Консультация для родителей "Агрессия"
консультация (старшая группа) на тему

Агрессия

 

Еще одна большая неприятность — агрессивное поведение ребенка. Довольно неприятно, если он проявляет агрессию дома, но особенно трудно ми­риться с тем, что он нападает на других детей на детской площадке или в гостях.

Впрочем, мириться и не надо. В какой-то степени проявления агрессивности в возрас­те 2 — 4 лет нормальны. Но это не означает, что они не заслуживают внимания и коррек­ции.

Вообще существуют разные подходы к проблеме детской агрессивности.

На Западе, ско­рее, склонны считать ее совершенно естественным свойством маленького ребенка. В таких случаях рекомендуется просто «потерпеть», давая ребенку возможность выплеснуть, изжить эту тенденцию, заложенную в нем самой природой.

В со­ветской психологии и педагогике была принята принципиально иная установка: никакой есте­ственной и врожденной агрессивности не быва­ет, и если правильно воспитывать ребенка, то она никогда и не возникнет. Никогда не покупайте своему чаду игрушечных пистолетов, не позво­ляйте ему смотреть «злобные» мультики, реши­тельно пресекайте любые проявления агрессии в его поведении — и будет вам счастье.

Правда, как всегда, где-то посередине. Тот факт, что какие - то агрессивные тенденции действительно естественны, заложены в психике любого ре­бенка, сегодня принимается как данность большин­ством специалистов. Идея же о «свободном излия­нии» агрессии вызывает серьезные сомнения. Человек как-никак существо социальное. И мы просто не может позволить своему чаду «свободно изливать» свое стремление драться, кусаться, от­нимать чужие игрушки. В конце концов, у других детей (и взрослых) ничуть не меньше прав и по­требностей, и никто из них не обязан становиться мишенью для чужой агрессии.

Просто наказывать ребенка всякий раз, когда он позволяет себе лишнее, не имеет смысл. Обуздание детской агрессии должно происходит разумно, спо­койно и планомерно. Приступы злости, вспышки разрушительных желаний посещают и вполне ци­вилизованных взрослых. Вопрос в том, насколько человек способен осознавать и контролировать собственные импульсы.

Ребенка нужно не избавить от негатив­ных чувств раз и навсегда, а научить узна­вать их, не бояться и управлять ими таким образом, чтобы не причинять вреда ни себе, ни другим.

Способность справляться с гневом и агрессией напрямую связана с умением облекать свои чувства в слова. Речь — величайший дар. До тех пор пока ребенок не умеет говорить, он вынужден действо­вать излишне прямолинейно. То, что выглядит со стороны агрессией, может, на самом деле лишь не­умение выразить свое желание «приличным» спо­собом. Вырывая из рук другого ребенка игрушеч­ный грузовик, дитя вовсе не проявляет агрессии: просто желает немедленно получить то, что видит. На этом этапе ваша задача — понемножку учить его разным способам взаимодействия с другими деть­ми: поменяться игрушками, поиграть вместе. При этом малыш с каждым днем все лучше осваивает речь и потому вскоре будет готов к тому, чтобы действовать не руками, а словами — попросить, дого­вориться.

Если же вы наблюдаете действительно агрессивное поведение ребенка, принимайте меры. Только не хватайтесь за ремень: нет ничего глупее, чем реагировать на агрессию агрессией — это лишь усиливает ее, лишний раз доказывает ре­бенку, что именно так полагается решать проблемы. А цель-то у вас прямо противоположная — осла­бить напряжение, пресечь агрессивное поведение и научить ребенка более приемлемым формам взаи­модействия.

Прежде всего, помните правило: ребенку требуется как можно больше позитивного вни­мания и как можно меньше негативного. Если он ударил другого ребенка, не спешите делать ему «подарок» в виде собственной реакции. Подойдите не к виновнику, а к жертве: обнимите обиженного малыша, погладьте его по голове, утешьте. Скажи­те ему что-нибудь вроде: «Не огорчайся, пожалуй­ста. Он не хотел сделать тебе больно». Отведите его в сторонку, дождитесь, пока он успокоится и зай­мется чем-нибудь, и лишь после этого возвращай­тесь к виновнику. Если его целью было привлече­ние внимания, он убедился: такой способ не подходит.

