«О предупреждении отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста»
консультация на тему

Авксентьева Оксана Владимировна

 Наибольшее количество различной информации ребенок усваивает на основе зрения. Именно поэтому роль зрительного восприятия в получении, переработке и усвоении информации трудно переоценить. Нормальное развитие и совершенствование функций зрительной системы ребенка в раннем возрасте позволяет создать благоприятные условия для становления и формирования его зрительного восприятия как психического процесса, что способствует накоплению адекватных представлений о предметах, объектах и явлениях действительности.

   На каждой возрастной ступени формирование образов, представлений у ребенка связано с определенными особенностями его сенсорики и овладения видами деятельности, а в сенсорном развитии ведущее место занимает зрительное восприятие, состояние которого связано, прежде всего со здоровьем зрительной системы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 (комбинированного вида)

г. Вязьма Смоленской области

   

Консультация на тему:

«О предупреждении отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста»

 

                                                                                                                Подготовил:

                                                                                                                Воспитатель Авксентьева О.В.

2017 год

 Наибольшее количество различной информации ребенок усваивает на основе зрения. Именно поэтому роль зрительного восприятия в получении, переработке и усвоении информации трудно переоценить. Нормальное развитие и совершенствование функций зрительной системы ребенка в раннем возрасте позволяет создать благоприятные условия для становления и формирования его зрительного восприятия как психического процесса, что способствует накоплению адекватных представлений о предметах, объектах и явлениях действительности.

   На каждой возрастной ступени формирование образов, представлений у ребенка связано с определенными особенностями его сенсорики и овладения видами деятельности, а в сенсорном развитии ведущее место занимает зрительное восприятие, состояние которого связано, прежде всего со здоровьем зрительной системы.                       Частые болезни, в том числе инфекционные, ослабляют физическое здоровье ребенка и адаптивные механизмы его организма, отрицательно влияя на разные системы и психологические новообразования, в первую очередь на зрительное восприятие, которое, как уже было сказано, «отвечает» за развитие у ребенка познавательных процессов, предметной деятельности, памяти, мышления и речи.

   В раннем возрасте происходит стабилизация остроты зрения, которая приближается к единице, но еще неустойчива. Зрительное восприятие характеризуется некоторыми возрастными особенностями. Зрительное восприятие в этот период находится в процессе становления своих свойств и качеств. Поэтому родителям необходимо иметь представление об актуальном уровне развития и особенностях формирования зрительного восприятия.

   Какие же особенности в создании образов и представлений наблюдаются в раннем возрасте ребенка, и какими причинами они могут быть обусловлены? Развитие малыша в раннем возрасте происходит в тесной совместной деятельности с родителями. На основе этой деятельности создается цепь отношении, в которой ребенок осваивает различные способы употребления предметов и действий с ними и начинает усваивать устойчивые свойства предметов (взрослый всячески ему помогает). Однако процесс формирования образа в этот период у ребенка носит общий характер и отличается нерасчлененностью и недетализированностыо. Это проявляется в т.н. «застревании» на одном, наиболее ярком признаке, например, на цвете. Малыш, без помощи взрослого, не может заметить и выделить другие свойства предмета и обозначить их в речи.

    Действие же взрослого с предметом является для ребенка образцом и усваивается путем непосредственного восприятия: сначала как совместное, потом — самостоятельное и, наконец, перенос действия в другую ситуацию. Так формируются основы самостоятельной деятельности ребенка с предметом, и он осваивает его назначение. При этом взрослый комментирует свои действия и действия ребенка, который начинает лучше осознавать их, что способствует формированию такой важной для развития ребенка связи — «образ — слово — образ».

   Если у ребенка возникают какие-либо проблемы в деятельности зрительной системы (например, снижение остроты зрения), это сказывается на развитии процесса зрительного восприятия и обусловливает трудности в формировании образов предметов, в выделении их деталей, а также в освоении действий с предметами и понимании их функционального назначения. В итоге ребенок может потерять интерес к предметной деятельности, так как снижается ее мотивация. Понижается и речевая активность ребенка, что влияет на формирование связи «слово — образ» и на многие другие психологические образования, которые формируются именно в этот период его жизни.

