Рабочая прогорамма
рабочая программа (младшая группа) на тему

Залыгаева Нина Петровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_gruppy_detey_rannego_vozrasta.docx945.7 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

№ п/п.

Наименование раздела.

Стр.

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1.

Пояснительная записка.

2

1.1.1.

Цель и задачи программы.

2

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию программы.

2-3

1.1.3.

Значимые для разработки программы характеристики.

3-4

1.2.

Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.

4

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.

Образовательная деятельность.

4-6

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

6-7

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

7-9

2.4.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

9-10

2.5.

Организация адаптационного периода.

10-11

2.6.

Традиции группы.

11

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы.

11-14

3.2.

Режим дня.

14

3.3.

Сетка непосредственно образовательной деятельности.

15

3.4.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

16-17

      3.5

Перечень методических пособий.

17

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

 1.1. Пояснительная записка. Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 1,5-2 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа характеризует специфику и особенности организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста.        Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования от 17 октября 2013г. № 1155;
  • Конституция РФ, ст.43, 72.2;
  • Конвенция о правах ребенка (1989г.);
  • СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Основная образовательная программа МДОУ д/с. №1  «Родничок»»;
  • Основная образовательная программа «От рождения до школы»; Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

      Организация деятельности взрослых и детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста.                                                                  

1.1.1.Цель и задачи программы.                                                                                                             Цель: расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

Задачи:- осуществлять целостный подход к сохранению и укреплению здоровья детей: снижению заболеваемости, приобщению детей к здоровому образу жизни;

- формировать у детей интерес к занятиям физической культурой, потребность в двигательной активности;

- формировать у детей первоначальные представления социального характера через организацию самостоятельной игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых и детей;

 - развивать у детей психические функции (восприятие, память, внимание, речь) через организацию интеграции с разными видами детской деятельности;

- обеспечить достижение необходимого и достаточного уровня развития каждого ребёнка для успешного освоения основной общеобразовательной программы.

1.1.2.Принципы и подходы к формированию программы.

Содержание программы соответствует следующим принципам:

- принцип развивающего образования;      

- принцип научной обоснованности и практической применимости;                                             - принцип полноты, необходимости и достаточности;                                                                       - принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

-принцип последовательности;

- принцип интеграции образовательных областей;  

-принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса

Задачи по реализации основных направлений деятельности (региональный компонент, формирование интереса к профессиям железнодорожного транспорта, формирование потребности к здоровому образу жизни):

- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье;

- воспитывать нравственные, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье,

- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения;

- воспитание у детей интереса к профессиям железнодорожного транспорта;

- формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.

1.1.3. Значимые для разработки программы характеристики.

Особенности контингента воспитанников группы:                                                                       Состав группы по списку: 14 человек.  Мальчиков – 7, девочек – 7.                                                                      

Возрастные особенности развития детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет).

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры. Общение со взрослым носит ситуативно-игровой характер. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

    В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами, ребенок слышит название форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» - призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т.п.) и уточняя физические качества. С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющие одинаковые названия.

   При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрешки), строительным материалом и сюжетными игрушками. Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.

    Второй год жизни- период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

   Активный словарь на протяжении года увеличивается не равномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.п.), а также предлоги. Упрощенные слова заменяются обычными, пусть и не совершенными в фонетическом отношении.

     На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также родственные отношения (мама, папа, бабушка).

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании.

     Малыш постепенно овладевает, умением самостоятельно есть любимую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.

    Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять не сложные поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

    На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми. Так же, в этом возрасте между детьми сохраняется и развивается тип эмоционального общения. Они самостоятельно играют дуг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры.

    Одним из главных приобретений второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

1.2. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:                                                                         • Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;                                                 • использует предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;                                                                                                                              • понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;                                        • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;                                                                                                                           • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание ), с интересом участвует в подвижных играх.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1.Образовательная деятельность

В сфере развития общения со взрослыми:

взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно- манипулятивной активности, поощряет его действия.

Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу, называя детей по имени, комментируя происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками:

взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.

В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

В сфере развития игры:

 взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

В сфере социального и эмоционального развития:

взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к детскому саду, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим детского сада, не предъявляя ребенку излишних требований.

Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой.

Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

В сфере формирования навыков безопасного поведения:

 взрослые создают безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.                                                      

          В сфере ознакомления с окружающим миром взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, а также грецкие орехи, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

             В сфере развития речи в повседневной жизни взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.

Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.

В сфере развития разных сторон речи взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

           В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами –карандашами, мелками, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.

В сфере приобщения к музыкальной культуре взрослые создают в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений.

         В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.

В сфере развития различных видов двигательной активности взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри помещений детского сада, так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.                                                                                                                                                              

2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.        

В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей в образовательной деятельности используются следующие формы реализации программы:  индивидуальная форма, подгрупповая форма, малые формы (в парах), самостоятельная деятельность.                         

При реализации образовательной программы педагог продумывает содержание и организацию совместного образа жизни детей: условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;  определяет единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;  соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;  осуществляет развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;  сочетает совместную с ребенком деятельность (игры, труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность детей;  ежедневно планирует образовательные ситуации, обогащающие практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о мире;  создает развивающую предметно-пространственную среду;  наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и взаимоотношения детей;  сотрудничает с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития малышей.                                                                                        

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

  Семья для ребёнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребёнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства. Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Родители должны видеть в воспитателе внимательного, знающего, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.

Основные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Направления работы

Формы взаимодействия

Знакомство с семьёй

Встречи-знакомства.                                                                 Посещение семьи. Анкетирование родителей (законных представителей).

Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса

Информационные листы о задачах на неделю. Информационные листы о задачах занимательной деятельности за день (чему научились, с чем познакомились, что узнали). Оформление стендов. Организация выставок детского творчества. Создание памяток. Интернет- журналы. Переписка по электронной почте. Дни открытых дверей. Консультации (индивидуальные, групповые). Родительские собрания. Реклама книг, статей из газет, журналов или сайтов по проблемам семейного воспитания (выставляется на 3—5 дней).

Педагогическое просвещение родителей

Организация «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы). Вечера вопросов и ответов. Заседания «круглого стола». Мастер-классы. Родительские конференции. Родительские чтения. Родительские вечера.

Совместная деятельность

Организация вечеров музыки и поэзии, гостиных, праздников. Конкурсы. Концерты семейного воскресного абонемента. Маршруты выходного дня (походы, театр, музей, библиотека)

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Тема, формы работы

Беседы

Консультации

В уголке для родителей (папки-передвижки, памятки, рекомендации))

Родительские собрания Анкетирование

Сентябрь

«Режим дня»;

 «Как приучить ребенка к горшку?»                   «О привычках ребенка»;

 «О прохождении адаптации детей».

«Какие игрушки нужны малышу в раннем возрасте»

«Сон в дневное время, нужен ли он?»

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего жизни» «Адаптация детей, что это такое?»

«Первый раз в детский сад»;

 «Показатели окончания адаптационного периода»                         «Что необходимо знать родителям при поступлении детей в детский сад?» «Особенности развития ребенка третьего года жизни»

Анкетирование «Анкета – знакомство»

«Готов ли ребенок к детскому саду?»

Октябрь

 «Любимые игрушки»             «Вредные привычки»      «Какие игрушки покупать малышу»

«Детки - двухлетки» «Игрушка в жизни ребенка»                    «Как уберечь ребенка от опасностей в быту»

«Прогулки с детьми осенью»  «Профилактика ОРВИ и гриппа». «Совместные игры детей и родителей»

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ»

Ноябрь

«Режим дня в выходные дни» «Игры с детьми в выходные дни»

«Привитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Домашние животные и дети»

«Мой дом- моя крепость, или безопасность ребенка дома и около него» «Если ребенок мечтает о домашнем животном»

Анкетирование вновь поступивших детей

Декабрь

«Как сделать утро ребенка добрым?»

