Инновации в экологическом образовании дошкольников
материал (младшая группа) на тему

Агаркова Ирина Николаевна

Инновации в экологическом образовании дошкольников

 В современном мире безжалостно загрязняется окружающая природная среда, водоемы становятся непригодными к существованию в них живых объектов, за исключением микробов. Флора, фауна обедняются, становятся более агрессивным по отношению к человеку (взять хотя бы распространение клещей и болезней, которые они несут). Всё это тревожный сигнал, который призывает нас бережно, с любовью относиться к природному миру. И поэтому экологическое воспитание нового подрастающего поколения не просто востребовано, а призывает к научному и системному подходу. Еще не так давно было просто достаточно показать природный объект дошкольнику и рассказать, как за ним ухаживать. Сейчас этого недостаточно, ведь очень часто природный объект в черте города нужно сначала создать, и создать желательно в совместной деятельности: педагоги + дети + законные представители детей. На первый взгляд это несложно – придумали объект, организовали взаимодействие, создали объект, и … далее идет несколько путей развития:

         - Создали и забыли, забросили

 - Понаблюдали некоторое время и забыли, забросили

 - Создали, наблюдаем, дополняем                                                   

Каждый из нас выбирает свой путь и часто получается, что первые два пункта наиболее привычные практике. Но вы только представьте, с детьми младшего дошкольного возраста создаете природное сообщество для изучения, наблюдения, в среднем дошкольном возрасте дополняете, в старшем дошкольном возрасте развиваем и уже школьник продолжает уделять созданному объекту время. Главное подходить ко всему творчески, продуманно и уделять немного времени. И первоначальное, потребительское отношение к окружающему миру сменится на осознанное взаимодействие.

Дошкольный возраст - это тот возраст, где закладывается отношение к природному миру, начинается осознанное и, главное, понимаемое, взаимоотношение к объектам природного мира. А правильное понимание, это не только знания, умения и понимания взрослого человека, это личный пример и заинтересованность. Осознанное взаимодействие с природой строится на разнообразной деятельности экологического характера:

·         Образовательная деятельность

·         Игры и развлечения

·         Наблюдения и экскурсии

·         Опыты, эксперименты

·         Распространение опыта

·         Природоохранные акции

·         Взаимодействия с природными объектами

·         Создание научных и практических продуктов природного мира

В итоге получается экологическая грамотность и бережное отношение к окружающему миру, природным объектам.

Сам процесс сложный, длительный, поэтому предлагаю использовать мой небольшой опыт экологического воспитания. В своей практике применяю следующее взаимодействие:

·         Разработка и реализация проектов экологического направления «Дошкольник выбирает ЗОЖ» - умение использовать природные объекты для поддержания и укрепления здоровья, «Гармония» сохранение, создание природных объектов, «Эко-тропа в ДОУ» получение, закрепление, развитие экологических представлений)

·         Природоохранные акции и субботники. Показать на личном примере, заинтересованности в сохранении природных объектов. Ведь ребенок в дошкольном возрасте подражатель своему кумиру, так станьте таким кумиром. Особенно хороша такая деятельность, если удастся заинтересовать родителей детей («Подкормите птиц зимой», «Чистота залог содружества» совместные субботники, «Красота – мир в мире» озеленение прилегающей территории)

·         Опыты, эксперименты. Мы работаем с тем возрастом человека, который очень любознателен, впитывает как губка и отдается всему полностью. Давайте воспользуемся этим и покажем через опыты, что будет, если не сохранять окружающий природный мир, научим ребенка не только пользоваться этим миром, а его сохранять, восполнять и развивать («Почемучка» серия опытов направленная на изучения цикла развития растений и т.д.)

·         Наблюдения, экскурсии – организовать экскурсию, продумать маршрут и реализовать на практике. Данное времяпровождение возможно не только на территории ДОУ, но и за его пределами. Экскурсии может проводить как педагог, так и родители, с последующим фото-отчетом (фото- выставка «Парк и его обитатели», «Осень в гости к нам пришла и подарки принесла», «Ботанический сад» и т.д.)

