Программа дополнительного образования "АБВГДЕЙ-ка"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Глушкова Наталия Анатольевна

 

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения.  Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений,  в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

  По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов  возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

                                         детский сад № 12 «Белочка»

                                 города Котовска Тамбовской области

                                                                                             Утверждена на заседании

                                                                               Совета педагогов                  

                                                                                                 протокол № 1  от 29.08.2013  

                                                                                                      Председатель метод.совета ___

                                                                          С. В. Нечаева                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                           

   

                                   Программа

                  дополнительного образования детей

                   « АБВГДЕЙ - КА»

                                           для детей 6 - 7 лет

                                       срок реализации 1 год

 

                                                           Составитель: Глушкова Наталия Анатольевна

                                                             Воспитатель МБДОУ детский сад № 12  «Белочка»                                

                                                      Котовск 2013

           Информационная карта программы.                        

1.Учреждение

МБДОУ детский сад № 12 «Белочка»

2.Полное название программы

Программа дополнительного образования детей по обучению грамоте «АБВГДЕЙ-КА»

3.Сведения о составителе:

3.1 ФИО; должность

Глушкова Наталия Анатольевна; воспитатель

4. Сведения о программе:

4.1 Область применения

дополнительное образование

4.2 Направленность

социально - педагогическая

4.3 Тип программы

модифицированная

4.4 Вид программы

образовательная

4.5 Возраст обучающихся по программе

6 - 7 лет

4.6 Продолжительность обучения

1 год

5. Заключение Совета педагогов

Протокол заседания № 1  от 29.08.2013 г.

                      Пояснительная записка.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения.  Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений,  в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

  По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов  возраст 6-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Основу дополнительной образовательной программы “АБВГДЕЙ-КА” составляют:

1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);

 2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);

 3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

 4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.

 5. Концепция Д..Б Эльконина, основыванная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения.

Данная программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.

Срок реализации: 1год.

 Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

72 занятия  (2 раза в неделю по 30 минут).

Принципы построения программы:

Доступность – изложение нового материала происходит с плавными переходами от одного к другому с подробным пояснением.

Занимательность – смена видов деятельности, разнообразие заданий, обучающие игры, приковывающие неустойчивое внимание ребенка к материалу занятия.

Наглядность – на занятия к детям приходят сказочные герои, любимые игрушки. Используются картинки и иллюстрации, разнообразные таблицы.

Опора на жизненный опыт ребенка – при составлении предложений, описании картинок, чтении новых слов дети могут использовать для объяснения свои личные знания.

 

В программу включены три неразрывно связанных между собой блока:

1. Блок “Развитие речи и подготовка к обучению чтению” (включены звуковой анализ и синтез);

 2. Блок “Обучению чтению” (звукобуквенный анализ);

 3. Блок “Подготовка руки к письму” (печатание).

Отличительные особенности данной программы.

Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника  проходит, как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.  Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от  возможностей и фантазии.  

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

В дополнительной образовательной программе “АБВГДЕЙ-КА” большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус,

 Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

                      Цели и задачи программы.

 Цель: 

 - Обучить ребенка сознательному, правильному и плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами.

 Задачи: 

- формировать у детей 6 -7 лет навыки звуко - буквенного анализа;

- расширять словарный запас, обогащать активный словарь;

- прививать интерес к чтению, развивать интерес к русскому языку;

- развивать  мелкую моторику рук;

- развитие коммуникативных способностей на основе общения.

 

 

 

           Основные формы и методы работы.

 

 

Формы организации занятий:

1. Фронтальная (работа со всей группой).

2. Работа по подгруппам (объединение по два человека и более).

3. Индивидуальная.

Методы используемые при  реализации программы :

*в обучении:

- практический (творческие задания, практическая работа с кассой букв, посещение библиотеки)

- наглядный (наблюдение, рассматривание)

- словесный (заучивание стихотворений, составление рассказов,беседа)

- игровой (дидактические игры: «Найти свой домик», «Кто внимательный», «Назови слова по заданной модели», «Цепочка слов» и т. д.)

 *в воспитании:

- метод формирования личности;

- метод стимулирования поведения;

-метод организационной деятельности.

           Психологическое обеспечение программы

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

-создание и обновление предметно - развивающей среды;

-игры, упражнения и задания, подобранные с учетом возрастных особенностей и возможностей  детей;

-побуждение творческого воображения детей  к практической и творческой деятельности;

-формирование знаний детей на разных психологических уровнях (конкретно – чувственные представления, понятия, обобщающие образы, «открытия»);

-применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;

-разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.

