Проект Русское народное декоративно-прикладное искусство.
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гусева Екатерина Львовна

 

Цели проекта :


1. Воспитать маленького патриота, любящего свою Родину, испытывающего гордость за принадлежность своей Родине, своему краю.

                    2.   Освоить новые формы социального взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект39.48 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
№ 80 «СОЛНЕЧНЫЙ» Г.БРЯНСКА
241007 г.Брянск,ул.Дуки,д.17А        
тел.64-85-73


Проект на тему
:
«Русское декоративно-прикладное искусство» 

Автор проекта:
Гусева Екатерина Львовна,
старший воспитатель
МБДОУ д/с № 80 «Солнечный»,
первая квалификационная категория

Аннотация проекта

Цели проекта :
1.
 Воспитать маленького патриота, любящего свою Родину, испытывающего гордость за принадлежность своей Родине, своему краю.

                    2.   Освоить новые формы социального взаимодействия.

Задачи проекта:

          - приобщать и прививать любовь к традиционному русскому декоративно-прикладному искусству, Родине.

          -  развивать способности к декоративному  и  прикладному  творчеству  у    
         детей,  воспитывать эмоциональную отзывчивость  на явления    
         художественной культуры;

- развивать навыки научно-исследовательской деятельности у детей;

          - расширять формы вовлечения родительской общественности в жизнь    
         ДОУ, посредством участия в проектной деятельности;

- привлечь организации социума к партнерству с ДОУ.

Тип проекта :
по доминирующей деятельности: поисково-исследовательский

                по продолжительности:  долгосрочный ( один год )

Участники проекта: дети средней, старшей, подготовительной групп ДОУ,    
                                  педагоги, родители (законные представители), учреждения        
                                  социума .

Объект исследования:  народное декоративно-прикладное искусство.

Проблема :  как духовно возродить нацию средствами  русского декоративно-                    
                    прикладного искусства .

Результат:   - сформировать чувства малой Родины и осознания себя частью
                      большой Родины - России;
                    - приобщить воспитанников к  русскому декоративно-прикладному    
                      искусству, с привлечением родительской и другой общественности.

Постановка проблемы

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, которое невозможно без всестороннего развития личности. Особую актуальность эта проблема приобрела в сфере патриотического воспитания молодого поколения. Человек вне патриотизма - это  человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек лишенный человеческих свойств. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками и закрепленный в произведениях народного искусства.

Формирование         целостных          представлений          о        русской  национальной культуре обеспечивается в непосредственно образовательной деятельности по  декоративно-прикладному искусству. Воспитание любви к Родине средствами декоративно-прикладного искусства – сложная педагогическая задача. Непосредственно образовательная деятельность          по        декоративно-прикладному        искусству        способствуют        полноценному        и разносторон-нему воспитанию, в ней воспитанники имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области искусства, истории родной страны, родного края.

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к

Родине и преданности Отечеству стояли в центре внимания ученых на протяже-нии всей истории развития человечества. Так, в учении Конфуция,  наряду  с  другими  общечеловеческими  ценностями  выделены  и  такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране .

К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у молодого поколения любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

Патриотизм выражает отношение личности к  своей  Родине, к  ее историческому прошлому и  настоящему и     обусловливает, мотивирует поведение и деятельность людей, направленные на благо Родины.

Огромной силой эмоционального воздействия на воспитанников обладают различные виды декоративно-прикладного искусства. Важнейшим условием «проникновения» этих ценностей в сознание и чувства личности является создание атмосферы творчества.

В основе декоративно-прикладного искусства лежит творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством,  с его выработанным в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных художественных промыслов в системе образования.

Народное искусство является неотъемлемой частью художественной  культуры России. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные традиции.

Возрождение духовного наследия народа, сохранение и развитие  художественных традиций в рамках детского сада сложная задача. Для ее решения требуются совместные усилия работников ДОУ, родительской общественности и социумов.

