«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
статья (подготовительная группа) по теме

Мякишева Лариса Николаевна

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_dlya_mini_-_sayta.docx38.43 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений.

Вопросы использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова и др. В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и другие.

В своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста.

 В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одной из задач которого является необходимость заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Все это дает основания внедрять ИКТ в системе дошкольного воспитания и образования.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.

ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений. Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.

Математические представления детей – это начальные знания детей в области математики как науки. Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс.

Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

ИКТ обладает огромными возможностями, позволяя эффективно организовать работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста. Однако использование этого вида технологий осложняется несколькими обстоятельствами:

- недостаточной информационной культурой и компьютерной грамотностью педагогов;

- недостаточной готовностью педагогов к массовому использованию информационных технологий в образовательном процессе;

- низким уровнем обеспеченности ДОУ компьютерной и коммуникационной техникой;

- недостаточным количеством компьютеров в учебном процессе;

- недоступностью использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.

- отсутствием методики использования ИКТ в образовательном процессе в ДОУ.

Значительно осложняется работа по использованию ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста отсутствием методической литературы и обобщенного педагогического опыта использования ИКТ в практике ДОУ.

Возможности ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста являются инновационными в системе воспитания  и обучения детей дошкольного возраста.

Поэтому необходимо как можно быстрее разработать методики в системе дошкольного образования  по использованию ИКТ в формировании математических представлений.

 Формирование математических представлений детей дошкольного возраста как процесс.

Формирование элементарных математических представлений, по определению А.В. Белошистой, – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики.

Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие. Математическое развитие детей дошкольного возраста – это изменения в их познавательной деятельности, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

В предусмотренной программой начальной математической подготовки детей дошкольного возраста предусматривается обучение их счету, развитие количественных представлений в пределах 1-го десятка, обучение решению и составлению элементарных арифметических задач.

Кроме того, формирование математических представлений детей дошкольного возраста предполагает выполнение операций с множествами (наглядно представленными), проведение измерений при помощи условных мерок, а также развитие глазомера детей, формирование представлений о времени, о геометрических фигурах, формирование понимания пространственных отношений.

ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в разных видах деятельности.

Формирование элементарных математических представлений отнесено ФГОС к образовательной области «Познавательное развитие». Данная область предполагает развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий детей, становление их сознания. Развитие воображения и творческой активности. А также формирование первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования внимание педагогов должно быть направлено на развитие познавательных возможностей детей и на их реализацию, что касается и формирования элементарных математических представлений у детей. Соответственно, взаимодействие с детьми дошкольного возраста должно быть организовано так, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса у детей, развитие у них познавательной самостоятельности и инициативности.

Целью формирования математических представлений у детей дошкольного возраста являются: всестороннее развитие личности детей, осуществление их подготовки к школьному обучению, осуществление познавательного

Таким образом, формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики.

Результатом процесса формирования элементарных математических представлений является математическое развитие детей дошкольного возраста.

Внедрение ФГОС дошкольного образования потребовало изменения организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ. Изменение средств организации непосредственной образовательной деятельности в дошкольном учреждении в связи с внедрением ФГОС дошкольного образования.

C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Федеральный государственный образовательный стандарт – новый тип документа, учитывающий передовые традиционные подходы и инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. В соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования образовательный процесс в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, который осуществляется в различных моделях и формах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В структуре образовательного процесса в ДОУ выделяются цели и задачи, а также содержание, средства, методы воспитания и обучения, формы организации, условия, которые обеспечивают его организацию, реализацию, результаты – это все целевые ориентиры дошкольного образования.

Особого внимания заслуживают формы организации образовательного процесса. В течение длительного периода времени одной из форм организации образовательного процесса в ДОУ были занятия.

ФГОС дошкольного образования определена модель организации образовательного процесса. Эта модель включает в себя совместную деятельность детей и взрослых, а также самостоятельную деятельность.

 Внедрение ФГОС дошкольного образования потребовала изменения средств организации, которые выполняют информационную, дидактическую, контрольную функции, позволяют стимулировать учебно-познавательную деятельность детей, оптимизировать учебный процесс, обеспечить эффективность усвоения учебного материала детьми с наименьшей затратой сил и времени. Средства организации НОД в дошкольном учреждении эффективно используются в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

 Возможности ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее используются в практике работы образовательных учреждений.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – это комплекс методов, способов и средств, которые обеспечивают хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии). Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации .

На занятии и в организации детей в дошкольном учреждении с использованием ИКТ компьютер – это средство обучения, он не заменяет педагога, а дополняет его. Компьютер может использоваться на разных этапах  занятия или совместной деятельности.

Информационно-компьютерные технологии определены как личностно-ориентированные педагогические технологии, поэтому они способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Принципы занятий с применением ИКТ:

1) адаптивность, приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2) управляемость, в любой момент педагог может внести изменения в процесс обучения;

3) интерактивность, диалоговый характер обучения;

4) оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5) поддержание у детей состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6) неограниченное обучение, содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики .

Использование ИКТ в образовательной деятельности имеет преимущества и недостатки.

 К преимуществам использования ИКТ относятся:

- индивидуализация обучения;

- интенсификация самостоятельной работы детей;

- рост объема выполненных заданий;

- расширение информационных потоков при использовании Интернет;

- повышение интенсивности процесса обучения, освоение современных информационных технологий на интегрированных занятиях.

К недостаткам использования ИКТ относятся следующие:

- недостаточно времени для подготовки к занятию;

- недостаточная компьютерная грамотность педагога;

- сложности в интегрировании компьютера в структуру занятия;

- в расписании не предусмотрено использование Интернет;

- при работе на компьютере дети отвлекаются на игры, музыку и т.д.

Несмотря на существующие недостатки, ИКТ обладают значительными преимуществами, и сегодня использование компьютерных технологий становится все более востребованным и дошкольном учреждении.

Итак, информационно-коммуникационные технологии – это широкий спектр цифровых технологий, которые используются для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Одной из этих технологий является мультимедийная технология .

Сегодня ИКТ активно внедряются в практику работы дошкольных учреждений. Использование этих технологий повышает интерес детей к занятиям, растет уровень познавательных возможностей дошкольников. Кроме того, использование новых приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает внимание детей.

ИКТ в дошкольном образовании обеспечивают личностно-ориентированный подход, увеличивают объём материала, который может многократно, повторяться и с каждым разом подаваться в новой форме.

Компьютерные обучающие игры помогают закрепить знания детей, они могут использоваться в индивидуальном обучении, в целях развития и коррекции психических качеств и свойств детей.

Компьютерные программы, используемые в ДОУ, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.

Все эти возможности ИКТ реализуются и в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

В этом плане ИКТ имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами обучения детей дошкольного возраста, а именно:

- информация предъявляется детям на экране компьютера в игровой форме, и это вызывает у детей интерес;

- информация предъявляется образно, понятном и доступном для детей виде;

- использование движения, звука, элементов анимации привлекает внимание детей;

- постановка проблемных задач, поощрение детей при правильном ответе непосредственно компьютером являются хорошим стимулом познавательной активности детей;

- наличие возможности индивидуализации обучения;

- возможность самостоятельного регулирования ребенком темпа и количества решаемых игровых обучающих задач;

- в процессе деятельности за компьютером дети дошкольного возраста приобретают уверенность в себе, в том, что они многое могут;

- возможность моделировать жизненные ситуации, которые сложно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

- «терпеливость» компьютера, предоставление возможности ребенку исправить свои ошибки.

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие детей предполагает использование сети Интернет, как источника дополнительной информации, разнообразного иллюстративного материала, способа распространения методических находок и идей.

2. Непосредственное обучение:

а) использование развивающих компьютерных программ, что увеличивает объем материала, привлекает внимание детей и др.;

б) использование мультимедийных средств: термин «мультимедиа» в буквальном переводе означает «много средств для представления информации пользователю», мультимедиа – это интерактивные (диалоговые) системы, обеспечивающие одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статистическими изображениями и текстами; мультимедийные технологии – это способ представления информации в компьютере с возможностью одновременного использования текста, графики, звука, видео и анимационных эффектов; многие программные продукты являются мультимедийными по предназначению: компьютерные энциклопедии, учебники, игры.

Особая категория мультимедийных документов это – презентации ;

в) применение компьютерных презентаций – электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов), выполненных в технологии мультимедиа.

Компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:

- презентации привлекательны для занятий с непосредственным участием преподавателя, и для дистанционного режима обучения;

- интерактивность компьютерных презентаций позволяет им эффективно адаптироваться под особенности обучающихся: временная интерактивность предоставляет возможность обучаемому самостоятельно определять начало, продолжительность процесса обучения, скорость продвижения по учебному материалу; интерактивность по очередности обеспечивает свободное определение очередности использования фрагментов информации; содержательная интерактивность позволяет изменять, дополнять, уменьшать объем содержательной информации.

- возможность тиражирования и распространения: созданные на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом виде, они не портятся, не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и, при необходимости, легко могут быть модифицированы.

Кроме того, в настоящее время ИКТ технологии позволяют создавать электронные дидактические средства для формирования математических представлений детей дошкольного возраста. Все они основаны на мультимедийном представлении материала. Использование мультимедиа в формировании математических представлений детей дошкольного возраста основано на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства. Внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство.

Таким образом, информационно-коммуникационная технология представляет собой технологию подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. ИКТ может использоваться на разных этапах организации  в дошкольном учреждении.

ИКТ отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста, поэтому активно используются я в практике работы образовательных учреждений.

В современных условиях ИКТ расширяют возможности педагогов ДОУ. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей в сфере математики.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, а также умение самостоятельно приобретать новые знания.

Опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста

Нами  накоплен опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

ИКТ используем для организации непосредственной образовательной деятельности детей, совместной развивающей деятельности педагога и детей, создания развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

 При использовании ИКТ опираемся на то, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому активно используем в работе принцип наглядности.

Для реализации этого принципа используется разнообразный статичный и динамичный иллюстративный материал, ресурсы Интернета, что позволяет сделать  процесс формирования математических представлений детей дошкольного возраста наглядным, информационно насыщенным и комфортным.

Организуем три вида занятий с использованием ИКТ: занятие с мультимедийной поддержкой, занятие с компьютерной поддержкой и диагностическое занятие.

На занятиях с мультимедийной поддержкой используем  один компьютер как электронная доска. При подготовке к занятию мы анализируем электронные и информационные ресурсы, отбираем материал для НОД, создаём презентации при помощи программы PowerPoint или других мультимедийных программ.

Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, интересной, что способствует хорошей результативности всей деятельности. Мультимедийные презентации, по нашему мнению позволяют представить обучающий и развивающий материал по математике как систему ярких опорных образов. Все они наполнены, структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Это позволяет нам задействовать разные каналы восприятия, заложить информацию в фактографическом и ассоциативном виде в память детей.

 Цель информации – формирование у детей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Занятия по формированию математических представлений детей дошкольного возраста с компьютерной поддержкой проводим с использованием игровых обучающих программ.

На таких занятиях мы используют несколько компьютеров, за которыми работают сразу несколько детей одновременно. Игровая обучающая игра для детей, а это электронный учебник, позволяет детям самостоятельно изучить материал, выполнить предлагаемые занятия и проверить свои знания по теме. Возможности ИКТ позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала по математике, экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

И занятия с мультимедийной поддержкой, и занятия с компьютерной поддержкой проводятся не чаще 1 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за персональным компьютером.

Третий вид занятий, которые  мы используем - это диагностическое занятие. Для его проведения требуются специальные программы, но их мало, поэтому мы  стараемся найти возможности применения такого рода занятий в практике формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

Используется компьютерная игровая программа «Алик: скоро в школу!». Ее цель: содействовать решению задач развития детей старшего дошкольного возраста, а именно: внимания, мышления (классификация, сериация), пространственных представлений, развитие речи, активизация словаря, закрепление понятия величины (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий), закрепление цветов спектра, геометрических фигур, упражнение в прямом счете в пределах 10 и умения соотносить число с цифрой, развитие мелкой моторики руки.

В этой игре дети дошкольного возраста знакомятся с щенком по кличке Алик. Этот персонаж в веселой и доступной детям форме помогает работать над формированием у детей математических преставлений, а также рассказать им много интересной и полезной информации. Особенностью этой программы являются яркость и доступность, простота управления, а веселые игры и интересные задания ожидают детей на каждом из этапов работы.

