Сообщение на заседании педагогического Совета №3 «Методика ознакомления дошкольников с мордовским декоративно-прикладным искусством (лепка).
материал на тему

Иванова Марина Владимировна

Сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_lepka.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

на заседании педагогического Совета №3

«Методика ознакомления дошкольников с мордовским декоративно-прикладным искусством (лепка).

Подготовила воспитатель Иванова Марина Владимировна

                          

               Народное декоративно – прикладное искусство Мордовии.

Народное искусство сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного творчества – зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством.

Включение регионального компонента в содержании образования обусловлена рядом объективных причин, среди которых можно выделить новый подход к процессу обучения, формирование человека, гармонично включенного в местные культурные традиции.

Основные цели:

Создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребенка в окружающем мире;

Воспитывать гражданское самосознание, через ознакомление с историей природой и культурой родного края.

В настоящее время в дошкольной  педагогике сформировались определенные задачи по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством.

1.     Формирование уважительного отношения к традициям, духовным устоям родного края.

2.     Знакомство с жизнью и творчеством знаменитых земляков - художников, скульпторов.

3.     Развитие положительной мотивации, активного интереса к декоративно-прикладному искусству мордовского народа.

4.     Пополнение активного словаря детей словами этнического характера.

При ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством в дошкольной педагогике разработаны дидактические принципы:

1. Историзм. Любить свой край – это значит хорошо знать его историю, культуру, прошлое и настоящее. Изучения творчества народных мастеров рождает в душе детей чувство гордости за свой край и чувство патриотизма.

2. Индивидуализации и дифференциации. Большое внимание на занятиях уделяется на творческую деятельность ребят, позволяющее каждому проявить свой личный потенциал и индивидуальность. Дифференциация обучения предполагает выбор детьми заданий разного уровня сложности.

3. Активность и посильная самостоятельность. Одной из задач в работе является развитие положительной мотивации. Активное включение в творческий процесс всех детей дает им возможность всем ощутить сопричастность к национальной культуре.

4. Принцип наглядности. Выставки изучаемых объектов, различные иллюстрационные материалы позволяют осмыслить культурно -исторические события нашего края.

5. Последовательность  и систематичность. Последовательное систематическое включение материала, отражающего национально культурные и эстетические аспекты, позволяют сформировать и углубить у детей чувство малой Родины, бережного и корректного отношения к культуре своего народа.

В дошкольной педагогике определен ряд методов, которые эффективны и при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности, опыта поведения.

Методы формирования сознания личности включает в себя разъяснение, беседу, рассказ.

Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей об окружающей действительности, о традициях и обычаях народа.

В дошкольных учреждениях особенное место отводится рассказу.

Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа дети получают знания об истории родного края, о культуре и традициях своего народа.

Разъяснение – как метод воспитания используется в работе с детьми. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт. Разъяснение должно быть лаконичным, точным, сжатым.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником или несколькими. По своему содержанию беседа может быть эстетической, рассматривая образцы вышивки национального костюма и т.д.

К методам организации деятельности и опыта поведения относятся такие методы: приучение, упражнение.

Дети дошкольного возраста постоянно участвуют в разнообразной деятельности. Ознакомление с родным краем наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, т.к. именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формировании черт характера и качеств личности.

Приучение – направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые формы поведения.

Упражнение – многократное повторение, закрепление, совершенствование нужных способов действий. Упражнения связаны с организацией жизни детей, с их разнообразной деятельностью.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством и традициями, участия в народных праздниках, с использованием предметов декоративно-прикладного искусства духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Декоративная лепка в дошкольном учреждении – это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек. Кроме того, детям доступно выполнять небольшие украшения (бусы, броши для кукол), сувениры мамам, бабушкам, сёстрам ко дню рождения, к празднику 8 Марта. Навыки, полученные детьми во время занятий декоративной лепкой, могут использоваться ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными.

Младшая группа (от 3-4 лет)

Учить выделять изделия мордовского декоративно – прикладного искусства из группы предметов и изделий быта. Вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий. Познакомить детей с мордовской народной игрушкой –птичкой –свистулькой, стилизованной матрешкой –мордовочкой.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Развивать интерес к лепке предметов по мотивам мордовской народной игрушки. Познакомить с техникой изготовления глиняной игрушки(например, птички), учить лепить предмет из нескольких кусочков глины, соблюдая пропорциональное соотношение частей, характерное для данного вида народной игрушки.

Поощрять стремление украшать при помощи стеки вылепленные изделия стилизованным мордовским узором («крест», «галочка», «елочка»).

Старшая группа (от 5-6 лет)

Воспитывать у детей интерес к лепке предметов по мотивам мордовской народной игрушки. Познакомить с техникой изготовления глиняной игрушки (конь, барыня), учить лепить из целого комка глины и по частям, передавать в лепке выразительность образа, характерные особенности мордовской народной игрушки. Учить расписывать изделие гуашью, украшать способом «налепа», «углубленного рельефа».Учить детей лепить посуду (блюдо) из целого комка глины.

Подготовительная к школе группа (от 6до 7 лет)

Воспитывать интерес к лепке скульптур по мотивам народной игрушки Мордовии, учить лепить из целого комка глины игрушки более сложной формы. Показать технику изготовления птички-свистульки. Учить лепить скульптурные группы из двух-трех фигур, сохраняя пропорциональные соотношения по величине и характеру образа. Учить выполнять декоративные пластины способом «налепа» по мотивам мордовского изобразительного искусства.

 Закрепить умения лепить посуду из глины разными  способами (пластическим, конструктивным, комбинированным), расписывать изделия гуашью.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. 

В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

 

Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Воспитатель рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приёмам декоративной лепки.

 

Но для того чтобы успешно проводить такую работу, педагог должен быть сам знаком с народными художественными промыслами, должен знать и понимать народное искусство, знать методику обучения детей декоративной лепке.

 

Народное ДПИ должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус. Для детей младших групп нужно иметь точёные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Для средней группы нужно иметь семёновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка,  глиняная и деревянная.

 

Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки, обогащая представление об окружающем мире. Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка. Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами ДПИ, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов. Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего воспитания каждого ребёнка.

 

Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.

  

Заключение 

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать  о том, что знакомство детей с предметами народного творчества и декоративная лепка оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.

Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.

Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группе у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.

Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки.

 

Литература

1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М., 2004.

2. Дурасов Н.А. Каргополькая глиняная игрушка. Л., 1986.

3. Дорожин Ю.Г., Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.

4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005.

5. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 2005.

6. Соломенникова О.А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005.

7. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством...

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Методические  рекомендации по ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого ...

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»

Консультация для воспитателей «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»...

Консультация для воспитателей " Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста.Декоративно...