Одни проблемы поднимают другие. Возникает необходимость расширения форм вовлечения общественности в жизнь детского сада, что не только поднимет значимость дошкольного образования для родителей, педагогов, общества, но и раскроет возможности для привлечения внебюджетных ресурсов для развития ДОУ, позволит улучшить качество образования.

 

Цели и задачи проекта

Цели: 
                 
1. Воспитать маленького патриота, любящего свою Родину, испытывающего гордость за принадлежность своей Родине, своему краю.

           2.   Освоить новые формы социального взаимодействия.

Задачи:

           1. приобщать и прививать любовь к традиционному русскому декоративно-прикладному искусству, Родине;

         2.   формировать представление о народном мастере как о творческой личности, духовно связанной с культурой  родной страны, родного края;

                       3. формировать художественно-образное мышление как основу              
                       развития творческой личности, ее эстетических вкусов и  
                            потребностей;

           4.   развивать способности к декоративному  и  прикладному  
творчеству  у  детей,  воспитывать эмоциональную отзывчивость  
на явления художественной культуры;

           5.    развивать навыки научно-исследовательской деятельности у  
 детей;

           6.    расширять формы вовлечения родительской общественности в
 жизнь ДОУ, посредством участия в проектной деятельности;

           7.    привлечь организации социума к партнерству с ДОУ.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап

1

Выбор темы проекта        

педагоги

август-сентябрь

2

Определение целей и задач проекта                              

педагоги

октябрь

3

Изучение заинтересованности и сформированности знаний по теме у дошкольников и родителей. Определение актуальности проблемы.

педагоги

октябрь

4

Беседы о культурном наследии русского народа, запечатленном в декоративно-прикладном искусстве.

педагоги

октябрь- ноябрь

5

Родительское собрание «Участвуем в проекте «Русское декоративно-прикладное искусство »

педагоги

ноябрь

6

Определение методов и приемов работы над проектом.

педагоги

ноябрь

Этап формулирования проблемы

1

Осознание и личностное восприятие проблемы:  недостаточные, обрывочные представления об истории и  культуре родной страны, родного края.

Педагоги,             воспитанники, родители

август-ноябрь

2

Постановка цели:
1.     Воспитание маленького патриота, любящего свою Родину, испытывающего гордость за принадлежность своей Родине, своему краю
 2.   Освоение новых форм социального взаимодействия.

Педагоги,              воспитанники, родители

в течении учебного года

3

Формулирование задач:
- приобщать и прививать любовь к традиционному русскому декоративно-прикладному искусству, Родине;

 - формировать представление о народном мастере как о творческой личности, духовно связанной с культурой родной страны, родного края;

 - формировать художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

 - пополнить и систематизировать знания о русском декоративно-прикладном искусстве, пополнить центр патриотического воспитания соответствующими материалами.
- развивать способности к декоративному  и  прикладному   творчеству  у  детей,  воспитывать эмоциональную отзывчивость   на явления художественной культуры;

 - развивать навыки научно-исследовательской деятельности у детей;

 - расширять формы вовлечения родительской общественности в жизнь ДОУ, посредством участия в проектной деятельности;

- привлечь организации социума к партнерству с ДОУ. 

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

Этап поисково-исследовательской и практической деятельности

Формирование групп  детей по интересам, распределение тем для исследования.

Педагоги, воспитанники

октябрь

Тема: Декоративная роспись

1

Беседы об истории происхождения различных
видов росписи в традициях русского народа.

Педагоги,               воспитанники, родители

декабрь

2

Работа с различными источниками, информационными ресурсами по сбору необходимой информации.

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

3

Экскурсии в библиотеку, музей Ткачевых, Дом народного творчества

Педагоги,               воспитанники, родители

январь-март

4

Сбор иллюстраций и  предметов быта, украшенных росписями для центра патриотического воспитания , раздела краеведения.                                                                                            

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

Тема: Вышивка в русском стиле

1

Беседы об истории происхождения ручной вышивки в традициях русского народа.

