Эссе педагога дополнительного образования "Я - учитель"
статья на тему

Никифорова Тамара Васильевна

Эссе педагога дополнительного образования "Я-учитель" в рамках муниципального конкурса педагогического мастерства "Учитель года-2017"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

педагога дополнительного образования

МБДОУ «Детский сад «Аленушка»

Никифоровой Т.В.

«Я – учитель»

Музыка - это посредник между жизнью ума и жизнью чувств.

Людвиг ван Бетховен

Всмотритесь в малышей, впервые приходящих в детский сад.

Один цепляется за маму и горько плачет, другой, крепко держа маму за руку, с любознательностью оглядывается вокруг и пробует всё новое. Третий ведет себя совершенно свободно, пожалуй, даже слишком. А четвертый послушно садится туда, куда его посадили, и ждет следующих указаний.

Они совершенно разные, наши дети. И они уже вполне полноценные личности, просто недавно живущие на свете, неопытные.

Какой опыт они приобретут в детском саду? И каково место воспитателя и педагога в приобретении этого опыта?

Моя цель - стать тем, кто поможет робкому найти уверенность в себе, сильному - научиться защищать слабых, активному - направлять свою энергию на благо себе и другим, а пассивному - найти свое увлечение.

Задача не из легких.

В помощь себе, воспитателю и педагогу, я зову Музыку. Именно с ее помощью получается наладить то самое хрупкое и так всеми педагогами ценимое творческое взаимодействие с детьми.

Вспоминаю свой первый опыт общения с малышами.

Со своими, родными малышами, все было просто и весело, без капризов и слез, дружно и радостно.

А тут – частный детский сад, «звездные дети». Ребятишкам нет еще и двух лет, а характеры читаются ясно, и всё такие, что не сразу и сообразишь, как найти подход к такому ребенку.

Спать – не хочу! Кушать – не буду! На горшок – ни за что! Умываться – проблема. Одеваться – еще большая проблема…

А если так?

Буль-буль-буль, журчит водичка

Все ребята любят мыться,

Вот так, хорошо, хорошо!

И улыбнуться. И дать водичке пожурчать. И дать малышу попробовать её пальчиком, и дать самому первый раз умыться.

Оказывается, не страшно. Оказывается – весело и радостно! И теперь – умываться первым бежит, и гудит под нос песенку, совсем еще неумело подпевая воспитателю.

Рифмованные детские стихи (еще не Музыка, но уже ритм и метр) – первое подспорье воспитателю. Пока одеваемся – да зимой! одежды-то сколько! – заговорить-отвлечь капризулю:

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?»

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал…

Слушает внимательно. И не заметил, как оделся. А радости сколько, когда пальчик нашёлся!

Самое больное и страшное для малыша – спать в чужом месте первый раз. Как не плакать, когда нет мамы и кругом лишь незнакомые тети!

Сразу:

Ой ты, котенька-коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать…

И доверчиво закрываются глазки. Укачивающие музыкальные интонации, спокойный темп, негромкий тембр голоса; мудрая наука наших далеких прапрабабушек… Колыбельные льются одна за другой, и мой капризуля заснул раньше всех.

Вечером – удивленная мама. Как это спал? Неужели ел суп? Да не может быть, мы дома умываемся и одеваемся только с боем!

Сама вместе с мамой удивляюсь и радуюсь. Уже отлично понимаю: надо не с боем, а с ладом, гармонией, ритмом и рифмой.

А вот совсем другая история. Мальчик не разговаривает. Казалось бы, ну и ладно, ему всего-то год и шесть месяцев! Но ведь не произносит никаких звуков – не гудит и не гулит, не зовет маму. Все молча, показывает жестами. Родители даже к врачам ходили; все в норме, слышит хорошо, патологии развития речевого аппарата нет.

Первые занятия музыкой в саду. Первые заклички и попевки, маленькие песенки, музыкальные игры. Молчит. Слушает, смотрит – и молчит. Вдруг на одном из занятий – «Мяу!» в ответ на музыкальное приветствие игрушки-кошки. Да сам-то и не заметил, так увлекся. Это воспитатели заметили, а мы с детьми просто играли и пели.

Внимательно наблюдая за своими малышами и их первыми шагами в мире, я начала понимать, что всё, что они делают с удовольствием – удаётся им намного лучше. Эмоции радости, гордости за свои успехи стимулируют дальнейший рост и развитие. Музыкальные занятия неизменно проходили именно так – на высоком эмоциональном подъеме, радостно, вдохновенно.

Уже позднее, обучаясь в университете, я познакомилась с научными исследованиями психологов и музыковедов, которые пришли к выводу, что эмоциональная отзывчивость есть ведущий компонент музыкальности (Н.А. Ветлугина, Б.П.Теплов). Именно музыке дано затронуть чуткие струны детской души и пробудить эмоциональный отклик, ту самую Человечность, которую так стремительно теряет современное поколение…

Но это все высокая философия, теория. Как же донести её до моих подопечных? Предлагать им слушать Моцарта и Бетховена? Погружаться в глубины сказочной музыки Чайковского? Анализировать с ними музыкально-интонационное безграничное богатство фуг и токкат Баха?..