   По мере взросления зрительное восприятие занимает все более значимое место в формировании способов ознакомления с окружающим миром. Все, что ребенок видит, он старается потрогать, поднести к глазам, рассмотреть и даже попробовать на вкус. Так аналитико-синтетическая деятельность по формированию образов развивается во взаимодействии разных органов чувств — при ведущей роли зрительного анализатора. Совершенствуясь, зрительное восприятие приобретает все более интегративный характер. Однако ребенок еще не умеет обобщать информацию, поступающую от органов чувств. Анализ свойств и признаков предметов еще элементарен. В связи с этим возникает необходимость гармоничного развития всех органов чувств при ведущей роли зрительного анализатора, даже если он имеет отклонения на уровне зрительных функций.

   Своевременность помощи взрослого состоит в том, чтобы обратить внимание ребенка на деятельность своих органов чувств (что видит, что слышит, какой имеет запах и вкус и т. п.). Такая же помощь взрослого необходима малышу для развития ориентировки и самостоятельного передвижения в пространстве.

   У малыша от 2 до 3 лет повышается двигательная активность, при том его передвижения еще не упорядочены и требуют помощи от взрослого. Поэтому очень важно помочь ребенку зрительно «почувствовать» движения своих конечностей, их координированность и объем, оценить свое передвижение в пространстве данного помещения, прежде всего комнаты, обставленной предметами мебели, оценить положение этих предметов, их удаленность от него и др. Все это можно осуществить в игровой форме с помощью куклы или игрушки- «неваляшки». Так, постоянно упражняясь с малышом в движении, можно развивать дистантность и пространственность зрительного восприятия, что способствует расширению объема его представлений.

   Овладевая ориентацией в пространстве, ребенок обогащает свои знания об окружающем, а его зрительное восприятие начинает приобретать избирательный характер по отношению к предметам ближайшей обстановки. Однако формирование и закрепление образов представлений тесно взаимосвязаны с развитием средств изобразительной деятельности. Ребенок начинает узнавать увиденные предметы на картинке, с помощью взрослого может отобразить свои первые образы и впечатления. Поэтому, постепенно овладевая средствами и видами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, а затем и конструированием, и моделированием), ребенок совершенствует свои образные представления. Кроме того, он гораздо лучше начинает узнавать предметы и объекты на картинках, рисунках и фотографиях.

   Приобщая ребенка к изобразительной деятельности, возможно не только закрепить в его памяти уже сформированные образцы, но и создавать новые (особенно близкие к последним по форме, величине и т.п.). При этом необходимо использовать методы сравнения, соотнесения, ориентировочные действия, которые опираются на зрительно-анализирующую деятельность восприятия. Так у ребенка развиваются пространственное восприятие и глазомер. В изобразительной деятельности формируется и ориентировка в микропространстве (на столе с игрушками, затем на листе бумаги). Формирование образов, накопление предметных представлений также связаны с непосредственным общением ребенка со взрослым. Именно взрослый, являясь первым и главным партнером ребенка в раннем детстве, помогает его дальнейшему развитию, в том числе и речи. Взрослый направляет речевую деятельность ребенка на познание окружающего, способствует развитию образной, обозначающей функции речи, накоплению словарного запаса. Итак, развитие зрительно-исследовательской деятельности стимулирует развитие всех форм речи. Важное значение имеет при этом усвоение — на основе визуального восприятия — неречевых средств общения (мимики, жестов, пантомимики). Взрослый должен помочь малышу создать необходимые образы и представления об этих средствах, что в дальнейшем станет немаловажным моментом в формировании отношений в коллективе сверстников. Большую роль в формировании образов, представлений в период раннего детства играет намечающийся переход к новой форме деятельности — игровой, в которой ребенок начинает использовать — и совершенствовать — свой чувственный опыт, уже освоенные действия с предметами и игрушками. В игровой деятельности реализуются такие качества и свойства зрительного восприятия, как предметность, избирательность, детализированность и др. Поэтому взрослому следует сконцентрировать внимание ребенка на обследовании предметов и игрушек, на выделении и анализе главных и второстепенных признаков, учить их обобщать, а затем и классифицировать. Например, взрослый учит малыша опираться в деятельности на разные органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), используя игровые действия. Как правило, он еще не умеет играть с другим партнером, кроме взрослого, который направляет его деятельность: показывает разные действия с предметами и игрушками, их последовательность; помогает подражать своим действиям. Если у ребенка есть отклонения в зрительном восприятии, то многие компоненты, необходимые для развития игры, будут от него ускользать. И развитие игры может затормозиться и задержаться на уровне предметных действий.