Педагоги,               воспитанники, родители

декабрь

2

Работа с различными источниками, информационными ресурсами по сбору необходимой информации

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

3

Экскурсии в краеведческий музей школы № 45,

музей Ткачевых, Дом народного творчества

Педагоги,               воспитанники, родители

январь-март

4

Сбор иллюстраций и  предметов быта, украшенных вышивкой для центра патриотического воспитания , раздела краеведения.                                                                                            

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

Тема: Изделия из глины

1

Беседы об истории происхождения различных
предметов из глины в быту  русского народа.

Педагоги,               воспитанники, родители

декабрь

2

Работа с различными источниками, информационными ресурсами по сбору необходимой информации

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

3

Экскурсии в краеведческий музей школы № 45, музей Ткачевых, Дом народного творчества

Педагоги,               воспитанники, родители

январь-март

4

Сбор иллюстраций и  изделий из глины для центра патриотического воспитания , раздела краеведения.                                                                                            

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

Тема: Изделия из дерева

1

Беседы об истории происхождения различных
предметов из дерева в быту  русского народа.

Педагоги,               воспитанники, родители

декабрь

2

Работа с различными источниками, информационными ресурсами по сбору необходимой информации

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

3

Экскурсии в краеведческий музей школы № 45, Дом народного творчества
Прогулка по парку им. А.К.Толстого

Педагоги,               воспитанники, родители

январь-март

4

Сбор иллюстраций и  изделий  из дерева для центра патриотического воспитания , раздела краеведения.                                                                                            

Педагоги,               воспитанники, родители

в течении учебного года

Заключительный этап

1

Оборудование центра патриотического воспитания , раздела краеведения предметами НДПИ.                              

Педагоги,               воспитанники, родители

апрель

2

Конкурс поделок своими руками : «Народное декоративно-прикладное искусство»

Педагоги, воспитанники, родители          

март

3

Оформление педагогического проекта

Педагоги,               воспитанники, родители

март-апрель

4

Презентация проекта «Русское декоративно-прикладное искусство»

Педагоги, родители, дети

апрель

5

Анализ предполагаемых результатов

Педагоги,               воспитанники, родители

май

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

-  уточнить и систематизировать знания детей о русском декоративно-прикладном искусстве, средствах выразительности в различных его видах;
- приобщить воспитанников к изобразительному искусству;
- развить детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности;
- сформировать чувства малой Родины и осознания себя частью большой Родины-России;
- развить  познавательную активность и навыки научно-исследовательской деятельности у детей;
- повысить профессиональное мастерство педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к Родине;
- привлечь организации социума к сотрудничеству и дальнейшему партнерству с ДОУ.

Практическая значимость результатов.

Предполагается, что в результате проведенного проекта результаты будут представлять практический интерес как для родительской общественности, так и для педагогов. Процесс выполнения проекта приведет к накоплению не только знаний и практических умений у дошкольников, педагогов, родителей, но и обогатит развивающую предметно-пространственную среду, позволит накопить опыт в совместной исследовательской деятельности детей и взрослых. Он  покажет пути налаживания механизмов  привлечения общественности в лице родителей (законных представителей) и учреждений социума к проблемам развития ДОУ  и  достижения качественных результатов образования, как одной из ведущих задач федерального государственного образовательного стандарта.

   

Народное искусство является неотъемлемой частью художественной  культуры России. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы.
         Народное  искусство  соединяет  прошлое  с  настоящим,  сберегая  национальные  традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству

Беседы с детьми по русскому народному декоративно-прикладному искусству по блокам: "Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", "Чудо филимоновских свисту...

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Проект "Русское народное декоративно-прикладное искусство"

Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь 2012г.Цель: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства.Предполагаемый результат:Широкие знания дете...

Занятие «Знакомство с искусством – русское народное декоративно-прикладное искусство»

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, горо...

Проект «Русское народное декоративно – прикладное искусство с детьми старшего дошкольного возраста»

Знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством и развитие художественно – творческих способностей средствами декоративного рисования у детей старшего дошкольного возраст...