Когда ребенок в процессе игры со сверстниками начинает вести себя агрессивно, лучшее, что мож­но сделать, — это вывести его из игры. Это вовсе не должно сопровождаться криками, шлепками или долгими нотациями. Поверьте, ребенок и так все отлично понимает. Остаться в одиночестве не в его интересах.

Это не значит, что обсуждать с ребенком его по­ведение вообще не нужно. Говорить с ним надо не­пременно, но не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, ее нужно решить.

Установите четкие правила: «Мы никого не бьем. Если чувствуешь, что злишься, хочешь кого-нибудь ударить, — отойди в сторонку. Мо­жешь подойти ко мне и рассказать, что тебе хочется драться». Разумеется, это не текст для дословного повторения трехлетнему ребенку, а лишь общая схе­ма. Нужные слова вы найдете сами. Учите ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками.

Можно поиграть с ним в воздушные шарики. Возьмите шарик, скажите ребенку: «Представь себе, что ты — такой шарик. Вот ты начинаешь сер­диться, все больше и больше. (И надуваете шарик.) Злости в тебе все больше и больше, ты уже весь ею заполнен — вот как этот шарик, такой же надутый. Что же дальше делать? Еще немножко злости — шарик — бац! —и лопнет. (Можно это и продемон­стрировать: надуйте шарик посильнее, чтобы он действительно лопнул.) Или наткнется на что-ни­будь — и тоже будет взрыв, лопнет шарик. Что же нам делать? А давай мы осторожненько, поне­множку будем воздух из шарика выпускать. Так ак­куратно его и сдуем. Вот, смотри, он остался целый, не лопнул. Так и злость из себя можно выпускать — тихо, осторожно».

Даже маленькому ребенку вполне под силу освоить некоторые простые навыки релаксации. Учите его расслаблять мышцы, глубоко дышать. Договоритесь с ним, что, когда он очень сильно злится и ему хочется драться, он имеет право вый­ти в другую комнату и там громко крикнуть или бросить что-нибудь на пол. По мере взросления необходимость в таких прямых способах выраже­ния будет отпадать: ему достаточно будет выска­заться.

Разрешайте ребенку в воображении переживатъ ситуации, которые сопровождаются его агрессией в реальности.

Он отбирает у детей в садике игрушки? Хоро­шо, предложите ему представить, что все на свете игрушки вдруг стали его! «Давай придумаем, как все это будет...» Можно записывать эти истории, рисовать к ним картинки. Эффект оказывается очень положительным! В какой-то момент ребен­ку просто становится смешно, он сам начинает высмеивать собственные «грабительские» устрем­ления, и это помогает ему намного лучше действо­вать в реальной жизни.

Если вы чувствуете, что своими силами проблему детской агрессивности вам разре­шить не удается, обращайтесь за помощью. Подобные вещи нельзя пускать на самотек: агрес­сивное поведение ребенка провоцирует вашу аг­рессию, вы буквально «заражаете» друг друга гне­вом, раздражением, и с каждым днем выбраться из этой эмоциональной ловушки становится все труднее. А за пределами семьи, в «большом мире», жизнь ребенка, который не умеет справляться со своими агрессивными импульсами, очень нелегка.

Возможно, агрессия ребенка вызвана каким-то конкретным внутренним конфликтом, и его разру­шительное поведение является сигналом душевного разлада, неблагополучия, стресса. В работе с деть­ми психологи используют методы игровой психо­терапии.

В безопасной обстановке игровой комнаты ре­бенок получит возможность выразить то, что му­чает его, заставляя вести себя агрессивно. Лишь после этого можно будет перейти к следующей задаче — освоению новых навыков общения.

