Исследовательская работа «Этот интересный вулкан»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ерусланова Снежана Валихановна

Ознакомление с природным явлением- извержение вулкана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ya_issledovatel.docx33.12 КБ
Файл vulkany.rar1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по исследовательской деятельности «Этот интересный вулкан»

Добрый день!  Меня зовут Дима. К. и Ю.Надя. Сегодня мы,  предоставим вам исследовательскую деятельность «Этот интересный вулкан»  (слайд 1) .

Тема: «Этот интересный вулкан» (слайд 2)

Гипотеза: Допустим, что при смешивании различных веществ мы сможем разбудить спящий вулкан.

Цель: Ознакомление с природным явлением- извержение вулкана.

Задачи:

1. познакомиться с понятием «вулкан»;

2. формировать представления об опасностях и пользе вулканических извержений;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами ;

Я смотрел передачу по ТВ про нашу планету (  3 слайд)  Там показывали горы и вулканы Земли. Мне стало очень любопытно, что же такое вулканы? Действительно ли они являются такими грозными или в них есть польза? Я достал энциклопедию, рассмотрел иллюстрации с изображением вулканов, посмотрел в интернете и узнал, что слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 4), ведь когда происходит извержение, оно похоже на то, как кузнец кует раскаленное красное железо, ударяя молотом по наковальне, от  чего разлетаются огненные искры.

Когда вулканы «спят» (слайд 5), то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» (слайд 6), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава  ( слайд 7) Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу.

За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 8).Вулканологи пользуются специальным защитным снаряжением. Они носят одежду и обувь, которая не горит и не нагревается от высокой температуры. На голову надевают защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы. В работе применяют специальные приборы для измерения температуры лавы, пепла, газов, видеокамеры и фотоаппараты, ведут хронологические записи. Эта работа очень важная и нужная. Вулканологи узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется», предупреждают людей об опасности.

Ничто не в силах удержать вулкан. Извержение вулканов угрожает жизни людей  (слайды 9) , лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. Раскаленные облака – самая большая опасность. Укрыться от раскаленных облаков из газа и камней практически не возможно. Единственный способ спасения – эвакуация.

Хотя они опасны, но от них есть польза человеку ( слайд 10)  Извержения порождают горную породу, используемую в строительстве, а так же дарят человеку горячую воду, энергию и даже драгоценные камни. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль! (слайд 8, 9)

Мне захотелось самому, разбудить спящий вулкан? ( слайд 11) Тогда мы отправились в нашу лабораторию и с помощью Снежаны Валихановны,  мы провели опыты. Взяли макет горы вулканического происхождения,  ( слайд 12) расположенном на глубоком подносе, всыпали  в жерло вулкана, две чайные ложки соды,  налили полстакана воды, добавили в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешали  до однородного насыщенного цвета, в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешали, добавили  в окрашенную воду две столовые ложки лимонной кислоты.  В результате реакции ( слайд 13)  соды с лимонной кислотой  и моющим средством из жерла вулкана извергалась пена красного цвета.

Дальше мы решили исследовать лаву вулкана ( слайд 14). Для этого мы взяли в руки по кусочку пемзы и обычного камня, рассмотрели, чем они отличаются друг от друга (слайд 15) . В ходе исследования выясняли,  что в пемзе много дырочек и он легкий  в весе. В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень. Мы решили это проверить. Опустили пемзу и обычный камень в воду. И в ходе наблюдения отметили, что пемза не тонет, а обычный камень утонул. В результате мы выясняли и сделали вывод, что внутри пемзы есть пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась:  что при смешивании различных веществ мы разбудили спящий вулкан.

Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в нас. 



Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Этот интересный вулкан» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста. Выполнила: Ерусланова Снежана Валихановна Воспитатель подготовительной группы

Слайд 2

Тема: «Этот интересный вулкан» Гипотеза: Допустим, что при смешивании различных веществ мы сможем разбудить спящий вулкан. Цель: Ознакомление с природным явлением- извержение вулкана. Задачи: 1. познакомиться с понятием «вулкан»; 2. формировать представления об опасностях и пользе вулканических извержений; 3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами ;

Слайд 3

Слайд 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие к вулкану». (Подготовительная к школе группа).

-Непосредственно образовательная деятельность знакомит дошкольников с природным явлением – вулканом;-обогащает сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем м...

Творческий исследовательский проект "Что интересного можно узнать?"

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так...

Творческий проект экспериментально-исследовательской деятельности «Как извергается вулкан» (подготовительная группа)

Дети самостоятельно создадут искусственный макет  вулкана  путем опытно - экспериментальной деятельности «Извержение вулкана»....

Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие к вулкану»

познакомить детей с вулканом, как явлением неживой природы;закрепить полученные знания и умения в самостоятельном проведении несложных опытов;развивать самостоятельность, инициативу, творчество в позн...

Проектно-исследовательская работа «Этот необычный мел».

Проектно-исследовательская работа «Этот необычный мел» была проведена с целью изготовить мелки своими руками. А также узнать, из чего состоит белый и цветной мел; выяснить, состав рец...