Обычно к трехлетнему возрасту речевая деятельность ребенка значительно активизируется. Освоение действий с предметами начинает происходить на основе словесной регуляции собственных действий. Занимаясь с игрушкой или предметом, малыш проговаривает вслух, что он будет с ними делать. (При этом он может копировать интонации близких ему взрослых людей.) Проговаривание помогает ему слышать себя, свой голос, что стимулирует его к активным действиям, развивает наблюдательность. Ребенок следит за меняющейся обстановкой, за взрослыми, за другими детьми. Развитие ребенка приобретает качественно новое направление, в котором зрительное восприятие начинает активно взаимодействовать со слуховым, создается более прочная опора для развития наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления.

    Если есть проблемы со зрительным восприятием, словесная регуляция собственных действий в полной мере не развивается: ребенок недооценивает их конечный результат. Слово не в полной мере соотносится с образом предмета, что и обусловливает определенные ограничения в развитии образной речи. Чтобы этого не произошло, нужно учить малыша системному, комплексному обследованию предметов с проговариванием, которое способствует формированию анализирующего зрительного восприятия. Тогда слово станет направлять внимание ребенка на предмет, а затем управлять его вниманием. В итоге в развитии ребенка можно будет увидеть существенный положительный сдвиг — качественно новый уровень в формировании зрительного восприятия как психического процесса. Такой уровень предусматривает:

 •   активное передвижение малыша в пространстве;

 • повышение эффективности дистантного обозрения в связи с улучшением состояния зрительных функций;

•   стабилизацию остроты зрения;

•   значительное расширение познавательных возможностей ребенка. В процессе предметно-игровой, изобразительной, ориентировочной деятельности и общения у ребенка продолжает развиваться предметно-анализирующее пространственное восприятие. Развитие различных видов детской деятельности и развитие зрительного восприятия становятся взаимосвязанными, взаимообусловленными. Ребенок должен перейти от общего нерасчленного восприятия предмета к выделению и анализу отдельных его свойств и признаков. В целях предупреждения отклонений в познавательной деятельности у детей в дошкольном возрасте и для формирования целостных образов представлений об окружающем необходимо выделить следующие важные направления работы:

•  развитие совместной со взрослым и подражательной деятельности; •  усвоение  образцов действий  с  предметами  и  перенесение  их  в  новую обстановку;

•  формирование  зрительно-поисковой  ориентировочной  исследовательской деятельности; •  формирование способов всестороннего восприятия и обследования предметов и действий с ними;

 •  установление коммуникативных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; общения (мимики, жестов, пантомимики); •  развитие обозначающей функции речи;

 •  обучение словесной регуляции ребенком собственных действий;

•  обучение ориентации на себе, в микропространстве (на столе);

 •  развитие свободной подвижности в пространстве;

•  активное развитие мелкой моторики под контролем зрения. Данные направления работы имеют большое значение для развития зрительного восприятия ребенка. Они тесно взаимосвязаны, и при комплексном подходе каждое из них — в виде упражнения — может быть включено в структуру занятия с ребенком в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».

Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...

Педагогическая поддержка развития познавательной деятельности детей раннего возраста.

Педагогическая поддержка развития познавательной деятельности детей раннего возраста с описанием ситуаций и действий педагога....

«Заколдованный лес». Конспект занятия по познавательной деятельности детей раннего возраста

laquo;Заколдованный лес». Конспект занятия по познавательной деятельности детей раннего возрастаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с 26Конспект занятияпо познавательной ...

Развитии познавательной деятельности детей раннего возраста с ОВЗ через стимуляцию двигательной активности.

Материал статьи поможет родителям и специалистам работающим с детьми с нарушениями двигательной функции.Слабое ощущение движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточнос...

Влияние развивающей предметно - пространственной среды на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста»

Ни  для одного педагога не является секретом то, что маленький ребенок исследователь по своей природе. Для маленького ребенка детство – это период вопросов и ответов. Познавательная деятель...