"Развитие у детей дошкольного возраста способности создавать игровой сюжет в сюжетно-ролевой игре"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Михайлова Дарья Сергеевна

Работа по обобщению педагогического опыта  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад» №1 г. Наволоки

Обобщенный опыт работы

старшего воспитателя Михайловой Дарьи Сергеевны

по теме: «Развитие у детей дошкольного возраста способности создавать игровой сюжет

в сюжетно-ролевой игре»

(Данный опыт был представлен на VII Фестивале педагогических идей «Вдохновение» в г. Палех)

2015 год, Наволоки

 Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а сюжетно-ролевая игра занимает в ней важное  место. Сюжетно- ролевые игры – основной вид творческих игр детей дошкольного возраста, в них преимущественно играют дети, и эти игры оказывают большое влияние на них.

Сюжетно-ролевые игры хорошо изучены в отечественной педагогике и психологии. Ее исследованием занимались Д.Б. Эльконин, Лев Семенович. Выготский, Д.В Менджеритская, , Л.А. Венгер,  Н.Я. Михаленко, Новоселова, Н.А. Короткова Л.С. Подробно описана структура игры, ее структурные компоненты, доказано влияние сюжетно-ролевых игр на развитие детей, разработано руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. Не так давно я наткнулась на журнал Дошкольное воспитание и нашла исследования современных педагогов и психологов, которые доказывали, что игры современных дошкольников отличаются от игр, описываемых Даниилом Борисовичем Элькониным.         Я заинтересовалась данной статьей         и подготовила такую справку по исследованиям сюжетно-ролевых игр, проведенные Елены Олеговны Смирновой и  Ольги Васильевны Гударевой, которая показывает, что при наличии времени, пространство партнёров, игрушек, т.е. всего необходимого для игры, почти 40%  детей 4-5 лет не играют в сюжетно-ролевые игры. А в ответ на наводящие предложения взрослого «поиграть» ограничиваются дидактическими играми. Оставшиеся 60% детей играют в сюжетно-ролевые игры и предпочитают традиционные  бытовые сюжеты: больница, магазин, парикмахерская.  Далее следуют игры, объединённые сюжетной линией «Дочки-матери»: различные варианты ухода за куклой и семейные отношения. Сюжеты мальчиков традиционно отличаются воинственностью: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Погоня» и др. Принципиальное отличие игры современных дошкольников, как показали исследования  Елены Олеговны Смирновой и  Ольги Васильевны Гударевой, двойственно: с одной стороны, появился совершенно новый пласт сюжета, заимствованных из мультфильмов и телепередач. Очень популярны игры супергероев, Черепашек-нидзя, Человеков-пауков – поведение героев представлено выразительно, эмоционально привлекательно. Но в целом отношения между персонажами очень скудны, примитивны, что накладывает соответствующий отпечаток на игру.

Проведенное   исследование О.В. Гударевой и Е.О. Смирновой показало, что игра перестаёт быть способом вхождения ребёнка в мир взрослых и освоения социальных отношений – «из игры уходит «правилосообразность», которое непосредственно связано с осознанностью и ответственностью своего поведения». Нынешние дошкольники всё меньше ориентируются на образ взрослого и  нормативные манеры поведения, предлагаемые обществом, не всегда, выделяют правила социального взаимодействия, присваиваемые в ролевой игре. Правила не являются для них органичной частью поведения.

Елена Олеговна Смирнова, Ольга Васильевна Гударева называют несколько причин такого низкого уровня развития сюжетно – ролевой игры современных дошкольников

1 современное дошкольное воспитание всё больше ориентируется на ускорение развития в ущерб его обогащения. Развитие при этом отождествляется с формированием знаний, умений и навыков, что приводит к явному его упрощению.

Второй  причиной разрушения сюжетно-ролевой игры исследователи называют возрастную сегрегацию в детских садах, т. е. разделение детей по возрастным группам. Утрачивается передача традиций игрового поведения от старших детей – младшим, от взрослых – детям.

Третьей  причиной является утрата родителями чётких ориентиров и символов взросления своих детей, исчезновение выразительных форм  упорядоченности семейной жизни, наглядности профессиональных занятий.

