Презентация "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"
презентация на тему

Васильева Татьяна Владимировна

В презентации описанны этапы, отправные моменты, показатели сформированности и значение познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.pptx897.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. педагог дополнительного образования Васильева Т. В.

Слайд 2

Познавательно исследовательская деятельность Это активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию .

Слайд 3

этапы процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста Проявление любопытства Резкое увеличение осмысленности Наглядно-образное мышление и воображение Удовлетворение исследовательской деятельности Доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический

Слайд 4

Научная логика познания в дошкольном возрасте - овладение ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений .

Слайд 5

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Слайд 6

структура детского исследования Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Выдвижение гипотезы. Поиск и предложение возможных вариантов решения. Сбор материала. Обобщение полученных данных.

Слайд 7

отправной момент познавательно - исследовательского взаимодействия реальные события, происходящие в данный период специально «смоделированные» педагогом события воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

Слайд 8

материалы для экспериментирования Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; Мука, соль, сода, свечи, фонарики; Детские халаты, фартуки; Схемы для проведения опытов; Журнал для фиксирования результатов.

Слайд 9

Умение видеть проблему. Умение формулировать и задавать вопросы. Умение выдвигать гипотезы. Умение делать выводы и умозаключения. Умение доказывать и защищать свои идеи. Умение самостоятельно действовать на этапах исследования. Самостоятельность. Полнота и логичность ответа. Правильность выводов и формулировок. Показатели сформированности исследовательской деятельности Критерии сформированности исследовательской деятельности

Слайд 10

Показатели и критерии уровня овладения детьми исследовательской деятельностью. Показатели и критерии Уровни Методы отслеживания Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). Самостоятельно видит проблему Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. Наблюдение в процессе выделения проблемы. 2.Формули-рование вопросов. Формулирует вопросы. Формулирует вопросы. Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов. 3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). С помощью воспитателя. Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах. 4.Выдвижение гипотез и решения проблем. Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов). Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. Наблюдение.

Слайд 11

Показатели и критерии Уровни Методы отслеживания Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 5.Способность описывать явления, процессы. Полное, логическое описание. Не совсем полное, логическое описание. Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования. 6.Формулировка выводов и умозаключений. Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. 6.Формулировка выводов и умозаключений. Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. 7. Степень самостоятельности при проведении исследования. Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

Слайд 12

исследовательская деятельность во-первых , способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых , учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих , облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых , способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...

Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».

В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  -  формирование познавательных интересов и по...

"Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"

                  Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересе детей, приносит им удовольс...