Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
статья на тему

Кузнецова Людмила Юрьевна

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

     В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика.   Уже позже учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать   А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину.    Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией".

Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга".

    Однако бывает, что с речью у ребенка-дошкольника все в порядке, а мелкая моторика все равно может быть не развита. Если в 4 года ребенок не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет из пластилина ничего, кроме колбасок, не лепится, если в 6 лет штриховка – непосильная задача, это повод бить тревогу, потому что к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.        

     В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит  качество жизни  человека.

Из всего сказанного выше следует, что проблема работы по развитию мелкой моторики и координации  пальцев рук детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (карандашом, ручкой...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.    

   С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук можно  классифицировать основные виды игр, заданий, упражнений:

1.        Игры и упражнения  с пальчиками.

2.        Дидактические игры с крупами, песком, пуговицами, бусинками.

3.         Игры с мячами, кубиками, мелким конструктором, мозаикой.

4.        Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, ладошкой.

 Работа с детьми младшего дошкольного  возраста начинается со знакомства с пальчиками и их названием: используются  загадки,  небольшие стихи и потешки про пальчики.

Детям нравятся пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки.

Малыши  и ребята постарше любят рассказывать стихи и потешки про  пальчики.  Дети получают от этого положительное эмоциональное удовольствие.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 При помощи левой руки малыш загибает пальчики  правой, начиная с большого пальца, а потом правой загибает пальчики левой руки.

Пальчиковые игры со стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти, внимания, мимики детей и учат их общению.

Необходимо  объяснять малышам, что умелыми пальчики становятся не сразу,  надо помочь им быть умелыми, и они смогут красиво  рисовать, лепить, делать все, что  захочется.

-Как вы думаете, почему палец называется, большим?

-А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

-Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

-Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

-Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

При выполнении игровых упражнения по развитию моторики пальцев обязательным условием является вовлечение всех пальчиков  как у левой, так и у правой руки поочередно или у обеих вместе, это способствует  развитию не только пальчиков, но и кистей рук.

   «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».

«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.

«Пианист». Имитация игры на пианино.

«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

Детям  интересно выполнять различные упражнения, играть с мелкими предметами;  дети с удовольствием разучивают и используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.

Игры со счетными палочками позволяют дошкольникам фантазировать, создавать из обычных палочек целые композиции. Ребенок собирает  счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д. «Строим дом из бревен» из  счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. «Посадим лес»,  «Сделаем грузовик» и многое другое. Здесь совершенствуется не только  моторика, но и  воображение. Можно использовать рамочку для фото – получится картинка.

Очень эффективно помогают  в работе  по развитию тонкой моторики  у дошкольников   дидактические игры. Они имеют  большое значение не только  в формировании тонких движений руки, но и формированию мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия, в развитии пространственных ориентаций, формированию навыков учебной деятельности.

Для малышей игра «Золушка»:

1. – Перебери гречку, рис, пшено, горох, фасоль.

2. – Переложи фасоль в стакан.

3. – Собери фасоль в горсточку.

4. – «Замеси тесто». Насыпь в кастрюлю гороха или фасоли, или какой-то другой крупы. Ребенок опускает  туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

   Месим, месим тесто,

   Есть в печи место.

   Будут,  будут из печи

    Булочки и калачи.

        В старшем возрасте эту игру «Золушка» следует усложнить:  в прозрачную пластиковую баночку или стакан дети насыпают  слоями перебранные  крупы, фасоль, горох получается своеобразный рисунок такой, какой придумал ребенок. При выполнении этого задания активно работают большой, указательный, средний и безымянный пальцы (как бы солим).

 Эта, всем известная, игра развивает мелкую моторику рук и  одновременно  расширяет представления дошкольников об окружающем мире:  знакомит с различными крупами.