·         Распространение опыта. Это не значит что только педагог, работающий по направлению экологического образования, может предоставить свой опыт в виде доклада, статьи. Это можно сделать более увлекательно, во взаимодействии дети+родители+педагог. Когда в сотрудничестве закрепляются знания, получаются знания и самое главное пример. В результате получается, мы делимся опытом, приобретаем опыт в непринужденной обстановке.

·         Создание научных и практических продуктов природных объектов – привлечь и показать ребенку, родителям роль научности в познании и взаимодействии с природными объектами

·         – это деятельность, носящая развивающий характер, главное не увлекаться глубиной знаний, а совмещать глубину, полезность и понимаемость изучаемого. Не выделять в отдельную деятельность, а каждодневно, как бы мимоходом, не зацикливаясь давать знания и видеть отдачу получаемых знаний.

Процесс этот сложный, длительный, так как цель экологического образования - это формирование человека с экологическим сознанием, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающему миру и умеющего жить в гармонии с природой. И предлагаемая концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста направлена на формирование научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру. Что и соответствует ФГОС , а так же диктует организацию педагогического процесса в ДОУ и не противоречит воспитанию экологически грамотного поколения без ущерба для здоровья дошкольника.

Литература

1.     Горбатенко О. Ф Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2008

2.     Филиппенко Ф.Ф. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель 2011

3.     Николаева Н. Н Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_2.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации в экологическом образовании дошкольников

 В современном мире безжалостно загрязняется окружающая природная среда, водоемы становятся непригодными к существованию в них живых объектов, за исключением микробов. Флора, фауна обедняются, становятся более агрессивным по отношению к человеку (взять хотя бы распространение клещей и болезней, которые они несут). Всё это тревожный сигнал, который призывает нас бережно, с любовью относиться к природному миру. И поэтому экологическое воспитание нового подрастающего поколения не просто востребовано, а призывает к научному и системному подходу. Еще не так давно было просто достаточно показать природный объект дошкольнику и рассказать, как за ним ухаживать. Сейчас этого недостаточно, ведь очень часто природный объект в черте города нужно сначала создать, и создать желательно в совместной деятельности: педагоги + дети + законные представители детей. На первый взгляд это несложно – придумали объект, организовали взаимодействие, создали объект, и … далее идет несколько путей развития:

         - Создали и забыли, забросили

 - Понаблюдали некоторое время и забыли, забросили

 - Создали, наблюдаем, дополняем                                                    

Каждый из нас выбирает свой путь и часто получается, что первые два пункта наиболее привычные практике. Но вы только представьте, с детьми младшего дошкольного возраста создаете природное сообщество для изучения, наблюдения, в среднем дошкольном возрасте дополняете, в старшем дошкольном возрасте развиваем и уже школьник продолжает уделять созданному объекту время. Главное подходить ко всему творчески, продуманно и уделять немного времени. И первоначальное, потребительское отношение к окружающему миру сменится на осознанное взаимодействие.

Дошкольный возраст - это тот возраст, где закладывается отношение к природному миру, начинается осознанное и, главное, понимаемое, взаимоотношение к объектам природного мира. А правильное понимание, это не только знания, умения и понимания взрослого человека, это личный пример и заинтересованность. Осознанное взаимодействие с природой строится на разнообразной деятельности экологического характера:

  • Образовательная деятельность
  • Игры и развлечения
  • Наблюдения и экскурсии
  • Опыты, эксперименты
  • Распространение опыта
  • Природоохранные акции
  • Взаимодействия с природными объектами
  • Создание научных и практических продуктов природного мира

В итоге получается экологическая грамотность и бережное отношение к окружающему миру, природным объектам.