 

  Виды оценки результативности учебных занятий.

 

Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий  и итоговый контроль.

 Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников.

 Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с детьми  и родителями.

  Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала.

 Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ. Также могут быть использованы  следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:

 – Экспресс-диагностика МЭДИС (тест «Определения понятий», «Выявление пассивного словаря», «Выявление активного словаря», «Звуковой анализ слов», «Усвоение способа чтения»),

 – Тест «Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик),

 – Методика «Графический диктант»(автор Д.Б.Эльконин),

 – Тест «Цветопись» (Лутошкин) – для выявления эмоционального состояния детей.

              Условия реализации программы.

  1. Местом реализации программы являются  комната для занятий,  библиотека.
  2. Методические средства, необходимые для реализации программы: таблицы, рисунки, схемы, раздаточный  дидактический материал, презентации, справочники.

Критериями выполнения программы служат:

- овладение детьми специальными знаниями, умениями, навыками;

- стабильный интерес детей к выполняемой деятельности;

- развитие познавательного интереса.

                     Учебно-тематический план.

Перечень разделов, тем

Всего часов

Теоретических

Практических

Раздел 1 .Вводная часть

1

1

1

Комплектование группы. Организационная работа. Входной контроль. Введение в образовательную программу

1

1

Раздел 2. Мир слов, окружающих нас.

12

2

10

1

Речь устная и письменная.

1

1

2

 Предложение.

1

1

3

Предложение и слово.

1

1

5

Деление слов на слоги.

1

1

6

Деление слов на слоги.

1

1

7

Ударение.

1

1

8

Слог. Ударение.

1

1

9

Слог. Ударение.

1

1

10

Звуки в речи.

2

1

1

11

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного звука с гласным.

1

1

12

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного звука с гласным.

1

1

Раздел 3. «33 богатыря»

59

29

30

1

Гласный звук [а].

буква «А а».

1

1

2

Гласный звук  [о],

буквы «О о».

1

1

3

Гласный звук [и],

 буквы «И и».

1

1

4

Гласный звук [ы],

буква «ы».

1

1

5

Гласный звук [у],

буква «У у».

1

1

6

Звук  [н],  [н,], Буквы «Н н».

2

1

1

7

Звуки  [с],  [с,],

Буквы «С с ».

2

1

1

8

Звуки  [к],  [к,],

Буквы «К к ».

2

1

1

9

Звуки  [т],  [т,],

 Буквы «Т т  ».

2

1

1

10

Звуки  [л],  [л,],

Буквы «Л л ».

2

1

1

11

Звуки  [р]-  [р,],

Буквы «Р р ».

2

1

1

12

Звуки  [в]-  [в,],

Буквы «В в ».

2

1

1

13

Буквы Е,е. буква Е –показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге -слиянии

2

1

1

14

Звуки  [п]-  [п,],

Буквы «П п ».

2

1

1

15

Звуки  [м]-  [м,],

Буквы «М м ».

2

1

1

16

Звуки  [з]-  [з,],

Буквы «З з ».

2

1

1

17

Звуки  [б]-  [б,],

Буквы «Б, б ».

2

1

1

18

Звуки  [д]-  [д,],

Буквы «Д, д ».

2

1

1

19

Буква Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

2

1

1

20

Звуки  [г]-  [г,],

Буквы «Г, г ».

2

1

1

21

Звук  [ч,], Буквы «Ч, ч ».

2

1

1

22

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.

2

1

1

23

Звук  [ш], Буквы «Ш, ш ».

2

1

1

24

Звук  [ж], Буквы «Ж, ж ».

2

1

1

25

Буквы Ё, ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

2

1

1

26

Звук  [й], Буква «й».

2

1

1

27

Звуки  [х]-  [х,],

Буквы «Х, х ».

2

1

1

28

Буквы « Ю, ю». Буква  Ю –показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии.

2

1

1

29

Звук  [ц], Буквы «Ц, ц ».

2

1

1

30

Звук  [э], Буквы «Э, э»

2

1

1

31

Звук [щ], Буквы «Щ, щ ».

1

1

32

Звуки  [ф]-  [ф],

Буквы «Ф, ф»

Буквы Ь, Ъ

2

1

1

33

Заключительное занятие. Подведение итогов. Выходной контроль.

1

1

Итого

72

32

40

                            Содержание программы.

Раздел 1. Вводная часть. (1ч.)

Введение в образовательную программу. Диагностика ЗУН.         

Раздел 2.  «Мир слов, окружающих нас». (12 ч.)

        Знакомство с миром звуков (дети  учатся слушать и различать звуки      дома,  города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д.)

