Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Подарки для матушки Земли»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Криворучко Татьяна Александровна

Данный материал представляет результат работы по теме «Воспитание чувства эмпатии дошкольников средствами экологических сказок», обобщает большую исследовательскую работу с детьми на опытном участке фруктового сада и цветнике.  В представленных материалах раскрыты интересные приемы работы по экологическому воспитанию через эмоционально-чувственную сферу ребенка в процессе организации экологической акции «Спасем фруктовый сад».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podarki_dlya_zemli.docx589.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 «Ласточка» города Евпатории Республики Крым»

297406, г. Евпатория, проезд Некрасова, д. 24, тел.: +7(365 69) 3-14-88, e-mail: 23lastochka@mail.ru

Конспект

непосредственной образовательной деятельности в средней группе

на тему: «Подарки для матушки Земли»

 Из опыта работы

воспитателя

высшей категории

Криворучко

       Татьяны Александровны

F:\материал на сайт\фото посадка сада\23).jpg

Конспект НОД (экология, аппликация, труд в природе: посадка фруктового сада совместно с родителями) в средней группе МБДОУ ДС №23 «Ласточка»  г. Евпатории Республики Крым

Тема: «Подарки для матушки Земли» (экологическая акция)

Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: систематизировать представления детей о жизни растений и насекомых весной.

Задачи:

обучающие:

  • закрепить представления детей о весенних природных явлениях, о сезонных изменениях в жизнедеятельности растений;
  • обогащать знания о жизни насекомых весной;
  • закрепить представления детей о пчеле, ее роли в жизни растений и человека;
  • учить моделировать процесс сбора меда пчелами;
  • закрепить алгоритм посадки деревьев в землю.
  • учить рассказывать об особенностях деревьев.
  • учить правилам безопасного использования орудий труда во время посадки деревьев.
  • учить правилам безопасного использования орудий труда во время посадки деревьев.

развивающие:

  • развивать осмысленную моторику у детей в процессе выполнения двигательных игровых упражнений;
  • развивать чувство эмпатии средствами экологических сказок, игр, наблюдений, исследовательской деятельности в природе.
  • активизировать словарь: медоносы, первоцветы, пыльца, соты, воск, опыление, цветет, отцвел, зацветет.
  • формировать умение строить полные предложения; закрепить названия фруктовых деревьев, плодов, весенних цветов;
  • развивать двигательное воображение у детей, фантазию  и творчество, поощрять стремление к импровизации;
  •  учить детей ассоциировать, делать предположения, обосновывать свои мысли.

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться обо всем живом;
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться обо всем живом;
  • воспитывать желание трудиться в природе, уважение к труду взрослых, любовь к своему детскому саду, к своим родителям.
  • развивать двигательное воображение у детей, фантазию  и творчество, поощрять стремление к импровизации; учить детей ассоциировать, делать предложения, обосновывать свои мысли.
  • воспитывать эстетическое отношение к природе, умение различать красивую композицию цветущей яблони в процессе коллективной аппликации.

 Вид занятия:  интегрированное.

Тип занятия:  итоговое.

Материал и оборудование: декорации цветочных  клумб с цветами (тюльпаны, нарциссы, фиалки, гиацинты, одуванчики), панно с изображением деревьев и кустов, улей, костюм пчелы, шапочки цветов (ромашки, васильки, колокольчики, незабудка), кузнечика, скрипка и смычок (игрушечные), косыночки (4 шт.), ведерки с карточками – изображениями цветов, магниты, соты (пятигранные коробки), магнитная доска, атрибуты к развивающей игре «Пчелиная школа».

Предварительная работа: ознакомление детей с произведением Вольдемара Бонзельса «Приключение пчелки Майя», просмотр мультфильма «Пчелка Майя», чтение сказок из сборника А.Лопатиной и М.Скребцова «Сказы матушки Земли», экологических сказок В.А.Сухомлинского, «Добрых сказок В.Хмельницкого, беседы о жизни насекомых и растений весной, наблюдения в природе, разучивание песни «Цветочная полечка», игр «Пчелы» и  «Семена»; пересадка сеянцев дуба и клена на опытный участок группы, обсуждение с родительским активом плана проведения экологической акции.

Место проведения: музыкальный зал, фруктовый сад.

Ход образовательной деятельности.

Дети входят в зал, взявшись за руки под инструментальную музыку «Весна».

Воспитатель:       Встало утром солнышко

                               И гулять отправилось

                               И на всей большой земле

                               Все ему понравилось!

Понравилось, что все обитатели земли не забыли, что  у нее сегодня праздник – День Земли!  (обращаясь к гостям) С праздником вас всех, с днем Земли!