 «Что и как подарить ребенку на новый год?»       «Чем можно заняться с ребенком на прогулке зимой» «Профилактика ОРЗ и гриппа»

«История новогодней игрушки»  «Наблюдения с детьми зимой»

Январь

«Режим дня в выходные дни»  «Если ваш ребенок не хочет убирать за собой игрушки»

«Профилактика простудных заболеваний»«Как организовать детский досуг в зимнее время»

«Первые подвижные игры малышей» «Безопасность зимних прогулок» «Родителям маленьких детей об основах безопасности жизни?»

Родительское собрание «Растем, играя»

Февраль

«О пользе дневного сна»

 «О плаксах» «Игры и занятия с ребенком дома»

«Как выбрать книгу для малыша»                            «От игры в            кубики к конструированию»

«23 февраля – день защитника Отечества» «Сенсорный мир ребенка» «Одежда малыша зимой»

Март

«Если ребенок упрямится»       «Одежда детей весной»  

«Говорящие пальчики»                       «Весна идет- весне дорогу!»    «Можно ли добиться послушания детей»

«8 марта- международный женский день»      «Осторожно – сосульки»                 «Весенние прогулки с родителями»

Апрель

«Для чего нужны пальчиковые игры?»                                   «О любимых игрушках»,                         «Об активных детях»

«Воспитание сказкой»   «Игрушка в жизни ребенка»                      

«Как выбрать книгу для малыша?» «Какие игрушки нужны малышу?»

«Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки»

Май

«Как правильно выбрать обувь ребенку» «Игры детей на природе»

«Весенние прогулки с малышом» «Правила безопасного поведения детей на дороге»

«Основы нравственных отношений в семье» «Знакомимся с транспортом» «Воспитание единственного ребенка в семье»

Родительское собрание «Подведем итоги года»

Июнь

«О пользе дневного сна»                                     «О соблюдении режима дня в выходные дни»

«Как организовать летний отдых малыша».       «Проводим лето с пользой»                                     «Какую музыку слушать с малышом» «Питание ребёнка раннего возраста»

«Здравствуй, лето!»                       «Игры малышей на природе».

Июль

«Игры с водой летом»                                «Как приучить ребенка к порядку и самостоятельности» «Совместные игры детей и родителей»

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»  «Воспитание дружеских отношений в игре»   «Поговори со мною, мама»                     «Как показать ребенку свою любовь»

«Летний отдых с пользой».       «Отдыхаем всей семьей»      «Любовь родителей к детям» «Безопасный отдых детей у воды»

Август

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым»  «Ребенок на даче»

«Закаливание – первый шаг на пути к здоровью» «Безопасность детей в лесу»

«Досуг с ребенком на природе»

«Советы родителям по закаливанию ребенка» «Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей» «Игры малышей на природе».

«Безопасность детей на природе.                                      14 советов»

2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.

Тема недели

Даты

Итоговое мероприятие

Здравствуй детский сад

01.09. - 11.09.2015г

Фотовыставка «Моя любимая игрушка»

Осень золотая

14.09. – 25.09.2015г

Кукольный театр. Сказка «Репка»

Подарки осени

28.09. – 16.10.2015г

Развлечение «Осень в гости к нам пришла, нам подарки принесла»

Игрушки в детском саду

19.10. – 30.10.2015г

Развлечение «В гости к игрушкам»

Мой дом

02.11. – 13.11.2015г

Развлечение. Инсценировка сказки «Теремок»

Мамы и детки

16.11. – 27.11.2015г

Развлечение «На бабушкином дворе»

Зима

30.11. – 11.12.2015г

Развлечение «На деревья, на лужок выпал беленький снежок»

Новогодний праздник

14.12 – 31.12.2015г

Новогодний утренник

Каникулы

Я в мире человек

11.01. – 22.01.2016г

Развлечение «Кто у нас хороший?»

