Дидактические игры и упражнения как средство воспитания детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по теме

Садыкова Резиля Решитовна

Дидактические игры и упражнения как средство воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Лейсан" Комсомольского района Чувашской Республики

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила:Воспитатель

 Садыкова Резиля Решитовна

                               

Урмаево 2017

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Значение и определение дидактической игры……………………………4

2. Понятие, происхождение и структура дидактической игры……….

3. Классификация видов дидактических игр (несколько взглядов, их анализ)………………………………………………………………………

4. Место дидактической игры в педагогическом процессе………………

5. Практическая часть……………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………

Введение

Успешное овладение детьми знаниями, умениями, их умственное развитие во многом зависят от эффективности дидактического процесса в детском саду. Поэтому наряду с разработкой содержания умственного воспитания, определением характера и объема знаний необходимо совершенствование дидактических средств образовательной работы, поиск путей рационального использования различных организационных форм обучения [10, с.52].

В теории и практике дошкольного воспитания, говорит Аванесова В. Н., происходят очень важные процессы укрепления дидактических начал, утверждения активного, направляющего характера воздействий педагога на детей, овладении методикой проведения учебных занятий.

Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям и правилам, которые как бы автоматически ведут обучение, направляя активность детей в определенное русло.

Игровые приемы повышают интерес детей к занятию, развивают сосредоточенность, способствуют направлению действий и движений детей в соответствии с указаниями воспитателя, обеспечивают лучшее усвоение программного материала всеми детьми.

Дидактическая игра считается важным средством образовательной работы с дошкольниками, ей отводится определенное место в системе организованного обучения на занятиях. В организационном отношении дидактические игры включаются в занятия. Аванесова В. Н. отмечает, что занятия, впитавшие в себя дидактические игры (а также и дидактические материалы), являются единственной формой организации обучения и детском саду [10, с.56].

  1. Значение и определение дидактической игры

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов).

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям [10].

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию совершенствованию движений, выразительности речи, развитие творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образ. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Дидактические игры стимулируют детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более значительным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

  1. Понятие, происхождение и структура дидактической игры

Структура дидактической игры

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила [3].

Дидактическая задача

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчёркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая –  отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия [4].

Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: « Узнай, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт?», «Кто быстрее назовёт предмет из бумаги, дерева, металла?» и т.д. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые правила

Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов [6].

Соблюдение правил в ходе игр вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций. Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрении их усилий и достижений. Это содействует развитию самооценки, перспективности в достижении цели.

Игровые действия

Они составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игровые действия являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей надо учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объём также бывает, различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся – одно – два действия, в старших группах – уже пять – шесть; вместе с тем происходит их «свёртывание» на основе общения, овладения техникой игровых действий.

Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или усвоение знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определённое достижение [9].

  1. Классификация видов дидактических игр (несколько взглядов, их анализ)

Сорокина выделяет следующие виды игр:

В зависимости от характера игровых действий:

1. игры – путешествия

2.игры – предположения

3.игры – поручения

4.игры – загадки

5.игры – беседы

6.подвижно – дидактические игры

В дошкольной педагогике все современные дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природными материалами), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на классификацию, установление последовательности в решении задач.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания и материалах, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение [5].

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Рассмотрим основные виды настольно-печатных игр:

Подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолёта, два яблока. И самолёты, и яблоки изображенные на картинке, могут быть разные и по форме и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация).

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?» дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учётом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава количества и расположения картинок.

Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связано о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребёнок для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, или голосу животного.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие - отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например пожарники тушам пожар, оркестр играет на различных инструментах.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, играя, ребёнок сравнивает, сопоставляет, объединяет отдельные части в целый образ.

Этот вид дидактической игрушки выделяли и ценили известные советские педагоги Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина и др. Принцип усложнения содержания умственной деятельности ребёнка в игре с игрушкой, расчленённой на части, выделил немецкий педагог Ф. Фребель. Они разработали последовательность в развитии игр типа разрезных картинок и кубиков с разрезными картинками. Начинаются такие игры с несложной предметной картинки, разрезанной на две части, затем такая же картинка делится на четыре части. Такие картинки смогут собрать в одно целое дети младшей группы. При этом на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предмет одежды и др. В средней и старших группах целое делят на восемь – десять частей. Для более старших детей на картинке изображается уже сюжет из знакомых сказок, художественных произведений и др.

Очень распространены такие настольные игры как лото и домино. Тематика этих игр разнообразна. В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счётный кубик. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а представления – это всё равно, что обобщённое воспоминание. Это переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребёнка от чисто наглядного мышления. Словесная игра требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребёнок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи; описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным сходствам, признакам; находить алогизмы в суждениях и др. [8].

