План по самообразованию "Применение развивающих игр как условие формирования познавательных способностей у детей старшего возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Насибулина Людмила Валерьевна

Задачи:

1.Определить возможные пути формирования познавательных способностей у  детей в нетрадиционной форме.

2.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

3.Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств по формированию познавательных способностей детей дошкольного возраста.

4.Провести консультацию для педагогов на тему «Развивающие игры - как условие формирования познавательных способностей у детей старшего возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrozovaniya_16g.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Ягодка»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Папка по самообразованию

воспитателя подготовительной к школе  группы "Солнечные зайчиики"

Павлюшкиной Л.В.

Тема: "Применение развивающих игр как условие формирования познавательных способностей у детей старшего возраста"

Сроки реализации: 2016-2017 учебный год

г.Бугульма, 2016 г

Цель: изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании познавательных способностей у дошкольников.

 

        Задачи:

1.Определить возможные пути формирования познавательных способностей у  детей в нетрадиционной форме.

2.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

3.Провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств по формированию познавательных способностей детей дошкольного возраста.

4.Провести консультацию для педагогов на тему «Развивающие игры - как условие формирования познавательных способностей у детей старшего возраста».

        

План работы на 2016-2017 учебный год

Тема

Содержание работы

Сроки

Методы, формы, литература

Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации

1. ФГОС дошкольного образования

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

3. См. список литературы

Сентябрь

Организация образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1. Подготовить консультацию для педагогов

2.Выступление на педагогическом совете (часе)

По плану ДОУ

Консультация

Использование ИКТ

(презентация)

Представление опыта работы по теме

1.Проведение образовательной деятельности (занятия) с использованием ИКТ

Март

Открытый просмотр

Работа с родителями

Предоставление консультаций по данной теме

1.Буклеты, консультации, мероприятие открытое

В течение года

Консультации

Совместное оформление выставок

1.Показ открытого занятия по формированию познавательных способностей  по теме: «Путешествие с колобком» 2.Выставка детских дидактических игр

«Математика – это интересно». 3.Презентации на темы: «Растем - играя!».

Апрель-

Май

Творческий отчет

Совместное участие

1.Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса

В течение года

Конкурс

Работа с детьми

«Форма и цвет»

1. Проведение дидактических игр:

• «Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

• «Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

• «Подбери ключик к замочку»

• «Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

• «Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

• «Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

• «Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

• «Найди свою пару» (варежку)

2. Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

• Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

3. Проведение игр – соревнований.

• «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

В течение учебного года

«Математика и дети»  А. Белошинская 

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.

«Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка»..

Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

«Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

• «Магазин игрушек» (много, один, поровну)

• «Зоопарк» (счёт)

• «Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

• «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

• «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

В течение учебного года

«Математика и дети» А. Белошинская 

«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» А. Смоленцева.

«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

 «Играем в числа» серия пособий

 «Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».

Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

«Ориентировка в пространстве».

«Ориентировка во времени».

 

. 1. Настольно – печатные игры:

• «Лото»

• «Парные картинки»

• «Домино»

• «Цветная мазайка»

• «Пазлы»

2. Дидактические игры:

• «Собери сказочного героя» (из частей)

• «Кто больше найдёт отличий? »

• «Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

• «Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В течение учебного года

Давыдова Г.Н. «Математика и дети»

«Ориентировка в пространстве» Т. Мусейнова 

«Сенсорное воспитание» Э. Пилюгина.

«Развиваем восприятие, воображение» А. Левина.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка».

Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем».

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

Участие в конкурсах

Предоставление и отбор дидактических игр для конкурса

Апрель-

Май

Выставка

Оформление выставок

Творческий отчет

Выставка дидактических игр

Апрель-

Май

Выставка

Диагностика детей

Проведение диагностики познавательных способностей у детей.

Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества в таблице, отражающей индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года.

Апрель-

Май

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» — серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с   С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр

Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр...

«Формирование математических способностей у детей старшего возраста через использование развивающих игр Воскобович В.В

Прозрачный квадрат, логическая игра-головоломка. Геометрические фигуры на прозрачных пластинках. Игра предназначена для изучения понятий «форма», «фигура», «размер»...