А раз у Земли праздник, значит праздник у всех, кто на ней живет. В природе все живое. Не только зайцы, белки, не только медведи и птицы. Всякая травинка, всякий цветочек тоже живые: растут, дышат, по-своему радуются дождику, солнцу и теплу. Попробуем вместе с солнышком послушать, что говорят они друг другу.

Дети исполняют песню «Цветная полечка» (музыка и слова В.Шестаковой)

Воспитатель: Хороший подарок земле приготовили лесные цветы. Вот какую красивую песенку спели ей!  (Воспитатель предлагает детям снять и разложить атрибуты.)

Заглянуло солнышко и к нам в детский сад. И увидело, что весну все здесь ждали, к дню земли готовились. С радостью  и красотой ее встречают и кусты, и деревья, и птицы, и дети, и взрослые. А сколько цветов расцвело! Какой аромат разносится по всему двору!

Этюд «Эмпатия»

Давайте поиграем: как - будто вы не девочки и мальчики, а например, деревья, насекомые, птицы.

Дети рассказывают, как они себя ощущают в воображаемой роли:

- За что деревья любят Землю?  (Она их кормит и крепко держит за корни.)

- К доброму дереву слетаются птицы. За что благодарны деревья птицам?   (Они уничтожают гусениц на листьях, поют песни дереву.)

- Насекомые спешат к деревьям, к кустам и к цветам. А почему они так спешат, что их привлекает?  (Запах, аромат.)

- За что Земля любит насекомых?  (Они опыляют растения и у растений появляются плоды.)

Воспитатель: Всех насекомых любит Земля. Но особенно…угадайте, кого?

Сок цветов душистый пьет.

Дарит нам  воск и мед,

Людям всем она мила,

А зовут ее… (пчела)

Дети, к нам пчела прилетела,

На мою ладошку села,

Что – то сказать пытается,

Ко всем детям обращается.

(Из-за спины воспитателя выходит пчелка – девочка из старшей группы.)

Пчелка:                    У пчелок мохнатых так много работы,

  Надо чтоб медом наполнились соты.

 Дружной семье над садами летаем,

       Сладкий нектар мы с цветов собираем.

                                     Мы от работы не устаем,

                                     Нектар собираем и песни поем.

Воспитатель: Пчелка – мама, покажи, пожалуйста, нам всем, чему ты научила своих детей. Давай, мы превратим  мальчиков в пчелок,  и ты их научишь так же старательно собирать мед, как и девочек. А вы, девочки, поможете нам песню спеть.

Дети поют и инсценируют песню «Учила пчелка-мать»  (муз. В.Иванникова, сл.Е.Александровой)

Воспитатель:  А теперь я вас всех превращаю в пчелок!

                           Раз-два-три-четыре  –  дети в пчелок превратились!

                           Пчелки, собирайтесь! Мы идем в улей – школу.

Мы с пчелкой-мамой приготовили вам ведерки для меда. Посмотрите, на каждом ведерке подсказка, к какому цветочку лететь. Вы летаете. Собираете нектар, прилетаете, выливаете нектар в большие соты, берете желтую фишку и отчитываетесь о своей работе вот здесь, на стене улья.

Игра – импривизация  «Пчелиная школа»

Посмотрите, ребята. Некоторые соты уже были заполнены и запечатаны воском. Да еще необычного цвета фишка. Что изображено?  (Подснежники.) А что  вы о них знаете?  ( Первоцветы, зацветают самыми первыми, уже отцвели.)

Замечательно поработал пчелы!

Раз- два –три – четыре –пять - стали мы детьми опять!

Пора прощаться с мамой Пчелкой, у нее много дел. До свидания, Пчелка!

(Дети машут Пчелке рукой, Пчелка улетает, дети садятся.)

Воспитатель: Спасибо пчелкам, научили вас находить цветущие растения! Что  за необычное дерево у нас под окном растет? И цветов не видно, а пчел видимо-невидимо! Жужжат целый день! Что за дерево?  (Клен – медонос, пчелы у него нектар берут  и опыляют, пыльцу с сережек переносят.)

Ребенок устанавливает желтую фишку.

Липовый мед, мед белой акации очень вкусный и полезный. Эти деревья тоже медоносы. Почему же их соты пусты? (Не зацвели, рано.)

Два ребенка ставят зеленые фишки.

Воспитатель: Прилетали пчелы и к фруктовым деревьям в детском саду. А мы их сфотографировали.  (Обращает внимание на фотографию цветущего дерева и муляж его плода.)

- Будут вишни летом?  (Да, вишня цветет, пчелы летают над ней.) Заполняем «соты» фишкой.

- Будут ли сливы?  (отметка фишками по аналогии.)

- А черешни?

- Абрикосы?