В игре есть комплекс заданий, например, «Найди грибок», «Художники», «Собери овощи» и др., которые направлены на развитие у детей математических представлений, так и их проверку, контроль.

Возможности формирования у детей математических представлений имеет и серия игр, разработанных Н.В. Пыстиной. Так, игра «Правильные Ориентиры» способствует развитию пространственных представлений у детей 6-7 лет. Данный ресурс представляет собой систему игровых заданий, разделенных по половозрастному признаку: задания для девочек и задания для мальчиков. В ходе решения игровых задач ребенок упражняется в определении правой и левой стороны, в ориентировке на «клетке», тренируется в чтении карт и схем. При выполнении заданий ребенку предоставляется возможность вернуться к предыдущему заданию, основной принцип построения игры – от простого к сложному. Данный продукт возможно применить в работе с детьми с использованием интерактивной доски.

Также отдаём предпочтение использованию программы PowerPoint для создания иллюстративного материала для показа с экрана. Это обусловлено потребностями в использовании большого количества наглядного материала, который не всегда отвечает требованиям (хорошо известно, что основными средствами обучения в основном выступают меловая доска, фланелеграф).

Используем презентацию во время занятия, либо как часть занятия, например, для проведения дидактической игры, ознакомлении с новым материалом, для проверки знаний и т.п. Но основное назначение ИКТ мы видим  выполнение отдельных заданий, а также в демонстрацию иллюстративного материала.

Кроме того занятия с применением программы PowerPoint позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Сюжетом занятия  является путешествие в страну «Математику», что мотивируется желанием детей помочь жителям страны.

Цели занятия состоят в формировании элементарных математических представлений и повышении интереса детей к изучению математики. В процессе занятия решаются образовательные задачи (учить детей понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно; закреплять умение составлять простейшие арифметические задачи по картинкам, записывать решение задачи с помощью цифр и знаков, решать примеры; закреплять умение сравнивать числа и пользоваться знаками); развивающие задачи (развитие внимания, памяти, речи, мышления); воспитательные задачи  (воспитание усидчивости, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели).

Детям даются исходные данные: побывать на каждом острове, выполнить все задания волшебника, потом получить ключи в форме геометрических фигур, и открыть дверь замка. Детям предлагается карта страны и загадки-подсказки, помогающие ориентироваться по карте. Дети в соответствии с замыслом педагога последовательно проходят все «острова» и выполняют предложенные задания. Вся эта работа сопровождается компьютерной презентацией, которая, во-первых, дает визуальный ряд, во-вторых содержит в доступной, яркой, красочной форме учебный материал. Все это обеспечивает прочное формирование умений и навыков детей в математическом развитии.

Таким образом, проанализировав опыт своей работы по использованию ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

- ИКТ позволяет расширить использование электронных средств обучения, которые позволяет передавать информацию обучающего характера быстрее, чем при других способах обучения;

- при использовании ИКТ обеспечивается наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, у детей оказываются задействованными все три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

- при использовании ИКТ мультимедийные средства (движения, звук, мультипликация) привлекает внимание детей, способствует повышению интереса к изучаемому материалу, а высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

- используемые при ИКТ презентации, слайд-шоу, видеофрагменты побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет.

К числу проблем использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста относятся: несоответствие материальной базы, влияние на состояние здоровья детей, недостаточная ИКТ-компетентность педагога.

Разработка системы занятий по формированию математических представлений детей дошкольного возраста с использованием ИКТ.

В рамках исследовании нами разработана система занятий по формированию математических представлений детей дошкольного возраста с использованием ИКТ. Система занятий включена в календарно-тематическое планирование, предназначенное для подготовительной группы ДОУ (возраст детей 6-7 лет).

Система занятий составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта по разделу «Развитие элементарных математических представлений» Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ с учетом Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, рекомендованной Минобрнауки РФ, с учетом требований ФГОС дошкольного образования.

Система деятельности  рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 30-35 минут. Планируется, что предложенные занятия будут включены в общую систему календарно-тематического планирования и проводится 1 раз месяц.

Цель занятий: формирование умственных способностей и математических представлений детей старшего дошкольного возраста, развитие у детей умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста запланировано на каждом из занятий.