Независимо от того, будете ли вы обращаться к психологу или постараетесь справляться с пробле­мой своими силами, не забывайте о самом главном. Обязательно хвалите ребенка всякий раз, когда ему удастся разрешить конфликт, не прибегая к агрес­сии.

Помните: позитивное внимание — преж­де всего!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация41 КБ
Microsoft Office document icon agressiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия

Еще одна большая неприятность — агрессивное поведение ребенка. Довольно неприятно, если он проявляет агрессию дома, но особенно трудно мириться с тем, что он нападает на других детей на детской площадке или в гостях.

Впрочем, мириться и не надо. В какой-то степени проявления агрессивности в возрасте 2 — 4 лет нормальны. Но это не означает, что они не заслуживают внимания и коррекции.

Вообще существуют разные подходы к проблеме детской агрессивности.

На Западе, скорее, склонны считать ее совершенно естественным свойством маленького ребенка. В таких случаях рекомендуется просто «потерпеть», давая ребенку возможность выплеснуть, изжить эту тенденцию, заложенную в нем самой природой.

В советской психологии и педагогике была принята принципиально иная установка: никакой естественной и врожденной агрессивности не бывает, и если правильно воспитывать ребенка, то она никогда и не возникнет. Никогда не покупайте своему чаду игрушечных пистолетов, не позволяйте ему смотреть «злобные» мультики, решительно пресекайте любые проявления агрессии в его поведении — и будет вам счастье.

Правда, как всегда, где-то посередине. Тот факт, что какие - то агрессивные тенденции действительно естественны, заложены в психике любого ребенка, сегодня принимается как данность большинством специалистов. Идея же о «свободном излиянии» агрессии вызывает серьезные сомнения. Человек как-никак существо социальное. И мы просто не может позволить своему чаду «свободно изливать» свое стремление драться, кусаться, отнимать чужие игрушки. В конце концов, у других детей (и взрослых) ничуть не меньше прав и потребностей, и никто из них не обязан становиться мишенью для чужой агрессии.

Просто наказывать ребенка всякий раз, когда он позволяет себе лишнее, не имеет смысл. Обуздание детской агрессии должно происходит разумно, спокойно и планомерно. Приступы злости, вспышки разрушительных желаний посещают и вполне цивилизованных взрослых. Вопрос в том, насколько человек способен осознавать и контролировать собственные импульсы.

Ребенка нужно не избавить от негативных чувств раз и навсегда, а научить узнавать их, не бояться и управлять ими таким образом, чтобы не причинять вреда ни себе, ни другим.

Способность справляться с гневом и агрессией напрямую связана с умением облекать свои чувства в слова. Речь — величайший дар. До тех пор пока ребенок не умеет говорить, он вынужден действовать излишне прямолинейно. То, что выглядит со стороны агрессией, может, на самом деле лишь неумение выразить свое желание «приличным» способом. Вырывая из рук другого ребенка игрушечный грузовик, дитя вовсе не проявляет агрессии: просто желает немедленно получить то, что видит. На этом этапе ваша задача — понемножку учить его разным способам взаимодействия с другими детьми: поменяться игрушками, поиграть вместе. При этом малыш с каждым днем все лучше осваивает речь и потому вскоре будет готов к тому, чтобы действовать не руками, а словами — попросить, договориться.

Если же вы наблюдаете действительно агрессивное поведение ребенка, принимайте меры. Только не хватайтесь за ремень: нет ничего глупее, чем реагировать на агрессию агрессией — это лишь усиливает ее, лишний раз доказывает ребенку, что именно так полагается решать проблемы. А цель-то у вас прямо противоположная — ослабить напряжение, пресечь агрессивное поведение и научить ребенка более приемлемым формам взаимодействия.

Прежде всего, помните правило: ребенку требуется как можно больше позитивного внимания и как можно меньше негативного. Если он ударил другого ребенка, не спешите делать ему «подарок» в виде собственной реакции. Подойдите не к виновнику, а к жертве: обнимите обиженного малыша, погладьте его по голове, утешьте. Скажите ему что-нибудь вроде: «Не огорчайся, пожалуйста. Он не хотел сделать тебе больно». Отведите его в сторонку, дождитесь, пока он успокоится и займется чем-нибудь, и лишь после этого возвращайтесь к виновнику. Если его целью было привлечение внимания, он убедился: такой способ не подходит.

