Польза выражения эмоций у дошкольников
статья на тему

Зубровская Карина Владимировна

Детская психика и нервная система ещё только формируются, поэтому большинство детей очень впечатлительны. Какая-нибудь мелочь (с точки зрения взрослых) может вывести ребёнка из душевного равновесия.

Гнев, злость, раздражение, страх, душевная боль — слишком сильными бывают эмоции у детей, они не могут с ними справиться (многие не могут, даже став взрослыми). «Ну, оторвалась у мишки лапа, стоит ли из-за этого так рыдать? Вот уж горе!» — недоумевают взрослые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

Польза выражения эмоций у дошкольников.

Детская психика и нервная система ещё только формируются, поэтому большинство детей очень впечатлительны. Какая-нибудь мелочь (с точки зрения взрослых) может вывести ребёнка из душевного равновесия.

Гнев, злость, раздражение, страх, душевная боль — слишком сильными бывают эмоции у детей, они не могут с ними справиться (многие не могут, даже став взрослыми). «Ну, оторвалась у мишки лапа, стоит ли из-за этого так рыдать? Вот уж горе!» — недоумевают взрослые.

Обычно эмоциональный всплеск проходит без следа, ребёнок отвлекается, успокаивается, забывает, особенно если рядом есть чуткий взрослый, который ему поможет. Но у некоторых особенно ранимых детей эмоциональные срывы бывают довольно часто. Загонять чувства вглубь, подавлять — опасно. Лучше дать им выход безопасным для ребёнка и окружающих способом. Разговорите малыша. «Ты обиделся? А как ты думаешь, почему он (обидчик) это сделал? Ты считаешь, он это нарочно?» Ребёнок должен почувствовать вашу поддержку и понимание, нельзя оставлять его наедине с его горем. Дайте ему понять, что он вправе испытывать отрицательные эмоции, как и каждый человек. Постепенно он научится проявлять их цивилизованным способом.

Активным детям, когда они злятся, желательно дать возможность выплеснуть свой гнев физическими движениями — пусть рвёт газеты, швыряет на пол подушки или игрушки, бьёт по мячу или пинает диван — любая безопасная деятельность хороша. Предложите устроить соревнование — кто дальше прыгнет, сильнее ударит по мячу, громче крикнет.

Для детей чудодейственным средством является игра. Можно вместе с ребёнком проиграть травмирующую ситуацию с куклами, мягкими игрушками, машинками. Для начала возьмите на себя роль «пострадавшей стороны», то есть своего ребёнка. Говорите от имени его любимой игрушки: «Я плачу (сержусь, злюсь и т. д.), потому что…». Пусть ребёнок поможет игрушке, утешит, посоветует. Если у него не найдётся слов, задавайте наводящие вопросы: «А может, мне… (сделать то-то, сказать и пр.)». Можно выступить в роли «игрушки для битья» — не слушайтесь своего хозяина, перечьте, раздражайте. Пусть малыш выплеснет свой гнев на непослушную игрушку. Сюжет игры и роли зависят от ситуации.

В игре малыш имеет власть, какой у него нет в реальной жизни. Он может наказывать, восстанавливать справедливость, выказывать страх, о котором боится сказать родным. В игре вы увидите, каким видит мир и свою семью ваш ребёнок.

В ролевых играх вы получите возможность узнать, какие проблемы беспокоят ребёнка. Хулиган в группе? Злая воспитательница? Ревность к старшему/младшему братику/сестричке? Семейные скандалы?

Выслушайте своего ребёнка, он так хочет быть услышанным! Как и все мы…

Как научить ребенка выражать свои эмоции и избавляться от злости.

Почему одни люди, когда злятся, ведут себя корректно, а другие кидаются с кулаками на обидчика? Одни переносят обиду спокойно, а другие мстят? Потому что одни умеют контролировать свои эмоции и справляться с ними, а другие нет.

Очень важно объяснить ребенку, что все люди злятся, обижаются, ревнуют, завидуют, в общем, испытывают негативные эмоции. И либо человек будет контролировать свои эмоции, либо уже эти эмоции будут руководить человеком. От того, как мы научимся выражать свои чувства и эмоции, зависят наши отношения с окружающими. А эти отношения очень важны, т.к. мы живем в обществе среди людей.

Человек испытывает огромное количество чувств и эмоций, которые очень часто не умеет контролировать. Самые эмоционально неустойчивые – это дети. Дети не умеют себя контролировать. Чего-то сильно захотел – взял и сделал, не задумываясь о последствиях, разозлился – закричал, испугался – заплакал и т.п.

Постепенно человек эмоционально созревает и учится контролировать свои чувства и эмоции. И уже если он разозлился, то он не кинется драться, а может себя сдержать. Не начнет кричать и громко выражать недовольство, сдержится. Если вы научите этому своего ребенка, то ему не придется столкнуться в жизни с тем, что реакция других людей на неумелое проявление эмоций может быть очень негативной и даже жестокой.

В первую очередь необходимо научить ребенка выражать свои чувства словами. Умение говорить, описывать свои ощущения, очень важны. Когда у человека достаточно слов, нет необходимости кидаться с кулаками. Ведь, как правило, бросаются с кулаками те, кто не могут выразить свою злость и раздражение словом. А злость и раздражение требуют выхода, поверьте. И выход тут один – что-то пнуть или кого-то толкнуть. Чаще всего выбирают второе, т.к. набрасываются на раздражающего.

Поощряйте к беседам, постоянно говорите с ребенком, читайте ему книги, стимулируйте всячески его к разговорам о своем внутреннем состоянии. Выговариваясь, человек освобождается от угнетающего состояния, а это, в свою очередь, расслабляет, успокаивает, и нет уже повода для негативных реакций.  Именно с вами он должен этому научиться.

Дети не умеют притворяться, сразу видно, что они расстроены. Заметили – принимайтесь за беседу. Задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок выговорился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражняйте детей в выражении эмоций

Предложены упражнения,которые можно провести с детьми в свободное время...

Статья "Выражение эмоций и чувств детей в изобразительной деятельности"

Как развить чусвтвенно-эмоциональную сферу ребенка...

ЗАНЯТИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ: «ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Познавательное и эмоциональное развитие. Уточнить знания детей об эмоциях радости, злости, страха.Учить узнавать их и передавать с помощью жестов, мимики. Дать представление о том, как и когда эти эмо...

Картотека этюдов на выражение основных эмоций у дошкольников.

У каждого человека есть эмоции, которые проявляются в разных жизненных ситуациях по-разному. Ребенок только учится адекватно выражать свои эмоции. Для того, чтобы, выражая свое горе или проблему, ребе...

Картотека "Этюды на выражение эмоций для дошкольников"

Этюд – это сценка, включающая в себя импровизацию, сочинение в момент исполнения. Этюдная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний детей, приобщает их к духовным це...

Конспект в ранней группе на тему «выражение эмоций дошкольников в театрализованной деятельности».

Цель: Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; уметь выражать образы героев в мимике, жестах, эмоциях через театрализованную деятельность с использование...