Игры направленные на сокращение адаптационного периода
консультация (младшая группа) на тему

Докучаева Наталья Васильевна

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrashchenie_adaptaionnogoperioda.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Признаки  психоэмоционального  напряжения:

1.Трудности засыпания и беспокойный сон.

2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребёнка не утомляла

3.Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.

4.Рассеянность, невнимательность.

5.Беспокойство, непоседливость.

6.Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет   одобрения у взрослых, буквально жмет­ся к ним.

7.Проявление упрямства.

8.Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).

9.Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).

10.   Игра с половыми органами.

11.   Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.

12.   Снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения.

1.3. Повышенная тревожность.

14. Дневное и ночное недержание мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии  психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

 Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка.

 Внешние источники угрозы психологической безопасности ребенка:

1.Манипулирование детьми.

2. Индивидуально-личностные особенности персонала.

3. Межличностные отношения детей в группе.

4. Враждебность окружающей среды.

5.   Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие режима проветривания.

6.   Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.

7.   Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.

8.   Неправильная организация общения.

9.   Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.

10.Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском коллективе.

11.Неблагоприятные погодные условия.

12.Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.

 Внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка:

1.Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в семье.

2. Осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей.

3. Отсутствие автономности.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка.

5. Патология физического развития.

 

Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, то есть вводит в заблуждение, в мир иллюзий.

Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

 Таким образом, главная задача воспитателей и родителей, а также административного и младшего персонала - обеспечить успешную адаптацию ребенка к детскому саду. А главная наша цель – повысить компетентность воспитателей и родителей в данном вопросе.

 Цель адаптации: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

 На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В этой работе выделяются следующие направления:

  • подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
  • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
  • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец лето. В это время малыши много времени проводят на улице, что позволяет закаляться благодаря природным факторам; летом очень легко организовать для малышей игры с песком и водой, что благоприятным образом скажется на психо-эмоциональном состоянии; образовательная деятельность сокращена; роста простудной заболеваемости еще нет. 

Рассмотрим подробнее пути сокращения сроков адаптационного периода.

1.ИГРАЕМ С ВОДОЙ И ПЕСКОМ.

      Такие игры не только развивают творчество дошкольников, но и помогают им в доступной и интересной форме познать свойства и качества природных материалов. Наступило лето. Именно сейчас можно уделить время «общению» детей с природными материалами: песком, водой, глиной. Какие же их свойства могут усвоить дошкольники? Они уже способны понять, что такое три состояния воды. Начнем с жидкого ее состояния - самого привлекательного для детей. Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, ее можно разлить. Познакомиться с этой особенностью воды дети могут на прогулке: например, вылить воду на асфальт, на пол веранды и понаблюдать за тем, как она разливается, а затем испаряется под лупами солнца (лужи высыхают).

Игры  с водой давно вошли в практику  детских садов. Но в период адаптации, когда малыши предельно напряженны, они приобретают особую важность. И не надо бояться, что ребенок намочит одежду, это можно предусмотреть, в конце концов, переоденьте его.    Дайте малышу пластмассовые бутылочки с водой, баночки и пусть он переливает воду. Это очень успокаивает. Для игр с водой можно организовать такой уголок прямо в группе, рядом с природным уголком. Ведь таким образом сама Природа становится нашим помощником. Вода как что - то живое, завораживает малышей, помогает увлечь и успокоить.

 Игры и упражнения с водой.

Цель игры:   Создание  радостного настроения, снятие психоэмоционального  и физического напряжения, разнообразие детских игр, что способствует заинтересованности жизнью в ДОУ.

«Веселые кораблики»- дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы- лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

«Нырки»-дети погружают  в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.

«Ловкие пальчики»-дети мочат  в воде поролоновые губки разного цвета и формы  и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

«Бульбочки»-дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

«Тонет - не тонет»- дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

«Морские сокровища»- дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

«Веселые зверушки» - игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.

Игра «достань ракушку» («Достань камешек»)

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание: на дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.

                                  

Игра «поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Содержание: воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду».

 

Игра «Тёплый – холодный»

Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».

Материал: игрушки двух видов, по2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые ( например: утята и рыбки, пингвины и крокодилы, кораблики и дельфины, небольшие мячики – красные и синие, красные и жёлтые, зелёные и белые и т. п.).

Содержание: воспитатель наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки - в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.

 

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Материал: для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов ( пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка грецкого ореха, лоскуток ткани, деревянная палочка и т.д.).

 Содержание: воспитатель предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

                                   

Игра «капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Содержание: воспитатель наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет.

«Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» - взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П - П - П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик  к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.

Во время игр педагог обязательно должен похвалить малыша за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, намочил одежду. Игры должны приносить детям радость.        