Перечень ИКТ:

1. Презентации: «Счет до 5.Ознакомление с геометрическими фигурами»; «Счет до 6»; «Состав числа 7»; «Измерение».

2. Интерактивные игры:

- Игра «Пингвины» (мама-пингвин потеряла деток, ей надо помочь их найти). Необходимо нажимать мышкой на цифры по порядку;

- «Домик» (раскрасить домик с помощью мышки, при нажатии на части домика они будут менять цвет; посчитать предметы, ввести в поле цифру, обозначающую количество предметов);

- «Помоги птенчику» (серия «Комбинаторика»): детям надо помочь выпавшему из гнезда птенцу, расставив животных разного размера по принципу сериации;

- «Войди в замок»: выполнение ряда испытаний (помочь принцу), направленных на осуществление счета, вычислений (определить порядковое число заданной ступени, пересчитать количество стражников на ступенях замка и т.п.).

3. Компьютерная игра: «Красная Шапочка. Математика для дошкольников»: «Собери круг»

В календарно-тематическом планировании указаны номер НОД, тема НОД, программное содержание, структура НОД, средства обучения – ИКТ.

Методические рекомендации по использованию ИКТ

в формировании математических представлений детей дошкольного возраста

Использование ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста должно соответствовать определенным требованиям. Это позволит максимально эффективно использовать ИКТ и соблюдать требования к безопасности и сохранению здоровья детей. Представим методические рекомендации по использованию ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста.

При использовании ИКТ предъявляются требования к помещению. Эти требования охарактеризованы М.Н. Солоневичевой. Так, в помещении, где планируются использование компьютера или другой оргтехники рекомендуется располагать рабочую зону и зону для отдыха детей. Площадь на 1 рабочее место – не менее 6 кв. метров, количество рабочих мест в кабинете определяется в зависимости от площади помещения и не должно превышать 12 мест. Сами рабочие места для детей, как правило, располагаются по периметру помещения, а кабели локальной сети и питания подводятся к задней панели, развернутой к стене, при этом строго соблюдаются требования, предъявляемые к электробезопасности.

 Мебель для детей (стул и стулья) подбираются по росту детей. При подборе мебели необходимо учитывать, что ребенок должен сидеть за столом так, чтобы линия взгляда находилась под прямым углом по отношению к экрану. Оптимальное расстояние от глаза до экрана – 60-70 см, допустимое – не менее 50 см. Пол в помещении должен легко подвергаться уборке, иметь антистатические свойства. Для повышения влажности воздуха рекомендуется использовать увлажнители или устанавливать емкости с водой[23].

Перед началом и после окончания занятий рекомендуется ежедневно проводить влажную уборку, а также протирать экраны выключенных дисплеев. Освещение в помещении должно быть искусственным и естественным, но надо учитывать, чтобы солнце не попадало ни на мониторы, ни в глаза детям[23].

Н.А. Подливаева также определяет требования к использованию ИКТ. Дети в условиях использования ИКТ делятся на подгруппы, причем, чем младше возраст детей, тем меньше должна быть численность подгруппы. Занятия с каждой из подгрупп проводятся не чаще 1 раза в неделю, а время нахождения детей возле компьютера не должно превышать 15 минут, до и после занятия проводится обязательная разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, само занятие должно сопровождаться проведением физкультминутки. Все это позволит снять у детей напряжение].

Т.А. Никишина указывает требования, необходимые для внедрения в образовательный процесс в дошкольном учреждении ИКТ. Первым условием педагог считает соответствующую профессиональную позицию педагогов ДОУ. Использование ИКТ в формировании математических представлений возможно только в тех ДОУ, где педагоги творчески подходят к методам и приемам обучения.

Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает использование игровых программ и графических редакторов, потому должно включаться в программное содержание учебных занятий.

Н.А. Никишина предупреждает об исключении использования ИКТ сверх учебной программы, в качестве дополнительных занятий. Это касается и формирования математических представлений, т.к. способствует тому, что дети перегружаются информацией и дополнительными занятиями.