К четвертой причине  низкого уровня развития сюжетно – ролевой игры современных детей относят и современную индустрию детских игр и игрушек, заменяющих взрослого. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но большая часть их ориентирована на индивидуальное пользование; почти не выпускаются игрушки, направленные на развитие совместных способов действия, на развитие  общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям.

Низкий уровень развития сюжетно – ролевой игры отрицательно влияет на развитие дошкольников.

  Исследования Е.О. Смирновой и О.В. Гударевой выявили последствия такого низкого уровня развития сюжетно – ролевой игры. 

Во-первых, не наигравшиеся в дошкольном возрасте дети, не исчерпавшие все возможности сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве, либо будут продолжать играть в школе и тогда искажается учебная деятельность, либо игра будет сворачиваться, не достигнув объективно необходимого уровня развития, что не позволяет полноценно формировать личность ребенка.

 Во-вторых, личностно не зрелые, не доигравшие дошкольники пойдут в школу, не научившись регулировать своё поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Таким образом, возникает противоречие между тем, что сюжетно-ролевая игра необходима для полноценного развития детей дошкольного возраста и тем, что уровень этих игр современных детей дошкольного возраста крайне низок и не способствует полноценному развитию детей.

Объект исследования: игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста.    

Проблемы исследования: как развивать способность создавать игровой сюжет.

Задачи исследования:

1. изучить современные научные исследования в области сюжетно-ролевой игрой.

2. выяснить, какие методики развития сюжетно-ролевой игры предлагают современные учёные.

3. Апробировать в работе с детьми среднего дошкольного возраста методику развития способности создавать игровой сюжет в сюжетно-ролевой игре.

Проведенное исследование показало, что современные ученые озабочены состоянием сюжетно-ролевых игр и ищут новые пути, современные подходы в обогащении этих игр.

Одна из таких методик Алены Либерман и Ольги Репиной по обучению и развитию у детей умения создавать игровой сюжет в сюжетно-ролевой игре. Предлагаем Вашему вниманию данную методику, которую в дальнейшем будем называть методика Либерман-Репиной

Методика Либерман-Репиной основана на показе основных элементах сюжета, которые включают в себя определения героя, описания его жизни, событие, которое произошло и окончание события. Для обучения авторы предлагают использовать дидактический материал – схемы, отражающие основные элементы сюжета. Схемы дают возможность показать детям, из каких элементов состоит сюжет; удержать общий смысл совместной работой; подвести детей к пониманию того, о чём говорится; отличать воображаемую ситуацию (что придумали о героях) от реальной (что делаем сейчас, какой элемент разрабатываем). Сам процесс обучения созданию игрового сюжета предлагается проводить в групповой форме. Групповые формы работы дают детям возможность не просто придумать историю, но и создавать замысел совместной будущей игры. В группе  4 детей, куда Алена Либерман и Ольга Репина включали и тех, кто отличается некоторыми способностями сюжетосложения. Именно некоторыми, а не тех, у кого уровень развития игры очень высок. Суть в том, что в такой ситуации остальные дети, ориентируясь исключительно на сильных детей, лишаются возможности что-то придумать самостоятельно, предложить свой вариант. Цель первого этапа - дать первое представление о сюжете, его элементах и схемах.

Содержание занятия выстраивается в такой последовательности: один ребёнок придумывает героев (в кого будут играть); второй – как жили герои; третий – что с ним однажды произошло; четвёртый – чем всё закончилось.

Цель второго этапа работы – научить находить элементы сюжета в уже известном детям содержании.

Занятие протекает по такому содержанию.

Совместно с педагогом дети раскладывают картинки в требуемой последовательности и рассказывают содержание получившейся истории. Педагог раздаёт каждому ребёнку карточку-схему, обозначающую элемент сюжета, куда входит определение героя, описание его жизни, описание происшествия, завершение события.

Цель третьего этапа работы – придумать собственный сюжет для будущей игры, более сложной и интересной.