 

А сколько удовольствия приносят детям игры с песком! Вспомним стихи Б. Заходера:

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И не важно, что пока

Этот домик из песка!

 «Песочная игра»  - эффективный способ снижения адаптационного

стресса у детей

 

      Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Именно по этому естественно использовать песок, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.  

      Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

·        обучающие (облегчают процесс обучения);

·        познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);

·        проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации мы используем обучающие игры, направленные на развитие тактильной – кинестетической чувствительность и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в ДОУ. Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребёнка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. Развитие коммуникативных навыков, т.е. умение правильно общаться. Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру. Педагоги  получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент.  

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!                               

Условия работы с детьми:                                                                                                

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

                          Общие рекомендации по подготовке и проведению    адаптационных игр-занятий:

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка. 

Условия организации игр-занятий с  песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

                           

Правила поведения в песочнице

·        Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

·        Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

·        После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

·        После игры в песке надо помыть ручки. 

Перечень совместных игр и  упражнений с песком

                                     

Игра « Найди шарик»

Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Содержание: воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

 Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы. но разной величины.

                                     

Игра «Печём печенье»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.

Содержание: в одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно. Отпечатки наших рук.   Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребёнок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, тёплый, сухой, мокрый; когда двигаем  руками по песку, ощущаем маленькие песчинки…). Пройтись поочерёдно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно). Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ёжик).

Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея, карусель); то же, поставив  ладонь ребром. «Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие « вверх – вниз» - движется вся кисть). Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе  пофантазировать: чьи это следы?)  

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторике мы учим ребенка, говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

 "Топчем дорожки" 

Взрослый вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

 

"Норки для мышки"

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

 

"Я пеку, пеку"

Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

 

"Угадай на ощупь"

Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

 

   2. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ.

1. Давай познакомимся!

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч (лучше надувной, так как он легкий и яркий, красочный, что, безусловно, привлекает малышей). Ребенок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч следующему участнику игры и т. д.

 

2.Раздувайся, пузырь!

Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.

Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берут за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! - говорит взрослый. - А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяют два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,      

Оставайся такой,

Раздувайся большой,    

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотягивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются к центру. После этого игра повторяется.

 

 

3. Лови-лови!

К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центр. «Лови-лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка детей, успешно справившихся с зданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

 

4.Чей голосок?

Дети садятся полукругом, ведущий - спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса.

 

5.Расскажи стихи руками.

В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками» (почему только руками? Всем телом!), - великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии.

Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять.

 

ЗАЙКА

Заинька-зайка,          (Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.)

Маленький зайка,           (Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.)

Длинные ушки,         (Дети приставляют ладошки к голове -«ушки».)

Быстрые ножки.              (Побежали.)

Заинька-зайка,          (Движения повторяются.)

Маленький зайка,           (Дети обхватывают себя руками, изображая страх.)

Деток боишься, 

Зайка-трусишка.                (Дрожат.)

 

МИШКА
Мишка, мишка косолапый,       (Приподнять плечи, руки округлить,

Мишка по лесу идет,                ( носки   ног   внутрь, идти переваливаясь.)

Мишка хочет сладких ягод,      (Погладить себя по животу, облизнуться.)

Да никак их не найдет.               (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)

Вдруг увидел много ягод     (Показать указательным пальцем, на лице - восторг.)

И тихонько зарычал.                (Двумя   руками    «собирать»ягоды в рот.)

Подошли к мишутке детки,     (Помаршировать.)

Мишка громко зарыдал.          (Кулачками  потереть  глаза,изобразить плач.)

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что взрослым самим потребуется немалое терпение и такт.

С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более ' гармонично, можно также учить его фантазировать и сочинять.

Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в адаптационный период.

      С самого рождения игра в жизни ребенка приобретает большое значение. В ней малыш осваивает формы и величину предметов,  их расположение в пространстве, учит...

Игры для малышей в адаптационный период.

Игры для малышей в адаптационный период.         Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....

Игры и упражнения в адаптационный период

Картотека игр и упражнений для помощи в адаптации детей к детскому саду...

Консультация для педагогов Для детей младшего возраста игры и упражнения в адаптационный период

Консультация для педагогов Для детей младшего возраста игры и упражнения в адаптационный период Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем1. Давай познакомимся!Дети с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИГРЫ С МАЛЫШАМИ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД»

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама)...

Игры с детьми в адаптационный период.

Игры с детьми 1 младшей группы в период адаптации...

Рекомендации, направленные на смягчение адаптационного периода.

1 Раздевальную комнату следует оформить так, чтобы поддерживать у ребенка положительный эмоциональный тонус.2 В групповой комнате необходимо разместить крупные игрушки (куклы, мишки, ма­шины): иг­рушк...