра-упражнение «Вежливое

обращение к гостям», Сюжетно ролевая игра «День

рожденье куклы»

Музыкальные игры «Встречаем гостей», «Танец с

платочками»

Дидактические игры «Что лишнее?»

Игра со счетными палочками: «Печь», «Колодец»

Рисование: «Ковры и половики наших бабушек».

Лепка: «Миска»

3

«Жихарка»

Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Узнавание знакомых сказок по определенным фразам из них.

Познавательная деятельность:

Рассматривание деревянных ложек

Музыкальная деятельность:

Игра на ложках

Театрализованная деятельность: Инсценирование  с

помощью театра ложек отрывка из сказки «Жихарка».

Лепка: «Дорога ложка к обеду»

4

Знакомство с предметами быта

Познакомить с прялкой и веретеном. Прививать интерес к культуре родного народа.

Художественная литература:

Русские народные сказки: « Крошечка- Хаврошечка»,

Дидактическая игра: «Разрезная картинка»,

«Что это такое?», «Ниткогафика», «Нитки- пуговки»

Подвижные игры «Клубочек», «Кто быстрее накрутит

нить на веретено», «Игры с нитками».

Лепка: «Клубочек из бабушкиного сундучка»

5

«Колыбельная песня»

Знакомство с новыми колыбельными  песнями, исполнение детьми уже знакомых песен

Художественная литература:

Чтение колыбельных песенок с рассматриванием

иллюстраций

Игровая деятельность в уголке ряженья

Музыкальная деятельность: слушание колыбельных

песен

6

«Кузьминки  -прощание с осенью»

Познакомить детей со старинным русским праздником  «Кузьминки»,  прощание с  осенью, углубить интерес к культуре своего народа Рассказ о  народных  приметах, об  обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен  «Во  кузнице», «Чики-чикалочка», «Ай, тары, бары».

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя  «Кузьминки - прощание  с

осенью»

Разучивание: закличек, пословиц, пестушек об осени.

Разгадывание загадок.

Игровая деятельность:

Разучивание хороводной игры «Огородная

хороводная», «Урожай»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Экскурсия в парк.

Пешие прогулки по аллеи

Рисование: «Урожай на Кубани»

Участие в празднике и выставке «Урожай на Кубани»

7

«Старинная русская

одежда»

Конкретизировать представления о традиционном народном костюме, развивать интерес к нему. Учить классифицировать предметы одежды, использовать в речи  соответствующие собирательные существительные.

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя «Что  носили раньше?»

Рассматривание иллюстраций (рубашка, сарафан,

лапти, лента).

Игровая деятельность: В уголке ряжения

Продуктивная деятельность: изготовление бус.

Аппликация: «Укрась сарафан»

Художественная литература: Чтение русских

народных сказок с рассматриванием иллюстраций

Игровая деятельность:

Дидактическая игра: «Сложи узор», «Раскрась

одежду»

«Укрась платочек»

8

«Зимние святки»

Формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной  культуры,  побуждать  к импровизации   с  использованием  различных выразительных средств

Познавательная деятельность:  Рассказ воспитателя о Рождестве, обычаях колядования. Разучивание загадок о зиме, примет, колядок: «Коляда, коляда, поехала по дрова», «Коляда,  коляда.  Я  у батюшки  одна..» Продуктивная  деятельность: (оригами) «Подарок другу»

Рисование «Новогодняя елка»

Трудовая деятельность: Коллективный труд по оформлению группы к празднику Нового года Игровая  деятельность:Дидактическая игра: «Шкатулка загадок», «Угадай, что получится», Музыкальная игра: «Зимний хоровод», «Два Мороза», «Снежная карусель» «Мороз», «Колядование»

9

«Масленица»

Познакомить детей со старинным  русским праздником Масленица.  Углубить интерес к культуре своего  народа. На музыкальных развлечениях  познакомить  с  малыми формами фольклора, хороводными играми,  народной музыкой, стимулировать запоминание малых форм фольклора, привлекать к изготовлению атрибутов для театрализованных представлений

