Статья "Использование сказочных сюжетов в коррекционно-логопедической деятельности (из опыта работы)"
статья по теме

Кондрашина Юлия Васильевна


В статье говориться о значимости и эффективности использования сказочных сюжетов в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Использование сказочных сюжетов в коррекционно-логопедической деятельности (из опыта работы)»

Автор статьи Кондрашина Ю.В.,

учитель-логопед

ГБОУ «Школы № 1015»  СП №2

Исходя из собственного опыта работы, могу отметить, что у многих детей дошкольного возраста, особенно имеющих нарушения в развитии, наблюдается снижение интереса к образовательной деятельности, невысокая познавательная активность, быстрая истощаемость, трудности сосредоточения внимания.

 На логопедических занятиях ребёнку необходимо повторять и закреплять однотипный материал на протяжении длительного времени, часто выполнять достаточно монотонную работу (ежедневное проговаривание слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков и пр.). Такой вид деятельности быстро утомляет детей, особенно с речевыми нарушениями, их активность и вовлечённость в педагогический процесс снижается.

Поэтому тема формирования положительной мотивации и интереса дошкольников к логопедическим занятиям является для меня значимой и актуальной, и, как современный педагог, я считаю важным поиск новых, нетрадиционных технологий, нестандартных подходов, овладение инновационными методами и средствами коррекционного воздействия.

Изучив психолого-педагогическую литературу, интернет-ресурсы, проанализировав собственный опыт (наблюдения за воспитанниками, изучение их интересов и др.) я убедилась в том, что включение эмоционального компонента в образовательный материал, индивидуализированный подход в его подачи позволяет создать положительную мотивацию у детей.

Сказочные сюжеты всегда сопровождаются эмоциональным общением детей с педагогом. Именно их использование в коррекционно-логопедической деятельности помогает мне заинтересовать детей, привлечь их внимание. Сказки нравятся детям в любом возрасте, они не оставляют равнодушным ни одного ребёнка.

Сказка способна «оживить» логопедическое занятие, превратить его в необычное, увлекательное путешествие, где ребёнок с радостью принимает участие, выполняя различные задания. Ведь мотивация к «сказочным» заданиям у детей гораздо выше, чем к обычным упражнениям. Таким образом, я, как учитель-логопед, незаметно для самого ребёнка, реализую поставленные коррекционно-развивающие задачи. Здесь сказка служит «упаковкой» для учебного материала.

Нередко для подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков необходимо проведение логопедического массажа или его  элементов. Такой массаж мы выполняем с помощью обычной детской зубной щётки и специальных резиновых щёточек для дёсен.

Поначалу логопедический массаж может доставлять ребёнку  неприятные ощущения, дискомфорт. Многие дети не могут расслабиться, они остерегаются таких ощущений, иногда даже отказываются от самого массажа.

И здесь на помощь приходят сказочные сюжеты и истории, которые мы сочиняет вместе с ребёнком. Сначала ребёнок знакомится со щёточками, даёт им имена, рассказывает, кем могут быть эти щётки, чем они занимаются, что любят делать. Так, в процессе беседы появляется интересная сказка о  трёх принцессах или трёх рыцарях, истории про щёток-подружек, которые любили гулять по парку отдыха и кататься на различных аттракционах.

В этом случае на первый план выходит сама сказочная история о щётках, и ребёнок отвлекается от непосредственного процесса выполнения логопедического массажа. Так, например, ребёнок терпеливо ждёт, когда щёточка Маша попрыгает на батуте, когда рыцарь Савва проскачет на лошадке. При этом он не закрывает рот, долго удерживая расслабленный язык на нижней губе, преодолевая неприятные ощущения от воздействия щёток.

Благодаря фантазии ребёнка и подсказок педагога «неприятный» логопедический массаж превращается в «сказку».

Сказочные истории мы используем и при проведении артикуляционной гимнастики. В гости к детям приходит красивый гномик с красным колпачком на голове. Доброго гномика зовут  Весёлый Язычок. Он знакомит ребят со своими друзьями и предлагает вместе отправиться в различные путешествия - в гости к бабушке, на прогулку по лесу, в зоопарк, рассказывает истории о том, как они с мамой пекли блины, как он учился кататься на лошадке и многое другое.

Поскольку упражнения артикуляционной гимнастики выполняются с детьми разного возраста, выполняются ежедневно, то различных историй о Весёлом Язычке много, но все они связаны одним сюжетом и персонажем. При этом мы активно использует различный игровой материал, картинки-символы, карточки, красочные книжки. Дети быстро запоминают эти истории и с большим  удовольствием выполняют артикуляционные упражнения как в дошкольной организации, так и в домашних условиях. А бывает, что совместно с родителями сочиняют новые интересные сказки про Весёлого Язычка, красочно оформляют их, рисуют иллюстрации к истории, а потом рассказывают и показывают детям в детском саду.

Утверждения многих педагогов и собственный опыт работы показывают значимость начального подготовительного этапа в преодолении речевых нарушений у детей, часто от его результативности зависит успех всей дальнейшей коррекционной работы логопеда. Одной из важных задач этого этапа, на мой взгляд, является развитие координации речи с движениями у воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок развивается в движении, с развитием двигательных навыков связано развитие всех речевых процессов.

А активное использование сказок в этом возрасте является очевидным. В наши логопедические занятия мы включаем элементы авторской программы Екатерины Железновой, адаптируем материал, изменяем его, ориентируясь на собственные цели и задачи. Здесь мы в игровой форме разучиваем с малышами отдельные жестовые, пальчиковые и речеподвижные игры, а затем соединяем их в один сказочный сюжет.  

Для получения чистого устойчивого звука ребёнку следует объяснить его артикуляцию. Дошкольнику важно чётко представлять и легко воспроизводить определённые артикуляционные позы и движения, чтобы сознательно контролировать их правильность. Очевидно, что подобная информация ребёнку не слишком интересна и затруднительна для восприятия. Но в то же время без знаний о правильном артикулировании звука нельзя исправить недостатки его произношения.

Опыт показывает, что артикуляцию звуков лучше всего объяснять детям при помощи понятных им сказочных образов. Подобные сказочные истории вызывают у детей интерес, яркую эмоциональную реакцию, способствуют совершенствованию фонематических представлений, позволяют осознанно артикулировать звуки, что значительно сокращает сроки коррекции недостатков звукопроизношения.

Т.А. Ткаченко в своей методике по коррекции фонетических нарушений на подготовительном этапе предлагает использование сказочных историй, где главным героем становится Ветерок (выдыхаемый воздух), а его противниками выступают стражники сказочной пещеры (ротовой полости) – Губы, Язык и Зубы.  Каждая из сказочных историй в игровой форме объясняет детям артикуляцию определённого звука речи.

Позиция органов артикуляции, уточняемая с помощью сказочных образов, ярче воспринимается детьми, легче запоминается и быстрее воспроизводится, что повышает результативность коррекции недостатков звукопроизношения.

С помощью сказок можно объяснять детям  артикулирование не только труднопроизносимых звуков речи, но и звуков раннего онтогенеза, которые часто произносятся детьми правильно, но недостаточно отчётливо.

В заключение, благодаря собственным наблюдениям и практическому опыту, теоретическим и методическим знаниям, можно сделать вывод о том, что логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми

Использование музыкально – дидактических игр на основе сказочного сюжета в совместной музыкальной деятельности с детьми...

Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» (из опыта работы)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...