Сам процесс сложный, длительный, поэтому предлагаю использовать мой небольшой опыт экологического воспитания. В своей практике применяю следующее взаимодействие:

  • Разработка и реализация проектов экологического направления «Дошкольник выбирает ЗОЖ» - умение использовать природные объекты для поддержания и укрепления здоровья, «Гармония» сохранение, создание природных объектов, «Эко-тропа в ДОУ» получение, закрепление, развитие экологических представлений)
  • Природоохранные акции и субботники. Показать на личном примере, заинтересованности в сохранении природных объектов. Ведь ребенок в дошкольном возрасте подражатель своему кумиру, так станьте таким кумиром. Особенно хороша такая деятельность, если удастся заинтересовать родителей детей («Подкормите птиц зимой», «Чистота залог содружества» совместные субботники, «Красота – мир в мире» озеленение прилегающей территории)
  • Опыты, эксперименты. Мы работаем с тем возрастом человека, который очень любознателен, впитывает как губка и отдается всему полностью. Давайте воспользуемся этим и покажем через опыты, что будет, если не сохранять окружающий природный мир, научим ребенка не только пользоваться этим миром, а его сохранять, восполнять и развивать («Почемучка» серия опытов направленная на изучения цикла развития растений и т.д.)
  • Наблюдения, экскурсии – организовать экскурсию, продумать маршрут и реализовать на практике. Данное времяпровождение возможно не только на территории ДОУ, но и за его пределами. Экскурсии может проводить как педагог, так и родители, с последующим фото-отчетом (фото- выставка «Парк и его обитатели», «Осень в гости к нам пришла и подарки принесла», «Ботанический сад» и т.д.)
  • Распространение опыта. Это не значит что только педагог, работающий по направлению экологического образования, может предоставить свой опыт в виде доклада, статьи. Это можно сделать более увлекательно, во взаимодействии дети+родители+педагог. Когда в сотрудничестве закрепляются знания, получаются знания и самое главное пример. В результате получается, мы делимся опытом, приобретаем опыт в непринужденной обстановке.
  • Создание научных и практических продуктов природных объектов – привлечь и показать ребенку, родителям роль научности в познании и взаимодействии с природными объектами
  • – это деятельность, носящая развивающий характер, главное не увлекаться глубиной знаний, а совмещать глубину, полезность и понимаемость изучаемого. Не выделять в отдельную деятельность, а каждодневно, как бы мимоходом, не зацикливаясь давать знания и видеть отдачу получаемых знаний.

Процесс этот сложный, длительный, так как цель экологического образования - это формирование человека с экологическим сознанием, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающему миру и умеющего жить в гармонии с природой. И предлагаемая концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста направлена на формирование научно-познавательного, практически-деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру. Что и соответствует ФГОС , а так же диктует организацию педагогического процесса в ДОУ и не противоречит воспитанию экологически грамотного поколения без ущерба для здоровья дошкольника.

Литература

  1. Горбатенко О. Ф Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2008
  2. Филиппенко Ф.Ф. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель 2011
  3. Николаева Н. Н Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2010

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД

УКТУРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

КОМСОМОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ФГОС





СОСТАВИТЕЛЬ:

ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Т.Н. СУТУРИНА

2016

«Стандарт дошкольного образования –

это стандарт поддержки разнообразия детства,

стандарт развития личности ребенка.

Стандарт дошкольного образования ставит цель,

чтобы дети остались почемучками».

А. Г. Асмолов

Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.

По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев). Цель экологического образования в ДОУ – формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Результат экологического воспитания – экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:

  • экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
  • экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
  • экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
  • экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
  • экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена «как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности» (Б.Т.Лихачев).

Задачи экологического образования в детском саду:

1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.

2. Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе

3. Развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.

4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

ФГОС о познании природы детьми

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится 60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

"Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы".

В условиях глобального экологического кризиса, в эпоху "размывания" духовно- нравственных ценностей возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная целькоторого состоит в и фо...

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

Презентация «Современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы экологического образования дошкольников», выступление на МО ст. воспитателя Хруновой Н.М.

Презентация «Современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы экологического образования дошкольников», выступление на МО ст. воспитателя Хруновой Н.М....

Презентация "Инновации в музыкальном образовании дошкольников раннего возраста"

В данной презентации представлены   инновационные музыкально-образовательные технологии с детьми раннего возраста...

Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...

Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы.

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. В...