Игры и упражнения с пуговицами. «Подберите пуговицы разного цвета и размера: «Выложи рисунок из пуговиц» (по образцу воспитателя), «Придумай свой рисунок из пуговиц». Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

      В младшем и среднем возрасте часто практикуется работа с отдельными предметами: выложи узор из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на песке по представлению и образцу.  

      Выкладывание на листе бумаги нескольких  изображений реалистичных предметов, игрушек,   геометрических фигур предлагается детям  в  старшей и подготовительной   группе.

«Чудесный мешочек» - универсальная в своем роде игра. Ее варианты, в зависимости от темы и частной задачи, помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать,  , выделять и различать с помощью осязания окружающие его предметы, их свойства,  материалы, из которых они сделаны, геометрические тела их величину, находить эти формы в окружающих предметах.

Игры в мяч,  кубики, мелкий конструктор, с мозаикой  приносят большую пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом; во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,  в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

 Рисование - это эффективный путь, используемый для развития мелкой моторики. Он помогает дошкольнику усовершенствовать  мелкие движения, делают их более точными,  экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии.

В процессе рисования дети не только учатся правильно обращаться с изобразительными  материалами и осваивают различные изобразительные техники, у них развивается мелкая мускулатура руки.

    Для начала хорошо использовать рисование пальчиками и ладошкой. Такое рисование не только расковывает творческие возможности ребёнка, но еще, по мнению многих педагогов, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Так получаются разноцветные горошинки, бусы, фонарики и т. д.  Надо отметить, что в процессе рисования у детей формируются не только  элементарные графические умения так необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма, но и  развиваются общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности.

 В  дошкольном возрасте все дети  должны приобрести графические навыки. У многих дошкольников младшего возраста наблюдается отсутствие точности и уверенности движений ведущей руки поэтому с младшей группы (в игровой форме) следует  использоваь упражнения, которые эффективно помогают  в работе  по развитию тонкой моторики и глазомера.

    – Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок разной величины.

«Погуляем по ровным дорожкам», «Привяжем ниточки к шарикам», «Украсим шарфик полосками»,  «Дождинки падают из облака в лужу», «Машина едет в гараж», «Смотаем клубочки для бабушки», «Скатаем комья для снеговиков» и т.д.

      В средней и  старшей группе задание усложнилось: «Такие разные дорожки»: «Проведем волнистые линии», «Проведем неотрывную линию по спирали, по кругу, параллельные линии по вертикали: сверху -  вниз или по горизонтали: слева – направо».

Для формирования зрительно-моторных координаций  в старшем возрасте –  практикуются упражнения: «Построй кукол на зарядку».

   «Составь из частей целое»,  «Составь из двух треугольников квадрат (из двух квадратов прямоугольник, из двух частей круг и т.д.)»,  «Составь из нескольких геометрических фигур одну».

С дошкольниками-подготовишками для формирования графических навыков, как показывает опыт многих педагогов, целесообразно работать в тетрадях в крупную клетку. При этом необходимо с самого начала следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положении кисти и локтя.

 Работа в тетрадях в клетку начинается со  знакомства с тетрадью и рабочей строкой. Задания и упражнения в тетрадях также разнообразны: «Продолжи узор», «Напиши вертикальные и горизонтальные прямые палочки», «Напиши дуги, волнистые линии, круги, овалы», «Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки», «Соедини точки, отрывая руку», графические диктанты.

   В процессе работы в тетрадях у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется ориентировка на листе, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий приводит

  • к росту ручной умелости дошкольников,
  • позволяет ребенку развивать речь, логику мышления,
  • подготовить доминантную руку к письму и в целом  
  • способствуют развитию интеллекта,
  • помогает ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы,
  • позволяет лучше познать мир, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью бельевых прищепок.

Материал рекомендован к использованию в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Использовать в работе могут учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели коррекционных групп....

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство подготовки руки к письму

Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста, не теряет своей актуальности.   Уровень ра...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

Рекомендации родителям « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

Материал о том, как можно эффективнее развивать мелкую моторику у современных дошкольников с задержкой психического развития....