        Знакомство с понятиями «устная речь», «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение».

        Отличие буквы от звука.

        Составление  предложений из слов.

        Составление схем слов, предложений.

        Самостоятельное составление  рассказов по картинам.

 

 Раздел 3. «33богатыря». (59 ч.)

         Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении.       Упражнение в различении гласных звуков на слух.

          Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова.    Понятие об ударении и ударном слоге в слове.

        Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в  процессе озвучивания его схемы.

        Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

        Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

         Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

        Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

        Согласные сонорные звуки (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости)

         Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й] как ротосмыкатели.

        Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

         Противопоставление сонорных согласных звуков по твердости мягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми).

        Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой.

        Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл.

         Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

        Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

        Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

       Звук [й’] в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

      «Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’а´н] — баян, [р’ису´й’у] — рисую).

       Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но] - но; [н’о] -  нё; [ру] -  ру; [р’у] -  рю; [ла] -  ла; [л’а] -  ля; [мэ] -  мэ; [м’э] - ме).

        Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

         Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).

         Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь».    Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

           Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

          Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости.    Соотнесение парных по звонкости - глухости звуков [д - т, д’ - т’, з -  с, з’ - с’, г - к, г’ - к’, в - ф, в’ - ф’, б - п, б’ - п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков. Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

          Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж] - [ш].

          Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным  схемам, чтения слогов, слов и текстов.

         Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

         Звук [й’] после разделительных мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

         Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

        Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

        Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]

        Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости.   Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста.  Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.

           Итоговое занятие (выходной контроль)

                   Предполагаемые  результаты.

К концу  обучения дети должны:

Чтение:

Знать:

   - понятия: «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;

 – знать и называть все буквы алфавита;

Уметь:

– делить слова на слоги;

 – уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

 – членить простые предложения на слова;

 – определять место звука в слове;

 – давать характеристику звуку;

 – составлять рассказ с заданным количеством предложений;  

 – уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация и др.);

 – точно отвечать на поставленные вопросы педагога;

– делать звуко-буквенный анализ слов;    

 – уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;

 – овладевают сознательным, плавным чтением.

Иметь навыки:

- работы с кассой букв;

Письмо (печатание):

Знать:

 – овладевать  позой пишущего человека

Уметь: 

 – ориентироваться на листе;

 – рисовать разнообразные линии;

 – делить линию пополам;

 – рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);

 – дорисовывать начатые фигуры;

 – вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;

 – уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);

– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;

 

 – выполнять письменные задания у доски;

 – списывать с настенной доски слова, предложения;

 – уметь писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);

 – соблюдать пробел между словами;

 – уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;

 – самостоятельно писать придуманные фразы.

Иметь навыки:

- составления схемы слова;

- составления схемы предложения.

 

 

                       Методическое обеспечение  

дополнительной образовательной программы                                 

Наименование разделов

Форма занятий, планируемых по каждому разделу

Приемы и методы

Дидактическое и материально – техническое оснащение

Формы подведения итогов по разделу

Введение

Теоретические

Наглядные, словесные

Раздаточный материал, таблицы

 Мир слов, окружающих нас

Теоретические практические

Словесные, практические наглядные

игровые

Дидактические карточки,  демонстрационный материал, картинки – опоры,  таблицы

Игровой практикум,   творческое задание

 «33 богатыря»

Теоретические

практические

Словесные, практические наглядные

игровые

Дидактические карточки , презентации,  демонстрационный материал, картинки – опоры,  таблицы,

литературные тексты

Игровой практикум,

собеседование

 Итоговое занятие

 Практическое занятие

Словесные, практические наглядные

Таблицы,

литературные тексты

Экскурсия в библиотеку,   творческое задание

                   Информационные ресурсы.

Для педагога:

      1. М. М. Баженова. «Весёлая  грамматика». Д: Сталкер, 2000.

      2. В. В. Волина. «Праздник Букваря». М: АСП/-ГРЕСС, 1996.

      3. Л. Е. Журова. «Подготовка к обучению грамоте». М: «Вентана- Граф»,  2010.

      4. Г. А. Тумакова. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом». М: «Просвещение», 1991.

      5. Д. М. Шумаева. «Как хорошо уметь читать». Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 1999.

Для обучающихся:

 

  1. Произведения Б.Заходера
  2. Произведения А.Барто
  3. Произведения В.Берестова
  4. Произведения С.Я.Маршака
  5. Произведения  К.Чуковского
  6. Сказки А.С.Пушкина
  7. Тексты русских народных сказок
  8. Тексты загадок, скороговорок, пословиц, поговорок.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...