Когда ребенок в процессе игры со сверстниками начинает вести себя агрессивно, лучшее, что можно сделать, — это вывести его из игры. Это вовсе не должно сопровождаться криками, шлепками или долгими нотациями. Поверьте, ребенок и так все отлично понимает. Остаться в одиночестве не в его интересах.

Это не значит, что обсуждать с ребенком его поведение вообще не нужно. Говорить с ним надо непременно, но не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, ее нужно решить.

Установите четкие правила: «Мы никого не бьем. Если чувствуешь, что злишься, хочешь кого-нибудь ударить, — отойди в сторонку. Можешь подойти ко мне и рассказать, что тебе хочется драться». Разумеется, это не текст для дословного повторения трехлетнему ребенку, а лишь общая схема. Нужные слова вы найдете сами. Учите ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками.

Можно поиграть с ним в воздушные шарики. Возьмите шарик, скажите ребенку: «Представь себе, что ты — такой шарик. Вот ты начинаешь сердиться, все больше и больше. (И надуваете шарик.) Злости в тебе все больше и больше, ты уже весь ею заполнен — вот как этот шарик, такой же надутый. Что же дальше делать? Еще немножко злости — шарик — бац! —и лопнет. (Можно это и продемонстрировать: надуйте шарик посильнее, чтобы он действительно лопнул.) Или наткнется на что-нибудь — и тоже будет взрыв, лопнет шарик. Что же нам делать? А давай мы осторожненько, понемножку будем воздух из шарика выпускать. Так аккуратно его и сдуем. Вот, смотри, он остался целый, не лопнул. Так и злость из себя можно выпускать — тихо, осторожно».

Даже маленькому ребенку вполне под силу освоить некоторые простые навыки релаксации. Учите его расслаблять мышцы, глубоко дышать. Договоритесь с ним, что, когда он очень сильно злится и ему хочется драться, он имеет право выйти в другую комнату и там громко крикнуть или бросить что-нибудь на пол. По мере взросления необходимость в таких прямых способах выражения будет отпадать: ему достаточно будет высказаться.

Разрешайте ребенку в воображении переживатъ ситуации, которые сопровождаются его агрессией в реальности.

Он отбирает у детей в садике игрушки? Хорошо, предложите ему представить, что все на свете игрушки вдруг стали его! «Давай придумаем, как все это будет...» Можно записывать эти истории, рисовать к ним картинки. Эффект оказывается очень положительным! В какой-то момент ребенку просто становится смешно, он сам начинает высмеивать собственные «грабительские» устремления, и это помогает ему намного лучше действовать в реальной жизни.

Если вы чувствуете, что своими силами проблему детской агрессивности вам разрешить не удается, обращайтесь за помощью. Подобные вещи нельзя пускать на самотек: агрессивное поведение ребенка провоцирует вашу агрессию, вы буквально «заражаете» друг друга гневом, раздражением, и с каждым днем выбраться из этой эмоциональной ловушки становится все труднее. А за пределами семьи, в «большом мире», жизнь ребенка, который не умеет справляться со своими агрессивными импульсами, очень нелегка.

Возможно, агрессия ребенка вызвана каким-то конкретным внутренним конфликтом, и его разрушительное поведение является сигналом душевного разлада, неблагополучия, стресса. В работе с детьми психологи используют методы игровой психотерапии.

В безопасной обстановке игровой комнаты ребенок получит возможность выразить то, что мучает его, заставляя вести себя агрессивно. Лишь после этого можно будет перейти к следующей задаче — освоению новых навыков общения. 

Независимо от того, будете ли вы обращаться к психологу или постараетесь справляться с проблемой своими силами, не забывайте о самом главном. Обязательно хвалите ребенка всякий раз, когда ему удастся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Помните: позитивное внимание — прежде всего!