          По характеру игрового действия Аванесова В. Н. условно разделяет игры на 6 групп:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие, здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.

2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций. В выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т. д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слона [1; 2].

4. Место дидактической игры в педагогическом процессе

Аванесова В. Н. определяет место дидактической игры в педагогическом процессе через документы «Программе воспитания в детском саду» [1; 7] и  «Руководство для воспитателей детского сада».

В «Руководстве для воспитателей детского сада» дидактическая игра считается средством и одним из видов занятий, выполняет важные образовательные функции в системе организованного обучения на занятиях, а также используется как дидактическое средство в процессе самостоятельной игровой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» [7] характерное для «Руководства» отождествление обучающей игры с занятием снимается, но вместе с этим игра вообще перестает использоваться в качестве дидактического средства организованной образовательной работы. Она никак не связывается с занятиями и считается лишь формой организации жизни и самостоятельной деятельности детей, решает преимущественно воспитательные цели.

5. Практическая часть

1. Проведите с детьми дидактическую игру с целью решения задач умственного воспитания; 2. Предусмотрите возможность реализации индивидуального подхода в процессе игры. При выборе игры и методов её организации ориентируйтесь на возраст детей; 3. Для проверки предоставьте конспект организации и проведения игры и анализ результатов её проведения.

Дидактическая игра «Узнай предмет».

Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы.

А) Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

Б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.

В) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.

Г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.

Д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

Е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

Ж) Покажи зелёные большие квадраты, малёнькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.

Анализ:

Занятие интересное, программное содержание материала соответствует возрасту.

Цель игры продумано, обоснована. Учтены особенности подбора материала, уровень подготовки детей и навыков учебной деятельности детей высокий. Дети умеют слушать и слышать, принимают задание, умеют полученные знания использовать на практике. Структура дидактической игры соответствует поставленной цели.

Прослеживается воспитательная направленность в данном виде работы.

В процессе игры были продуманы разнообразные приемы привлечения внимания детей: сюрпризный момент с поиском сундучка. Используемые методы сотрудничества включил каждого ребенка в деятельность для достижения дидактических целей. Дети радовались собственным успехам.

Выводы: В ходе игры достигнуты образовательные и воспитательные задачи. Дети были активны, заинтересованы на протяжении всей организованной деятельности, программное содержание выполнено в полном объеме.

Заключение

Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемая педагогами в целях обучения и воспитания детей. Воспитательно-образовательное содержание таких игр формируется в виде дидактической задачи, однако для детей эта задача выступает открыто, а реализуется косвенным образом, через задачу игровую, игровые действия и правила. Увлечение игрой мобилизует интеллектуальные силы ребенка. Дидактическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

В своей работе мы рассмотрели классификацию видов дидактических игр происхождение и структуру и т.д.

Также провели одну дидактическую игру и предоставили конспект организации и проведения игры и анализ результатов её проведения.

Список литературы

  1. Аванесова, В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе /  В. Н. Аванесова. – Москва : Просвещение, 1979. – 480 с.
  2. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / В. Н. Аванесова // Дидактические игры. – 2000. № 7. С. 52–84.
  3. Комарова, Т. О взаимосвязи дидактической игры и изобразительной деятельности / Т. О. Комарова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 6. – С. 51–65.
  4. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – Москва : Воронеж, 1997. – 370 с.
  5. Лупенко, Е. Дидактические игры : для детей старшего дошкольного возраста / Е. Лупенко // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8. – С. 83.
  6. Михайленко, Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – Москва, 2002. – 500 с. – 160 с.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Е. Комаровой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
  8. Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания) / под. ред. Н. П. Саккулиной, Н. Н. Поддьякова. – Москва : Просвещение, 1969. – 340 с.
  9. Сергеева, К. Кубики с разрезными картинками / К. Сергеева // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 6. – С. 10–20.
  10.  Умственное воспитание дошкольников / под. ред. Н. Н. Поддьякова. – Москва : Педагогика, 1972. – 270 с.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на разви...

ДОКЛАД на тему: Дидактические игры этнопедагогического образования как средство социализации детей дошкольного возраста

Культуру Якутии невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа Саха, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный в...

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста.

Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Этосамостоятельно добытый опыт имеет ...

Логоритмические игры и упражнения , как средство развития детей дошкольного возраста

Конспект выступления на методическом объединении музыкальных руководителей г. Красногорск...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.

quot;Что я чувствую»Программное содержание. Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.Оборудование. «Сенсорные карты», на каждой и...