Ю.М. Горвиц считает, что воспитатель ДОУ, занимающийся с детьми на персональном компьютере, должен четко соблюдать санитарные нормы использования ИКТ, быть уверенным пользователем, владеть текстовыми и графическими редакторами, игровыми программами. Такому педагогу легче работать и, тем более, приобщать детей к новым технологиям. Хорошие навыки воспитателя в работе с компьютерной техникой позволяют ему достаточно легко переводить информацию в электронный вид, а это облегчает систематизацию и хранение учебно-методического комплекса (УМК), иллюстративного и раздаточного материала, учебных программ, конспектов и планов занятий. Это позволяет также в любое время обратиться к электронным ресурсам и изготовить необходимое количество материала, копий, распечаток, чтобы обеспечить детей раздаточным материалом. К тому же корректировать информацию удобнее на экране монитора, что значительно экономит время, расходные материалы, место для хранения УМК. При таком условии накопленный опыт и дидактический материал, разработки и т.п. остаются у педагога.

Хранить информацию рекомендуется не в памяти компьютерного процессора, а использовать карту памяти для перенесения информации с одного компьютера на другой. Информацию в готовом виде, которая не редактируется, рекомендуется сохранять на жестких СД-дисках, при этом вся информация должна быть систематизирована, подписана, а копии храниться в методическом кабинете ДОУ.

И.Г. Захарова рекомендует использовать ИКТ не только в формировании математических представлений, но и на всех остальных занятиях (за исключением физкультурных). Кроме того, занятия и материал могут успешно интегрироваться. Например, формирование математических представлений у детей можно интегрировать с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.

ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап учебного занятия по формированию математических представлений у детей. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей.

Существуют требования к организации работы с использованием ИКТ в формировании математических представлений. Так, детей можно подвести к компьютеру в начале занятия. Это вызовет интерес к теме. Элементы ИКТ могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наградой за хорошую работу на занятии. ИКТ может использоваться и как связующее звено в серии НОД. Именно такой подход использован нами при планировании занятий. Все эти рекомендации необходимо учитывать воспитателю ДОУ при планировании использования ИКТ в формировании математических представлений у детей.

ИКТ может использоваться при помощи мультимедийной установки при групповой работе, с использованием персонального компьютера при индивидуальной работе. Все это способно произвести на детей сильное впечатление, выступает эффективным средством развития мотивации к учебной деятельности, инструментом воспитания детей, а также способом формирования математических представлений у детей.

Таким образом, в руках творческого воспитателя дошкольного образовательного учреждения использование ИКТ способно сделать процесс формировании математических представлений у детей дошкольного возраста эффективным, увлечь детей, заинтересовать их, способствуя развитию психических процессов, приобретению ими знаний, обеспечивая математическое развитие.

Заключение

Формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей дошкольного возраста в сфере математики. Результатом этого процесса является математическое развитие детей.

Формирование элементарных математических представлений по ФГОС относится к образовательной области «Познавательное развитие», что предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий детей, становление их сознания; развитие воображения и творческой активности и т.п. В результате дети приобретают знания, у них формируются умения и навыки, касающиеся формы, цвета, размера, материала, количества, числа, части и целого, пространства и времени и др.

Главные задачи формирования элементарных математических представлений как основы математического развития в аспекте ФГОС дошкольного образования:

  1. приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме и др. как основах математического развития;
  2. формирование ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
  3. формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании и т.п.;
  4. овладение математической терминологией;
  5. развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие.

Решению поставленных задач способствуют средства организации занятий, одним из которых является ИКТ как технология подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера. Для этого необходимо применять мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски. Все эти средства организации занятий используются в процессе формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

Мы пришли к выводу, что ИКТ дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу, способствовать проявлению интереса к поисковой исследовательской деятельности. Все эти моменты способствуют эффективному формированию математических представлений детей дошкольного возраста.

Обобщив все сказанное, мы можем сделать вывод, что использование ИКТ эффективно сказывается на формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста, посредством использования логико-математических игр»

Материал представлен сообщением из опыта работы воспитателя о формировании интреса у детей к логико-математическим играм и упражнениям....

Доклад на педагогическом совете.«Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» 20.01.2020г.

laquo;Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста»  20.01.2020г....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. ИКТ сегодня все активнее используются в практ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений....

«Использование СТЭАМ - технологий в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»

Эффективная реализация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников невозможна без использования инновационных технологий, которые ...

Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста

Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает д...