Предварительный просмотр:

Агрессия

Еще одна большая неприятность — агрессивное поведение ребенка. Довольно неприятно, если он проявляет агрессию дома, но особенно трудно мириться с тем, что он нападает на других детей на детской площадке или в гостях.

Впрочем, мириться и не надо. В какой-то степени проявления агрессивности в возрасте 2 — 4 лет нормальны. Но это не означает, что они не заслуживают внимания и коррекции.

Вообще существуют разные подходы к проблеме детской агрессивности.

На Западе, скорее, склонны считать ее совершенно естественным свойством маленького ребенка. В таких случаях рекомендуется просто «потерпеть», давая ребенку возможность выплеснуть, изжить эту тенденцию, заложенную в нем самой природой.

В советской психологии и педагогике была принята принципиально иная установка: никакой естественной и врожденной агрессивности не бывает, и если правильно воспитывать ребенка, то она никогда и не возникнет. Никогда не покупайте своему чаду игрушечных пистолетов, не позволяйте ему смотреть «злобные» мультики, решительно пресекайте любые проявления агрессии в его поведении — и будет вам счастье.

Правда, как всегда, где-то посередине. Тот факт, что какие - то агрессивные тенденции действительно естественны, заложены в психике любого ребенка, сегодня принимается как данность большинством специалистов. Идея же о «свободном излиянии» агрессии вызывает серьезные сомнения. Человек как-никак существо социальное. И мы просто не может позволить своему чаду «свободно изливать» свое стремление драться, кусаться, отнимать чужие игрушки. В конце концов, у других детей (и взрослых) ничуть не меньше прав и потребностей, и никто из них не обязан становиться мишенью для чужой агрессии.

Просто наказывать ребенка всякий раз, когда он позволяет себе лишнее, не имеет смысл. Обуздание детской агрессии должно происходит разумно, спокойно и планомерно. Приступы злости, вспышки разрушительных желаний посещают и вполне цивилизованных взрослых. Вопрос в том, насколько человек способен осознавать и контролировать собственные импульсы.

Ребенка нужно не избавить от негативных чувств раз и навсегда, а научить узнавать их, не бояться и управлять ими таким образом, чтобы не причинять вреда ни себе, ни другим.

Способность справляться с гневом и агрессией напрямую связана с умением облекать свои чувства в слова. Речь — величайший дар. До тех пор пока ребенок не умеет говорить, он вынужден действовать излишне прямолинейно. То, что выглядит со стороны агрессией, может, на самом деле лишь неумение выразить свое желание «приличным» способом. Вырывая из рук другого ребенка игрушечный грузовик, дитя вовсе не проявляет агрессии: просто желает немедленно получить то, что видит. На этом этапе ваша задача — понемножку учить его разным способам взаимодействия с другими детьми: поменяться игрушками, поиграть вместе. При этом малыш с каждым днем все лучше осваивает речь и потому вскоре будет готов к тому, чтобы действовать не руками, а словами — попросить, договориться.

Если же вы наблюдаете действительно агрессивное поведение ребенка, принимайте меры. Только не хватайтесь за ремень: нет ничего глупее, чем реагировать на агрессию агрессией — это лишь усиливает ее, лишний раз доказывает ребенку, что именно так полагается решать проблемы. А цель-то у вас прямо противоположная — ослабить напряжение, пресечь агрессивное поведение и научить ребенка более приемлемым формам взаимодействия.

Прежде всего, помните правило: ребенку требуется как можно больше позитивного внимания и как можно меньше негативного. Если он ударил другого ребенка, не спешите делать ему «подарок» в виде собственной реакции. Подойдите не к виновнику, а к жертве: обнимите обиженного малыша, погладьте его по голове, утешьте. Скажите ему что-нибудь вроде: «Не огорчайся, пожалуйста. Он не хотел сделать тебе больно». Отведите его в сторонку, дождитесь, пока он успокоится и займется чем-нибудь, и лишь после этого возвращайтесь к виновнику. Если его целью было привлечение внимания, он убедился: такой способ не подходит.

Когда ребенок в процессе игры со сверстниками начинает вести себя агрессивно, лучшее, что можно сделать, — это вывести его из игры. Это вовсе не должно сопровождаться криками, шлепками или долгими нотациями. Поверьте, ребенок и так все отлично понимает. Остаться в одиночестве не в его интересах.

Это не значит, что обсуждать с ребенком его поведение вообще не нужно. Говорить с ним надо непременно, но не столько в «ругательном» ключе, сколько конструктивно: есть проблема, ее нужно решить.

Установите четкие правила: «Мы никого не бьем. Если чувствуешь, что злишься, хочешь кого-нибудь ударить, — отойди в сторонку. Можешь подойти ко мне и рассказать, что тебе хочется драться». Разумеется, это не текст для дословного повторения трехлетнему ребенку, а лишь общая схема. Нужные слова вы найдете сами. Учите ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками.

Можно поиграть с ним в воздушные шарики. Возьмите шарик, скажите ребенку: «Представь себе, что ты — такой шарик. Вот ты начинаешь сердиться, все больше и больше. (И надуваете шарик.) Злости в тебе все больше и больше, ты уже весь ею заполнен — вот как этот шарик, такой же надутый. Что же дальше делать? Еще немножко злости — шарик — бац! —и лопнет. (Можно это и продемонстрировать: надуйте шарик посильнее, чтобы он действительно лопнул.) Или наткнется на что-нибудь — и тоже будет взрыв, лопнет шарик. Что же нам делать? А давай мы осторожненько, понемножку будем воздух из шарика выпускать. Так аккуратно его и сдуем. Вот, смотри, он остался целый, не лопнул. Так и злость из себя можно выпускать — тихо, осторожно».

Даже маленькому ребенку вполне под силу освоить некоторые простые навыки релаксации. Учите его расслаблять мышцы, глубоко дышать. Договоритесь с ним, что, когда он очень сильно злится и ему хочется драться, он имеет право выйти в другую комнату и там громко крикнуть или бросить что-нибудь на пол. По мере взросления необходимость в таких прямых способах выражения будет отпадать: ему достаточно будет высказаться.

Разрешайте ребенку в воображении переживатъ ситуации, которые сопровождаются его агрессией в реальности.

Он отбирает у детей в садике игрушки? Хорошо, предложите ему представить, что все на свете игрушки вдруг стали его! «Давай придумаем, как все это будет...» Можно записывать эти истории, рисовать к ним картинки. Эффект оказывается очень положительным! В какой-то момент ребенку просто становится смешно, он сам начинает высмеивать собственные «грабительские» устремления, и это помогает ему намного лучше действовать в реальной жизни.

Если вы чувствуете, что своими силами проблему детской агрессивности вам разрешить не удается, обращайтесь за помощью. Подобные вещи нельзя пускать на самотек: агрессивное поведение ребенка провоцирует вашу агрессию, вы буквально «заражаете» друг друга гневом, раздражением, и с каждым днем выбраться из этой эмоциональной ловушки становится все труднее. А за пределами семьи, в «большом мире», жизнь ребенка, который не умеет справляться со своими агрессивными импульсами, очень нелегка.

Возможно, агрессия ребенка вызвана каким-то конкретным внутренним конфликтом, и его разрушительное поведение является сигналом душевного разлада, неблагополучия, стресса. В работе с детьми психологи используют методы игровой психотерапии.

В безопасной обстановке игровой комнаты ребенок получит возможность выразить то, что мучает его, заставляя вести себя агрессивно. Лишь после этого можно будет перейти к следующей задаче — освоению новых навыков общения. 

Независимо от того, будете ли вы обращаться к психологу или постараетесь справляться с проблемой своими силами, не забывайте о самом главном. Обязательно хвалите ребенка всякий раз, когда ему удастся разрешить конфликт, не прибегая к агрессии.

Помните: позитивное внимание — прежде всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....