Задачи педагога – направить изложение на усложнение сюжета, где могут появляться новые герои или один и то же герой, но в разных обстоятельствах. Чтобы дети не повторяли один и тот же сюжет, педагог предлагает на выбор схемы, на которых изображены или люди, или животные, птицы, растения и т.д.; или один герой, действующий в разных обстоятельствах.

  Практическая часть работы выполнялась на базе МДОУ «ЦРР – детский сад» №1 г.Наволоки в средней группе. Работа проводилась по плану и началась с того, что проводилось наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей в средней группе, с целью выявления уровня сформированности игровых умений и навыков в сюжетно-ролевой игре.

Для анализа уровня сформированности игровой деятельности были составлены вопросы к наблюдению (на основе ООП ДОУ)

1. По чьей инициативе возникает сюжетно-ролевая игра?

2. Умеют ли дети самостоятельно подбирать и распределять роли в сюжетно-ролевой игре?

3. Умеют ли дети подчиняться игровым правилам? Все ли подчиняются игровым правилам?

4. Умеют ли дети подбирать предметы и атрибуты для игры?

5. Умеют ли дети создавать постройки разной конструктивной сложности?

6. Умеют ли дети считаться с интересами каждого?

7. Какова длительность игры?

8. Умеют ли дети развивать сюжет?

Проведенное наблюдение показало, что  дети умеют подбирать предметы, атрибуты и подготавливать обстановку для будущей игры,  дети умеют самостоятельно подбирать роли, но иногда между ними возникает конфликт. Но как показало наблюдение за  играми детей среднего дошкольного возраста, не все ребята умеют считаться  с интересом каждого и не все дети умеют подчиняться игровым правилам.

Для обучения детей умению создавать и развивать сюжет в сюжетно-ролевой игре, по методике Либерман-Репина, проводились обучающие занятия, в игровой форме. Работа проводилась в три этапа.

Цель первого этапа - дать первое представление о сюжете, его элементах и схемах.

Цель второго этапа работы – научить находить элементы сюжета в уже известном детям содержании.

Цель третьего этапа работы – придумать собственный сюжет для будущей игры, более сложной и интересной.

 Для того, чтобы увидеть научились ли дети создавать и развивать сюжет проводилось наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей. Наблюдение проводилось неоднократно. Использовались те же самые вопросы для анализа, проводимого наблюдения. Проведенное наблюдение показало, что произошли некоторые изменения. Например, игра очень часто стала возникать по инициативе детей, они сами стали предлагать различные сюжеты, которые в дальнейшем могли развернуть. Но все же остались и некоторые проблемы в игровой деятельности детей. Например, не все дети научились  и не у всех есть желание  подчиняться игровым правилам, дети продолжают ссориться и не могут разрешить возникший конфликт, что не мало важно в игре. Длительность сюжетно-ролевых игр осталась прежней, которая составляет от 5 до 20 минут. В дальнейшем, работу следует продолжать, т.к. используя методику Либерман-Репиной можно повысить уровень сформированности игровой деятельности.

Новизна исследования заключается в выявлении новой методики руководства развития у детей дошкольного возраста создавать игровой сюжет.

Практическая значимость состоит в том, что полученные данные могут использоваться студентами и педагогами в курсе изучения педагогики в разделе игровая деятельность, а также на практике использоваться студентами и воспитателями  в процессе руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

Ознакомление детей дошкольного возраста с якутской национальной кухней через сюжетно-ролевые игры с использованием муляжей сделанных своими руками.

}Ознакомление и формирование представления о национальной кухне родного края: блюда, посуд;}Развитие интереса к якутским традициям и промыслам;}Изготовление муляжей кровяной колбасы, печени и строгани...

Проект «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры «Семья».

Уважаемые коллеги! Хочу представить dашему вниманию проект^ «Развитие и становление детской игры у детей дошкольного возраста на каждом возрастном этапе посредством сюжетно-ролевой игры &la...

Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности и сюжетно - ролевой игры"

Тема развития речи довольно остро стоит в группе любой направленности. Существует множество форм и методов работы по этому направлению. Меня интересует театрализованная деятельность дошкольников, поэт...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ТНР посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр»

Цель:  Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР....

«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)

На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,...