Домашние и дикие животные и птицы

25.01. – 05.02.2016г

Кукольный спектакль «Сказка про дружных зайчат»

Добрые дела

08.02. – 19.02.2016г

Фотовыставка «Как я маме помогаю»

Мамин день

22.02. – 11.03.2016г

Развлечение «Очень мамочку люблю»

Весна

14.03 – 25.03.2016г

Развлечение «Смотрит солнышко в окошко»

Играем в сказку

28.03- 01.04.2016г

Развлечение «В гости к сказке»

Неделя здоровья

04.04 – 08.04.2016г

Спортивное развлечение «Вот как мы умеем»

Любимые игрушки

11.04 – 22.04.2016г

Развлечение «Вот приехал паровоз, он игрушки нам привез»

Диагностика

25.04 – 29.04.2016г

Моя семья

02.05. – 13.05. 2016г

Фотовыставка «Я и моя семья»

Транспорт

16.05 – 27.05.2016г

Развлечение «В гостях у светофорика»

Лето

30.05 – 25.06.2016г

Развлечение «На лесной полянке»

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

28.06 – 15.07.2016г

Спортивное развлечение «Мой веселый, звонкий мяч»

День заботы и любви

18.07 – 29.07.2016г

«Поможем зайчику»

Закаляйся, будь здоров!

01.08 – 12.08.2016г

Спортивное развлечение «Вот как мы умеем!»

Там, на неведомых дорожках

15.08. – 31.08.2016г

Развлечение «Раз, два, четыре, пять- мы идем гулять!»

Перспективный план работы на 2016-2017 учебный год

Приложение №1

2.5. Организация адаптационного периода.                                                                            Адаптационный период для ребёнка обеспечивает ему плавное и безболезненное вхождение в новые условия жизни.                                                                                                                          Задача педагога на этом этапе — создание атмосферы доброжелательного общения в группе в целом и с каждым ребёнком в отдельности, поддерживать тесную связь с родителями. В группе создана для ребёнка атмосфера психологического и физиологического комфорта.                                                                                               Условиями успешной адаптации ребёнка к детскому саду являются:                                          • информированность воспитателя о семье ребёнка, о состоянии здоровья и индивидуальных особенностях развития, привычках, увлечениях и предпочтениях ребёнка (любимые игры, книжки, занятия);                                                                                                          • постепенность вхождения в новый коллектив: плавное увеличение времени пребывания и уменьшение времени повышенного внимания, мягкое отвлечение от «вредных» привычек (сосание соски, использование памперсов и т.п.), нивелирование ситуации «расставание с мамой»;                                                                                                  •установление доверительного контакта с окружающими ребёнка взрослыми;                                 •  вовлечение ребёнка в интересные для него виды деятельности;                                                         • положительное эмоциональное подкрепление режимных моментов (дневной сон, умывание, приём пищи и др.).                                                                                                             В целом при организации жизни детей в течение всего времени их пребывания в детском саду (а особенно в адаптационный период) необходимо учитывать возрастные особенности детей, состояние здоровья и возможности. Во время адаптации детей к детскому саду родителям разрешается присутствовать в группе первые дни вместе с ребенком.  

2.6. Традиции группы. 

Итак, представляем вашему вниманию традиции нашей группы:

«Утро радостных встреч».

Цель: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

«Волшебный мешочек».

Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

«Семейная мастерская» (творческие конкурсы внутри группы)

Цель: приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

«День рождения»

Детский сад – это то место, где детки проводят большую часть времени, можно сказать, что это их второй дом. А дома никогда не забудут о твоем Дне рождения. Вот и у нас в группе есть такая традиция - поздравлять именинников песенкой. Пусть мы не очень громко поем, но положительных эмоций получаем много. А именинник просто счастлив!

В группе проходят совместные с родителями праздники: «Новогодний утренник»,  «Мамин день».