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя «Масленица дорогая - наша

гостюшка годовая»

Беседа «Зима весну пугает, а сама тает» Ответы детей

на вопросы воспитателя. Рассматривание альбомов

«Весна», «Русские праздники»

Разучивание закличек, загадок о весне. Участие в

празднике детского сада «Масленица на Кубани»

Художественная литература: Ф.Тютьчев «Зима»,

русские народные песенки «Солнышко ведрышко»

Разучивание хороводов «Дружочек»,  «Солнышко-

колоколнышко»

Продуктивная деятельность:

Работа с тестом «Закликаем весну»

Рисование «Первые проталинки»

Аппликация «Первые весенние цветы»

10

«Встреча весны  -пришел Федул теплом подул»

Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Учить ценить прошлое Побуждать к обогащению в процессе рассматривания картин,на занятиях о математике знакомить с временными интервалами, в   процессе изодеятельности - с различными  средствами выразительности

Познавательная деятельность:

Беседа «пришла весна». «Наблюдения за погодой, за

приметами весны.Рассматривание картин: И.Левитан «Весна»,

Л.Бродская «Март»

Рассматривание альбома «Весна»

Художественная литература:

Русские народные песенки «Иди, Весна, иди, красна»,

Заучивание закличек «Весна красна»

Знакомство с  народными  приметами.  Разучивание

загадок о весне, поговорок, пословиц.

Продуктивная  деятельность: работа с  тестом

«Жаворонки»

Музыкальная деятельность: Слушание  музыки

«капель» Хороводные игры «Гори-гори ясно»,

«Золотые ворота».

11

«Веселые ложки»

Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками.  Активизировать познавательную деятельность. Углубить интерес к культуре своего народа., в  театрализованной деятельности дети знакомятся с  театром  ложек, на  музыкальных развлечениях  учатся  играть  на народных инструментах,  в  процессе изобразительной деятельности:  знакомить с  разными  приемами росписи, на занятиях по  математике учить сравнивать изделия из дерева и металла

Познавательная деятельность

Рассказ воспитателя «Путешествие в прошлое ложки»

Театрализованная  деятельность:  Инсценирование  с

помощью театра ложек сказки «теремок»

Музыкальная деятельность: игра на ложках.

Продуктивная  деятельность: Рисование «Ложечка

резная, ручка расписная»,

Аппликация «Чудо ложка»

Опытная  деятельность: На  основе сравнения

(деревянные и металлические ложки) познакомить со

свойствами дерева и металла.

12

«Русская матрешка»

Знакомство  с  русской народной  игрушкой -матрешкой, развивать способность воспринимать художественные образы, развивать музыкальное творчество,  упражнять  в  проговаривании скороговорок.

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя о русской народной игрушке -

матрешки, исполнение песен, плясок.

Дидактическая игра «Чудесная матрешка»

Игра «Кто быстрее завяжет платочек»

Игры хороводные. «Салки», «Жаворонок»

Лепка «Матрешка»

Рисование «Укрась сарафан матрешке»

13

«Роспись силуэтов

дымковской

игрушки»

Продолжить знакомство с дымковской игрушкой. Использование на занятии  русских народных костюмов.

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя о славных дымковских мастерах,

Техникой ее изготовления.

Рассматривание узоров.

Художественная деятельность:

Чтение стихов о дымковских игрушках, придумывание о них загадок.

Продуктивная деятельность Рисование элементов дымковских узоров Дидактическая игра «Составь узор» Музыкальная деятельность:

Разучивание пляски под мелодию русских народных песен.

14

«Едет Ваня в новой шапке да  на дымковской

лошадке»

Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой.  Развивать самостоятельность, активность,  творчество. Закрепить  знание цветовой гаммы народной игрушки - дымковской, проявлять  интерес к книжным иллюстрациям.

Познавательная деятельность:

Беседа с детьми «Ой, откуда появилось это чудо?»

