Опыт работы на тему "Использование макетов-модулей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Айгуль Ялаева

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».

Актуальность

Актуальность данного направления заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, равнодушны к близким людям.

Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к  близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Начиная работу по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, мы  предварительно продумали, что необходимо показать и рассказать детям о своем городе. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и гражданские чувства к родному городу, гордость за свою причастность к его жизни.  Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает для развития познавательного интереса воспитанников использовать разнообразные  культурные практики. Организация культурных практик носит подгрупповой характер:

- совместные игры;

- музыкально–театральные и литературные гостиные (детская студия);

- сенсорный и интеллектуальный тренинги;

- детский досуг;

- творческая мастерская.

Объединив процессы создания макета и ознакомления воспитанников с родным городом, мы организовали в нашей группе «Творческую мастерскую», где воспитанники  могли, создавая макеты–модули, знакомиться с достопримечательностями города.

В своей работе мы поставили перед собой цель: создание условий для патриотического воспитания дошкольников через приобщение к истории города, знакомство с его настоящим и прошлым.

Достижению поставленной цели способствовали следующие интегрированные задачи:

ü    Образовательные: дать детям знания о городе Уфа: истории, достопримечательностях, традициях, символике;

ü    Развивающие: развивать познавательную и речевую активность детей в разных видах деятельности; побуждать к развитию у детей творческого воображения, памяти, внимания;

ü    Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к своей малой родине; создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами; обеспечение участия семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.

Решение данных задач возможно, если макет как центральный элемент, организующий предметную среду для игр детей, будет отвечать определенным требованиям.

Макет – это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить долгое время и в любой момент должен быть доступен дошкольникам для игры.

Независимо от вида макета – напольный, настольный – он должен быть удобным в обращении.                                                             

Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы.

Не маловажное значение имеет развивающая предметно–пространственная среда.

Давайте познакомимся с этапами работы .

Первый этап – предварительная работа – включает в себя:

- сбор методической и художественной литературы по теме;

- создание развивающей предметно–пространственной среды;

- ЛСМ;

- подбор дидактических игр;

- обогащение личного опыта детей;

- подготовка и сбор материала для создания макета.

Второй этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно–изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов.

Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с  макетом.

Важно, чтобы результаты совместного творческого труда не пылились на полках, а использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственной деятельности.

Третий этап - активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы–заместители, педагог вместе с воспитанниками придумывают игровые сюжеты.

Каждый из макетов, изготовленный в «Творческой мастерской», используется в отдельности или  в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным композициям.

Таким образом, в результате совместной конструктивно–творческой деятельности  воспитанников, родителей, педагогов были созданы разнообразные тематические макеты:

·                    «Район, в котором мы живем»;

·                    «Наш детский сад № 325»;

·                    «Парк культуры и отдыха Кашкадан зимой»;

·                    «Природа родного края»;

·                    «Пасека»;

·                    «Госцирк»;

·                    «Мечеть Ляля – Тюльпан»;

·                    «Сад культуры и отдыха имени С. Т. Аксакова»;

·                    « Памятник Салавату Юлаеву»;

·                    «Монумент Дружбы».

Подводя итог проделанной работы можно сделать, что созданные условия были эффективны и результативны.  В настоящее время игра с макетами в ДОУ – одно из любимейших занятий дошкольников, объединяющих вокруг себя, семью, ребенка и детский сад.

Спасибо за внимание!

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 325 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан

Опыт работы

на тему:

«Использование макетов–моделей   в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста                         с родным городом»

                                                   

Выполнил: воспитатель

А. Р. Ахметова

Уфа — 2017

Уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелась бы поделиться опытом своей работы по теме «Использование макетов–моделей в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом».

Актуальность

Актуальность данного направления заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, равнодушны к близким людям.

Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к  близким, к детскому саду, родным местам, родной стране.

Начиная работу по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста, мы  предварительно продумали, что необходимо показать и рассказать детям о своем городе. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и гражданские чувства к родному городу, гордость за свою причастность к его жизни.  Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает для развития познавательного интереса воспитанников использовать разнообразные  культурные практики. Организация культурных практик носит подгрупповой характер:

- совместные игры;

- музыкально–театральные и литературные гостиные (детская студия);

- сенсорный и интеллектуальный тренинги;

- детский досуг;

- творческая мастерская.

Объединив процессы создания макета и ознакомления воспитанников с родным городом, мы организовали в нашей группе «Творческую мастерскую», где воспитанники  могли, создавая макеты–модули, знакомиться с достопримечательностями города.

В своей работе мы поставили перед собой цель: создание условий для патриотического воспитания дошкольников через приобщение к истории города, знакомство с его настоящим и прошлым.

Достижению поставленной цели способствовали следующие интегрированные задачи:

  • Образовательные: дать детям знания о городе Уфа: истории, достопримечательностях, традициях, символике;
  • Развивающие: развивать познавательную и речевую активность детей в разных видах деятельности; побуждать к развитию у детей творческого воображения, памяти, внимания;
  • Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к своей малой родине; создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами; обеспечение участия семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.

Решение данных задач возможно, если макет как центральный элемент, организующий предметную среду для игр детей, будет отвечать определенным требованиям.

Макет – это фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить долгое время и в любой момент должен быть доступен дошкольникам для игры.

Независимо от вида макета – напольный, настольный – он должен быть удобным в обращении.                                                              

Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы.

Не маловажное значение имеет развивающая предметно–пространственная среда.

Давайте познакомимся с этапами работы .

Первый этап – предварительная работа – включает в себя:

- сбор методической и художественной литературы по теме;

- создание развивающей предметно–пространственной среды;

- ЛСМ;

- подбор дидактических игр;

- обогащение личного опыта детей;

- подготовка и сбор материала для создания макета. 

Второй этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно–изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов.

Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с  макетом.

Важно, чтобы результаты совместного творческого труда не пылились на полках, а использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственной деятельности.

Третий этап - активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы–заместители, педагог вместе с воспитанниками придумывают игровые сюжеты.

Каждый из макетов, изготовленный в «Творческой мастерской», используется в отдельности или  в сочетании с другими, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным композициям.

Таким образом, в результате совместной конструктивно–творческой деятельности  воспитанников, родителей, педагогов были созданы разнообразные тематические макеты:

  •  «Район, в котором мы живем»;
  •  «Наш детский сад № 325»;
  •  «Парк культуры и отдыха Кашкадан зимой»;
  •  «Природа родного края»;
  •  «Пасека»;
  •  «Госцирк»;
  •  «Мечеть Ляля – Тюльпан»;
  •  «Сад культуры и отдыха имени С. Т. Аксакова»;
  •  « Памятник Салавату Юлаеву»;
  •  «Монумент Дружбы».

Подводя итог проделанной работы можно сделать, что созданные условия были эффективны и результативны.  В настоящее время игра с макетами в ДОУ – одно из любимейших занятий дошкольников, объединяющих вокруг себя, семью, ребенка и детский сад. 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Конспект занятия в старшей группе .Красногорск. Достопримечательности Красногорского района....

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в различных видах деятельности

Статья предназначена для воспитателей дошкольно - образовательных учреждений. В ней раскрывается система работы по ознакомлению  дошкольников с городом в котором они живут через различные виды де...

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"

Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом"...

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Консультация для воспитателей "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  РОДНЫМ ГОРОДОМ"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4755066"...

Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...

Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом

Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его ...