3.Организационный раздел.                                                      

3.1. Материально-техническое обеспечение программы.                                                        Группа оснащена оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. Группировка материалов и игрушек по разным направлениям развития детей во многом условна, так как все они могут выполнять общеразвивающую функцию. В то же время материалы и оборудование могут быть специфицированы для каждого направления развития детей.                                                                                  Материалы и игрушки для познавательного и речевого развития детей.                                       В группе находятся бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они выполнены из разнообразного материала, имеют разные размеры, цвет, фактуру, стимулируют выполнение разнообразных действий.                                                        Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий.                                                                                                                    Матрешки.                                                                                                                                                   Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары).                                                               Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, черпачки, грабельки, молоточки, и др.).                                                                                                                                           Конструкторы.                                                                                                                                             Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки и др.).                                                                                                                          Заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.)

Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:              Плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).                                                                                                                      Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, телефон и пр.).                                         Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), набивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.).                                                                         Материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.).                                                                                                                  «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками.                                      Книги, открытки, альбомы, знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.                                                                                    

Материалы для развития речи:

Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов).  Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.).                                                                     Материалы с изображением различных знаков (кубики, объемные фигуры).                                                                       Разрезные картинки, наборы парных картинок.                                                                                 Серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации).                                                                                                                                        Аудиокассеты с записями детских песен, сказок.

Материалы и игрушки для социально-коммуникативного развития детей:

 Фотографии детей, семьи, семейные альбомы.                                                                                    Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения.                              Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых.                                                                                                                                                          Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.)

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей:                   Книги с красочными иллюстрациями, репродукции.                                                                               Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов.                                            Фланелеграф.                                                                                                                                             Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок.                                                                                                    Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.                              

Материалы для изобразительной деятельности:                                                                          Наборы цветных карандашей, разноцветных мелков.                                                                          Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования .                                             Доски для рисования мелками.                                                                  

 Материалы для музыкального развития детей:                                                                                         Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, ложки, колокольчики, дудочки.                                                                                                                              Аудио средства (магнитофон, наборы дискет с записями музыкальных произведений)

Материалы для театрализованной деятельности: 

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля.).                                                                                              Фланелеграф с набором персонажей и декораций.                                                                               Различные виды театров (настольный , пальчиковый).

 Материалы и оборудование для физического развития детей:                                                       Горки.                                                                                                                                                         Лесенки.                                                                                                                                                        Скамеечки.                                                                                                                                               Игрушки-качалки (лошадки).                                                                                                                      Модульные сооружения различных форм, изготовленные из разных материалов.                                             Веревки.                                                                                                                                                          Дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения.                                               Массажные дорожки и коврики с разным покрытием.                                                                             «Сухой бассейн».

 Игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику:                                                Мячи разных размеров.                                                                                                                                  Обручи.                                                                                                                                                           Специальные приспособления, предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки и др.)             Коробки с разными крышками и прорезями.                  

Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр:                                                     Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши.                                                                                                          Кукольная мебель (столики, стульчики, шкаф, кроватки и пр.)                                                          Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы); укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца); купания (ванночки, салфетки); прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем), машинки.                                              Строительные наборы для изготовления мебели домов, дорожек и пр.                                         Машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые автомобили, самолеты, кораблики, поезд).                                                           Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, и пр.)                                                                                                           Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

Оборудование и игрушки на детской площадке:                                                                   Мячи; песочница; скамейки; горка;  игрушки для двигательной активности                                                       ( тележки, игрушки для толкания); игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки)

                                     

3.2. Режим дня.

D:\ДЕТСКИЙ САД\1.ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА\режим.jpg

 3.3.Сетка непосредственно образовательной деятельности.

D:\ДЕТСКИЙ САД\1.ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА\сетка.jpg