Реальность такова: дети приобщаться к высокой музыке в таком виде не желают. Не хотят они слушать самый детский «Детский альбом» П.И. Чайковского, и волшебные «Картинки с выставки» Б.Мусоргского им неинтересны…

А хотят – играть. Играть могут бесконечно и безгранично, доверяя взрослому ведущую партию.

Значит – будем играть! Еще – двигаться и танцевать под музыку, и импровизировать, сочинять прямо здесь и сейчас. Занятие – уже не скучный урок, где надо выучить слова песенки к утреннику и высидеть утомительные полчаса с «ровной спинкой, руки на коленочках», а увлекательная череда игр, где надо и «голосом нарисовать», и «на себе сыграть», и инструментами детского оркестра пошуметь в заданном ритме, и подвигаться в определенном характере, и замереть в игровой позе. Чтобы с этим справиться – будем внимательно слушать и смотреть, и повторять за педагогом.

Признаюсь, не скоро получилось нащупать эти игровые приемы, в которых дети играют вместе с педагогом, и при этом каждый выполняет свои функции: педагог учит, а дети учатся. Огромным подспорьем, находкой стали материалы семинаров Т.Э.Тютюнниковой, в которых ожили и приобрели понятные и четкие очертания ответы на все мои вопросы, чаяния и поиски.

«Элементарное музицирование» - термин не новый. Благодаря К.Орфу и его системе музыкального воспитания «Шульверк» это понятие вошло в быт музыкантов-теоретиков. Но мало кто по-настоящему проникся его идеями и ввел в практику. Слишком непривычно. Где классическая гармония? Что это за пентатоника, как чудно звучит…Почему такие простенькие песенки? Да все европейские, не наши. Непривычно, словом.

Сейчас элементарное музицирование выходит на другой уровень, привлекая всё больше музыкантов, работающих с детьми. Не музыка К.Орфа и не конкретные материалы его «Шульверка», а сама его идея, идея музицирования элементами, то есть маленькими музыкальными частичками.

Такие ведущие педагоги, как Т.Тютюнникова и другие, на практике показывают, что музыка доступна всем, и она всеми востребована. Ведь даже взрослый человек не откажет себе в удовольствии постучать в бубен или пройтись палочкой по пластинкам металлофона – только вот потом застесняется, улыбнется, мол, не умею. А на семинарах орфовских педагогов умеют все! Потому что это – элементарно, состоит из таких начальных музыкальных элементов, которые может освоить каждый в первое же занятие.

Элементарное музицирование – вот ключик, открывающий дверь в музыку для всех без исключения. Особенно актуально это для детей. Посудите сами: здесь и деятельностный подход (в отличие, скажем, от просто слушания музыки, – здесь надо «делать» музыку!), и ведущая роль игры, и интеграция всех образовательных областей, и вариативность решения поставленных задач, и яркое эмоциональное воздействие.

Теперь методика элементарного музицирования дает мне новые идеи для работы и в качестве воспитателя. Пробудить в детях эмоциональный отклик, вызвать живой интерес, создать возможности для активной деятельности, творчества, работать и учиться в атмосфере радости и успеха – и так на каждом занятии, в режимных моментах, каждый день!

Снова Музыка становится моим помощником, и я вновь убеждаюсь в правоте слов знаменитого музыканта: Музыка - это посредник между жизнью ума и жизнью чувств.

Именно в гармонии этих двух начал должно жить и развиваться маленькому Человеку, приходящему в этот мир с открытой душой и чистым сердцем. Именно так, я уверена, сможет робкий найти уверенность в себе, а сильный - научиться защищать слабых, активный - направлять свою энергию на благо себе и другим, а пассивный - найти свое увлечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: « Я педагог дополнительного образования»

Одна из основных задач воспитания - всестороннее развитие ребёнка, формирование у него духовных и общечеловеческих ценностей и творческих способностей. Наиболее эффективное средство для решения ...

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС»

Конспект открытого интегрированного логоритмического занятия  учителя-логопеда и педагога дополнительного образования по изо в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик&raqu...

« Поможем шахматному королевству» Эффективность и результативность совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования.

Одной из задач дошкольной образовательной организации является коррекция нарушений в развитии ребёнка. Успешное преодоление ОНР возможно лишь при условии тесной преемственности в работе всего ко...

Интегрированная ООД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Радуга» совместно с воспитателем, учителем-логопедом и педагогом дополнительного образования с включением рече -мыслительной деятельности и нетрадиционной техники рисован

quot;Дворец Снежной Королевы"Цель:Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима»; формирование лексико-грамматических компонентов речи.Формировать представление о с...