- Персики?

- Груши?

Воспитатель: Ребята, а о чем горюет груша во фруктовом саду?  (Она стала старая и  больная.  К груше постоянно прилетает дятел, ее лечит. У нее срезали сухие ветки,  а подружек – яблонек вообще нет, и яблок не будет.   Груша осталась одна.)

- Что мы увидели во фруктовом саду вместо яблонек?  (Пеньки.)

- Как мы обозначили их на сотах? (Красными фишками.)

- Почему красными? (Сигнал беды, тревоги.)

Фотографии всех цветущих фруктовых деревьев у нас есть, а вот яблоньку не нашли. Посмотрите, а может, вот эти деревья станут цветущими яблоньками? Давайте их украсим яблоневыми цветами!

(Дети наклеивают цветы на панно.)

Воспитатель: Очень красиво! А если мы эти картины вынесем во фруктовый сад и поставим, вырастут на них настоящие яблоки?  (Нет.) Почему?

- Из чего вырастает живое дерево?  (Из семян.)

Поиграем в то, как из семян вырастают растения.

        Игра «Семена»        

Из общего числа детей выбирают Солнце, ветер, Дождь. Остальные игроки – семена. Они садятся на корточки, обхватив руками колени.

Воспитатель: Вот беда. Семена остались на асфальте.

В маленьком семени

  Спряталось растение.

     Что должно произойти,

    Чтоб оно могло расти?

Дети: Почва!

Ветер- ветер, помоги,

Нас с асфальта унеси!

Ветер «сдувает» семена, Дети перебегают на другое место («землю») и снова садятся на корточки.

Воспитатель: Что же вы не растете?

Дети: нам нужны тепло и свет.

Солнце-солнце, помоги,

Чтобы мы расти могли!

Выходит  Солнце и  обегает детей, касаясь каждого. Семена не растут.

Воспитатель: Что вам нужно?

 Дети: Вода!

Дождик- дождик, помоги,

                                            Чтобы мы расти могли!

Дожди быстро обегает и касается каждого.

Воспитатель:                          Есть у вас земля,

                                                   Есть у вас вода,

                                                   Есть у вас тепло и свет –

                                                   Пора вам прорастать!

Семена постепенно распрямляются и поднимаются, повторяя слова и движения за воспитателем.

Воспитатель:                           Прорастает корешок.

                                                 (Выпрямляют ноги.)

                                                Подрастает стебелек.

                                               (Выпрямляют спину.)

                                                Развернулись почки,

                                                Выпустив листочки.

                                                (Поднимают руки и машут ими.)

Воспитатель: Ваши родители приготовили для Земли в ее праздник подарок: привезли саженцы и выкопали ямки для посадки. Мы сейчас пойдем во фруктовый сад и будем помогать сажать деревья, чтобы не скучала старая груша, чтобы выросли у нас яблоки, вишни, сливы, абрикосы, кизил, айва.

Дети выходят на территорию фруктового сада и вместе с родителями и воспитателями высаживают деревья. После посадки деревьев подходят к яблоньке.  (Эта часть занятия может быть проведена и в другое время после посадки.)

Воспитатель: Мы посадили деревья, но они маленькие и не знают, что нужно для того, чтобы вырасти красивыми и большими. Поможем нашим деревьям, сделаем им подарок.

Дети подходят к саженцам и «дарят» свой подарок:

- Я  дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

- Я дарю тебе солнышко. Пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листочкам окрашиваться в зеленый цвет.

- Я дарю тебе капельку воды. Пусть она капнет и умоет тебя, и даст тебе напиться.

- Я дарю тебе чернозем в почву, чтобы ты росла. Пусть тебя она кормит.

- Я дарю тебе бабочку. Пусть она отдыхает на твоих листьях, пусть украшает своим нарядом.

F:\материал на сайт\фото посадка сада\14).jpgF:\материал на сайт\фото посадка сада\2).jpg

F:\материал на сайт\фото посадка сада\15).jpg F:\материал на сайт\фото посадка сада\27).jpg

                                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Подарки для пап. Ветер по морю гуляет».

ФОРМИРОВАТЬ ГЕНДЕРНУЮ И СЕМЕЙНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ - ПЕРВИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЯХ ЗНАЧИМОСТИ ОТЦА В СЕМЬЕЮ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Подарки для мам и бабушек на 8 Марта».

Обсудить какие подарки  можно подарить маме, создать праздничное настроение.Учить наклеивать предмет по образцу.Развивать моторику рук.Учить рисовать нетрадиционным способом(ватной палочкой) ,наб...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе на тему «Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»

Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании. очень полезное видео http://www.youtube.com/watch?v=age0oAohCVY 40 игр для развития мелкой моторики...