Проект сюжетно - ролевой игры.
проект (старшая группа) на тему

Черноусова Наталья Викторовна

Проект сюжетно- ролевой игры "Космическое путешествие" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sr_igry.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проект сюжетно – ролевой игры «Космическое путешествие»

(старший дошкольный возраст).

Цель:

 Способствование военно – патриотической подготовке дошкольников. Формировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Космическое путешествие».

Задачи:

- способствовать расширению и уточнению представлений детей о космосе;

- обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения;

- учить согласовывать свой замысел с замыслом партнера;

- продолжать развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях;

- способствовать самостоятельному объединению разных сюжетов в единый игровой сюжет;

- воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре.

Ресурсное обеспечение:

- обмундирование космонавтов (скафандры, шлемы, «тюбики с едой»;

- костюмы для инопланетян;

- карта звездного неба, муляжи планет;

- крупный строитель и материалы для создания космодрома и ракеты;

Актуальность проекта:

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуациях, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем  же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн почеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Научно – методическое обоснование.

 "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"

( В. А. Сухомлинский)

К.Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действеннее того, который предлагается игрушечной лавкой».

 Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает и развивается у ребенка не спонтанно, не сама собой, а только в определенных условиях жизни и воспитания ребенка.

Исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Ожидаемые результаты:

- получение знаний о подготовке и работе космонавтов;

- развитие коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнера) ;

- умение объединять разные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Беседа с детьми, выявление знаний детей о теме «Космос». Обсуждение чтобы они хотели узнать по этой теме

Наблюдение за игрой детей (игровые навыки, игровая среда)

Изучение методической литературы:

Скоролупова О. А. «Покорение космоса» (М., 2002).

«Большое космическое путешествие» (М., 2006)

Клушанцев П. «О чем рассказал телескоп» (М.,1980)

Недоспасова В. А. «Растем, играя» (М., 2004)

Образцова Т. Н. «Ролевые игры для детей» (М., 2005)

Обрисовка сюжетной канвы

Провести вступительную беседу, введя заинтересовывающий момент – пришло послание от инопланетян на непонятном языке.

Необходимо полететь в космос, чтобы разобраться. Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты; на чем можно полететь в космос. Подвести детей к решению полететь и помочь незнакомым существам.

Организационная работа

Рассматривание фотоиллюстраций планет, спутников, космонавтов, карты звездного неба, различных созвездий и т.д.

Чтение художественной литературы:

Булычев К. «Тайна третей планеты»,

Медведев В. «Звездолет Брунька»,

Кащенко В. «Найди созвездие»,

Бороздин В. «Первый в космосе»

Леонов А. «Шаги над планетой»

Беседы с детьми

«Наша планета Земля»,

«Путешествие на Луну»,

«Что такое звезды?»,

«Что такое Солнечная система?»,

«Как живут космонавты?»,

«Как летают ракеты»

Дидактические игры

«Найди лишнее»,

«Что изменилось?», «Разведчики»,

«Звездный путь»,

«Расставь по порядку»,

«Узнай по силуэту»,

Занятия

«Земля – наш дом родной» (ознакомление с окружающим миром) познавательное развитие

«Ракета летит к звездам» (развитие речи)

«Большое космическое путешествие» (ФЭМП)

«Наш космический корабль» (конструирование)

«Космический коллаж» (аппликация)

«Веселые инопланетяне» (лепка)

«Путь к звездам» (рисование)

Вечер досуга

«Большое космическое путешествие»

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление атрибутов для игры оформление панно «Космическое пространство», карта звездного неба

Придумывание материала для игры: подготовка атрибутов, создание игрового пространства. Планирование календарного плана. Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок на данную тему. Разработка конспекта игры «Космическое путешествие».

Работа с родителями

Работа с родителями

Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Покорение космоса»

Конкурс на лучшую поделку совместно с детьми «космический корабль»

Привлечение родителей к организации развивающей среды в группе

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли.

Обсуждение содержания игры

Организация игрового пространства

Обеспечение руководства.

Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры.

Руководство организацией игрового пространства. Соблюдение правил, регламентирующих игру. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Игровая деятельность

Игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций.

Заключительный

Итог

Подвести итоги игры в форме конференции, можно взять на себя роль одного из репортёров. Спросить, понравилась ли игра, что понравилось больше всего, что не совсем получилось. Предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т. п.

Подведение итогов игры. Диагностика игровых и речевых умений.

Обогащение и активизация словаря:

Предметы: космос, ракета, космонавт, скафандр, астроном, взлет, посадка, луноход, звезды, планета, Земля, Марс, Венера, Сатурн, Юпитер, созвездия, невесомость, солнечная система, космодром, орбита, орбитальная станция, инопланетянин.

Признаки: солнечный, земной, звездный, космический, далекий, светлый, яркий, темный.

Действия: летать, приземляться, светить, сверкать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».

Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 3

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 4

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 5

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...