Консультация для воспитателей "Проект как универсальная форма экологического воспитания дошкольников"
методическая разработка на тему

Еськова Светлана Геннадьевна

Автором представлен практический материал по организации и планировании экологических проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_proekty._2017.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«ПРОЕКТ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(консультация для воспитателей)

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств.

Проект - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей и развить их творческое мышление. Помимо этого проекты позволяют сделать образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого «проект» - это путь исследования. Проект - это метод организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

По продолжительности экологические проекты разделяются на 3 вида:

- краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели;

- среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.

- долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год.

С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели). Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.

Основные методы реализации экологического проекта в детском саду - это наблюдение и эксперимент.

Способы обобщение и оформления результатов исследований:

- тематические рисунки,

- составление рассказов,

- подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике,

- составление мини-книжки,

- составление фото-отчета (с помощью родителей).

Реализацию проекта можно условно разделить на 3 этапа:

1 этап - подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется его тема, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно проводится разъяснительная и организаторская работа с воспитателями, родителями и самими детьми.

2 этап - исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. В плане расписывается последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов на занятиях в группах. Все совершающиеся мероприятия проекта должны отражаться наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме.

3 этап - завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например, «День птиц», «День Земли» и т.д.

Какие экологические проекты можно реализовать   в детском саду?

С детьми младшего возраста можно организовать проекты «Вода - водичка», «Волшебное семечко», «Наши деревья», «Ребятки с грядки», «Лаборатория неживой природы». Малыши могут наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и плодами растений. При изучении свойств воды, можно поставить опыт «Растворение сладких и соленых веществ».

Семена высаживаются в горшки и проращиваются. Результаты опытов, которые производятся в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в продуктивной деятельности.

Дети средней группы могут принять участие в таких экологических проектах как «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья»,  «Птицы - наши друзья». Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с растениями.

С ребятами старшей и подготовительной группы, можно организовывать долгосрочные проекты. Так, проект «Растение – лучший доктор» дает возможность детям научиться распознавать лекарственные растения, сформировать знания о их лечебных качествах. Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научить детей предсказывать погоду по подсказкам природы и т.д.

Формы работы с родителями по   экологическому воспитанию:

- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности,

- беседы за круглым столом,

- родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг),

- консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка,

- календарь интересных дат,

- совместные досуги, праздники, викторины,

- участие в выставках, смотрах-конкурсах,

- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке,

- выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Основные правила при организации и планировании проектов:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. Поддерживать детскую инициативу.

3.Заинтересовать ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию с опорой на личный опыт ребенка.

6. Рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы.

7.Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений и знаний.

11.Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.

Желаем Вам успехов!

Старший воспитатель: Еськова С.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявле...

Методическая разработка:консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Аннотация к методической разработке.Консультация для воспитателей.Тема:«Зимующие птицы нашего края»Образовательная область: познавательное развитие детей дошкольного возраста.Автор-составитель: воспит...

Консультация для воспитателей на тему: "Экологические проекты - универсальная форма экологического воспитания дошкольников"

Данная тема посвящена обзору знаний в области экологического воспитания дошкольников. Могает воспитать защитников природы, дает экологические знания, учить детей быть милосердными, любить и беречь при...

Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека...

Консультация для педагогов «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»

Цель:  Экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его ...