3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально- личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.                                                                             Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер.                                 В В д/с имеются: комната для приема детей со шкафчиками для одежды, групповое помещения для игр и занятий, спальня, туалетная комната.                                                     На территории детского сада выделен участок для прогулок, игр и занятий на воздухе.                                                                                                                            В детском саду имеется зал для музыкальных занятий и спортивный зал, медицинский блок, пищеблок.                                                                                                                                           В группе каждый ребенок может найти место, удобное для занятий, игры, отдыха. Жилая среда обеспечивает комфортное эмоциональное состояние малышей, олицетворяет собой домашний уют. В ней предусмотрена возможность для ребенка побыть одному, поиграть со сверстниками и взрослыми, созданы условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение. С этой целью эстетично оформляется территория дошкольного учреждения (веранды, спортивные снаряды), создается красивый ландшафт (летом - аллеи, клумбы, лужайки; зимой – скульптуры из снега). Все элементы интерьера  со вкусом оформлены. Светлые, нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.                                                                                                                                  Помещение для приема детей удобное, уютное и для детей и родителей. Шкафчики для одежды украшаются картинками (индивидуальными для каждого ребенка). В раздевалке достаточное количество банкеток и скамеек для одевания и раздевания детей. На стене при входе размещается стенд с необходимой информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий, наш денек, стенд для демонстрации детских работ). На столике выставляются дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, книги, журналы и пр.).                   Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуждам маленьких детей. Каждому ребенку выделен горшок и полотенце.   В спальне находятся кровати для каждого ребенка.                                                                                         В групповой комнате расположена детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки, на которых детям можно отдохнуть и полежать. Уют и тепло создаёт коврик, на котором малыши играют самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми. В «уголке уединения» (паровозик) малыш может спрятаться, некоторое время побыть в одиночестве. Мебель и оборудование расположены так, что остается достаточно пространства для свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, качаться на качалках, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки.                                                                                                                      Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) используются во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения. Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.                                                                                                              Зонирование групповых помещений. Содержание развивающей предметной среды удовлетворяет потребностям актуального и перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Зонирование помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие, не отвлекаясь на другие виды деятельности. В группе организованы следующие зоны для:                                                                                                                                                приема пищи и занятий (столики со стульчиками);                                                                         развития движений;                                                                                                                                    сюжетных игр;                                                                                                                                             игр со строительным материалом;                                                                                                           игр с машинками;                                                                                                                                         музыкальных занятий;                                                                                                                                 чтения и рассматривания иллюстраций;                                                                                                       отдыха (уголок уединения).  Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны объединяются, заменяются и дополняются.                  Обеспечение безопасности среды.  Предметная среда служит целям развития детей и безопасна для них. Она организована таким образом, чтобы предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и в то же время не ограничивает свободу детей. Мебель и оборудование расположены таким образом, что дети и взрослые свободно передвигаются по комнате. Мебель, перегородки устойчивы, полки надежно укреплены, столы и стулья не имеют острых углов, свободно переставляются. Игры и игрушки расположены на низких полках, дети свободно берут их и самостоятельно кладут на место, не подвергая себя опасности. Электрические розетки, хозяйственные принадлежности, находящиеся в группе (посуда и столовые приборы, ножницы, средства для мытья посуды и пр.) находятся в недоступном для малышей месте. Дети играют только под присмотром взрослых.  Взрослые заботятся о безопасности детей на участке. Игрушки для прогулок хранятся отдельно и регулярно моются. Детская площадка регулярно проверяется на наличие неисправных сооружений, поломанных веток деревьев и кустарников, мусора, камней, стекла и других, опасных для здоровья предметов.

3.5. Перечень методических пособий:

Н.А.Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». Воронеж 2010г.

Н.В.Соколовская «Адаптация детей раннего возраста»

А.И.Максаков   «Развитие правильной речи ребенка в семье /пособие для родителей и воспитателей для занятий с детьми от рождения до 7 лет/» «Мозаика – Синтез» Москва2005

 И.А. Лыкова «Цветные ладошки».

Д.А.Фарбер  «Как ребенок познает мир» «Вентана – Граф» Москва2006г.

О.А.Новиковская Ум на кончиках пальцев /маленькие подсказки для родителей/ «Сова» С.-Петербург2006г.

Н.С.Голицына, И.М.Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» «Скрипторий» 2007г.Москва

З.И.Берестнева «Здоровый малыш»  /программа оздоровления детей в ДОУ/ ТЦ «Сфера» Москва2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая прогорамма

Рабочая программа...

Прогорамма Родной край (18.09.2017)

программа по региональному компоненту для дошкольников...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...