Опытническая деятельность - как один из практических методов экологического воспитания детей дошкольного возраста
статья на тему

Бершина Ирина Петровна

 

Выступление на педагогическом совете № 2 «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО» по теме: Опытническая деятельность - как один из практических методов экологического воспитания детей дошкольного возраста Материал предназначен для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytnicheskaya_deyatelnost.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42»

Выступление на педагогическом совете № 2

«Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»

по теме: Опытническая деятельность - как один из практических методов экологического воспитания детей дошкольного возраста

                                                                       Подготовила:

                                                                    Бершина И.П., воспитатель

Саранск

2016

 

(Слайд 1)Уважаемые коллеги! Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. 

(Слайд 2)Н.Н.Подьяков  говорит: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

(Слайд 3) Эксперимент, или опыт,― особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях.

Значение опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

(Слайд 4) ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:

Способствует формированию интегративных качеств:

Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обеспечивает интеграцию образовательных областей

Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности

По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

(Слайд 5)

Виды детского  экспериментирования (по Н.Н. Поддьякову)

Бескорыстное экспериментирование

(активность исходит от ребенка)

Утилитарное экспериментирование

(организуется взрослым)

направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

(Слайд 6) Цели и задачи экспериментально-исследовательской  деятельности

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

     Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)

     Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)

     Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

     Формирование способов познания путем сенсорного анализа

     Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

(Слайд 7)Классификация детского экспериментирования

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

(Слайд 8)По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По характеру мыслительных операций:

 констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

(Слайд 9) Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые  действия.

Детям второй младшей группы надо стараться по возможности не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно – следственные связи. Участие педагога в совершении любых действий является обязательным.

У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает.

В этой возрастной группе можно проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно – следственных связей. Надо стараться им в этом возрасте чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определённых сдвигах в развитии логического мышления.

В этой группе можно вводить уже длительные эксперименты, а также простейший мониторинг (например, по определению уровня загрязнения воздуха на участке и в помещении ДОУ). Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том. Что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды на примере комнатных растений, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.

В подготовительной группе дети уже стараются выдвигать какие-либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они уже самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов.

Они узнают в экспериментаторской деятельности о природных особенностях некоторых климатических зон (вечная мерзлота в тундре, тропические ливни и т.д.), продолжают изучать влияние факторов окружающей среды на живые организмы, знакомиться с приспособлениями организмов к среде обитания, изучают влияние человеческой деятельности на природные сообщества (разливы нефти в море, вытаптывание почвы и т.д.)

(Слайд 10)У детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения.

1.Видеть проблемы — интегративное свойство мышления которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности.

2. Выдвигать гипотезы, строить предположения.

3.Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, которое направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждает потребность в познании и приобщении к умственному труду.

4. Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие»,

«обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.

5. Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы;

6. Наблюдать. Наблюдение — это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.

7. Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод — это заключительное суждение о результатах проведенной работы.

(Слайд 11) Особенности организации детского  экспериментирования в ДОУ

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).

В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.

(Слайд 12) Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры науки)

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов (природного, "бросового");
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);

(Слайд 13) Оборудование для экспериментов

схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

 серии картин с изображением природных сообществ;

 книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;

простейшие приборы;

коллекции;

мини-музей (тематика различна, например, «Часы»);  

материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;

природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

(Слайд 14) технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

 разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

 красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

 прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи  др.

 сито, воронки

половинки мыльниц, формы для льда

увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа

Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»

Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта

Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

(Слайд 15) Пособия и приборы для определения веса: разнообразные весы, набор гирь
протяженности: метр, линейки, условные мерки
объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.
времени: песочные часы, секундомер
количества: разнообразные счеты
направления: компас.

Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы

Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча

Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики

(Слайд 16) Технология организации  совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

Организация исследования.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

(Слайд 17) Методы и  приемы

Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .

Экспериментальные игры.

Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

Наблюдение природных явлений.

Использование энциклопедий.

(Слайд 18) Варианты фиксации результатов: схемы, рисунки.

(Слайд 19) Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

События специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).

Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

(Слайд 20) Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

Анкетирование родителей

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

Открытые мероприятия для родителей.

Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.

Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.

Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).

Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

(Слайд 21- 27) Литература в помощь
Н. М. Зубкова Вечный двигатель и вечный прыгатель; Воз и маленькая тележка чудес; Научные ответы на детские почему

Шапиро А.И «Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха»

«Секреты знакомых предметов. Бумага»

«Секреты знакомых предметов. Зеркало»

«Секреты знакомых предметов. Гвоздик»

«Секреты знакомых предметов. Лужа»

«Секреты знакомых предметов. Нитка. Верёвка. Канат»»

«Секреты знакомых предметов. Свеча»

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом»

О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы»

О.В. Дыбина, Н.Н. Подьяков, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Ребенок в мире поиска»

Исакова Н.В.:Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н.

Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н., «Детское экспериментирование»

З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.»

Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин
Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Формы экологического воспитания:        1.1 Занятия.         Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к носильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подр...

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...