Отгадывание загадок о дымковских игрушках

Музыкальная деятельность: Прослушивание русской

народной песни «Пошла млада за водой»

Продуктивная деятельность:

Роспись силуэтов  дымковских игрушек  -  коня,

курочки,  петушка, кота.  Чтение потешек об этих

животных.

Лепка дымковской

15.

«Русская ярмарка»

Формировать мировоззрение на лучших традициях

русской национальной культуре;

Продолжать приобщать к исконно-русской

национальной культуре;

Углубить интерес к культуре своего народа

Упражнять  расписывать узоры по  народным

(дымковским мотивам), использовать  разные

элементы росписи: точки, мазки, полоски,

Развивать эстетическое воспитание

Познавательная деятельность:

«Рассказ воспитателя о мастерах русских народных

промыслах.

Рассматривание народных игрушек и узоров на них

Рассматривание альбома «Дымковские игрушки»

Разучивание стихов о дымковских игрушках

Продуктивная деятельность:

Знакомство с техникой изготовления

Работа с тестом

Работа с шаблонами

Музыкальная деятельность:

Музыкальная игра «На чем играю»

Слушание народной музыки

Разучивание танца «С платочками»

Игра на деревянных ложках.

Репетиция танца

16.

«Ляльник» праздник посвященный весне

Познакомить детей со старинным  русским праздником - Лялином дне,

продолжать знакомить  с малыми  формами фольклора, хороводными  играми, поощрять самостоятельное   творчество, стимулировать запоминание малых форм фольклора. Углубить интерес к культуре своего народа.

Рассказ воспитателя о народном празднике - Лялином

дне.

Театрализованная деятельность:

Инсценировка отрывка сказки о Ляле.

Знакомство с новой народной игрой «Ляля»

Продуктивная деятельность: игры в уголке ряженье

17.

«Прекрасные писанки»

Познакомить с обрядами, традициями, обычаями русского народа. Учить ценить прошлое.

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя о прекрасных писанках.

Проведение русских народных игр.

Продуктивная деятельность:

«Роспись писанки»

Проведение русских  народных  игр  «Ай-ду,  ду»,

«Солнышко-ведрышко»

Русские народные игры.

18

«Роспись писанки»

Закрепить умения создавать рисунок из  ранее изученных элементов

Закрепить умения  рисовать кистью;  (разными способами) и печаткой - тычком

Познавательная деятельность:

Рассказ воспитателя, как расписывали писанки

Рассматривании предметов и изделий украшенных

декоративными узорами

Подготовка и загрунтовка яиц смесью:  клея ПВА и

гуашью.

Изготовление эскизов.

19

«Веселые посиделки

Развивать способность  воспринимать художественный  образ.  Формировать эмоциональную отзывчивость,  умение сопереживать состоянию,  настроению  героев, соотносить  увиденное  с  собственным опытом чувств и переживаний,

Употреблять глаголы  в разных  временах; знакомить с народной музыкой; Театрализованной деятельности: учить передавать характерные  особенности  персонажей в драматизации, развивать творческие способности в процессе работы с бумагой.

Познавательная деятельность:

Беседа: «Что такое посиделки?»

Наблюдения за погодой, за приметами.

Рассматривание альбома: «Русские праздники»

Продуктивная деятельность: совместное изготовление

костюмов для кукол

Игровая деятельность:

Д/и «Чудесный мешочек»

Игры хороводные

Музыкальная  деятельность:  Слушание  русских

народных песен (в записи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Устное народное творчество. Потешки».

План-конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми младшего дошкольного возрастаТема: «Устное народное творчество. Потешки»....

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества ...

Конспект НОД «У страха глаза велики» в средней группе. Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка

Цель: использование устного народного творчества в развитии ребенка Задачи: ·        продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;·...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

г.Светлоград Петровский район Ставропольский край          Описание опыта работы «Развитие коммуникативно-речевых способностей  у детей среднего ...

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.      В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность...