Развитие у детей познавательно-исследовательских способностей средствами экспериментальной деятельности
материал (старшая группа) на тему

Киселева Мария Михайловна

.Когда детям даётся возможность экспериментировать, дети могут выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад «Радуга»

Выступление из опыта работы

«Развитие у детей познавательно-исследовательских способностей средствами экспериментальной деятельности».

 Подготовила :воспитатель

1 квалификационной категории

Киселева М. М.

2016

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования. С вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта, познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон.  Именно поэтому необходимо поддержать интерес у детей  к исследованиям, экспериментам, открытиям и создавать необходимые для этого условия. В ходе работы по организации экспериментальной детской деятельности я столкнулась с трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, с отсутствием опыта по организации экспериментирования с детьми, начиная с раннего дошкольного возраста.  Для того, чтобы правильно построить образовательный процесс с детьми  я изучила новинки методической литературы современных педагогов  Дыбиной О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», «Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками»,   Рыжовой Н. «Игры с водой и песком», «Опыты с песком и глиной» и разработала план работы по данному направлению.

  Основная цель  работы: развитие познавательной активности детей среднего возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные

-расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

-формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие:

-Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

-Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

-Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

-Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

-Стимулировать желание детей экспериментировать.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов-экспериментов  с детьми  уже с раннего возраста я планировала такие формы работы,  как опыт и  наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Такие формы работы  предполагали активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт  проходил как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Опыты  планировались как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так мы занимались  опытнической деятельностью в процессе режимных моментов и использовали на прогулке как часть наблюдения. Количество проводимых опытов варьировала от одного в неделю до двух в месяц с учетом индивидуальных особенностей детей и в соответствии ООП. Длительность проведения опытов четко не регламентировала. Это зависело от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап. Опыты проводила как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами, так как проводить опыты с целой группой не рекомендуется. Я заметила, если  задействовала всех детей, то результат проводимого опыта снижался. Интеграция сенсорного и познавательного развития помогала лучшему усвоению и пониманию у детей свойств явлений неживой природы, например, воды. Работу  начала с экспериментов с водой. С  помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На НОД  дети получали представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми провела опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду. Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе
конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

 Так как у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет преобладает наглядно – образное мышление, то в этом возрасте планировала  наблюдения, тематические беседы  с использованием иллюстраций, слайдов, макетов и проведение опытов, которые  способствовали  накоплению знаний о законах окружающего мира,  развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение. Так  в этом возрасте учила обобщённым способам исследования разных объектов окружающей  жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, персептивных действий. Совместные с взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяли скрытые свойства изучаемого объекта. Провела такие НОД по познавательному развитию на тему «Камни», «Бумага». Дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.  Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни. Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые. При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона. Дети осваивали действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ, знакомились со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, стекла, узнавали об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень,  о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми 4-5 лет помогают  сделать деятельность детей более интересной и разнообразной.   С этой целью в этом году  провели следующие эксперименты: «Лепим колобки», где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. Знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, холодной и горячей, она необходима для жизни растений, животных и людей, формируем умения узнавать предметы, сделанные из бумаги, дерева, ткани и пр. Для проведения эксперимента используем строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.), игры с песком, водой и глиной, проращивание горошины Знакомлю с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности),  др. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что станет с водой, если добавить в стакан с водой гуашь?» "Что получится, если мы подуем на одуванчик? " и т. д. Для того, чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно развивалась и осуществлялась, я создала уголки экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования: природные материалы, бросовый материал, сыпучие продукты, красители,  прозрачные ёмкости разной формы, простейшие приборы и приспособления, картотека опытов и экспериментов. Весь материал расположен в доступном для детей месте. Нельзя забывать, что много ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдая за действиями членов семьи. Поэтому я привлекаю  родителей к совместной работе по данному вопросу.  Я уверена, что систематические игры  по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...

По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...

Карта анализа календарного плана по организации познавательно- исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей

Карта анализа календарного плана по организации познавательно- исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей...