адаптация
статья (младшая группа) на тему

Статья о адаптации детей в младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_microsoft_word_2.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста в ДОУ.

Выполнила: Орлова Нина

Александровна

Родители отдают своих малышей в детский сад обычно в 2-3 года, когда ребенку еще трудно объяснить, почему он вдруг должен разлучаться с папой и мамой. Самое главное, вам, как маме и папе, важно понять, что выдавая свои переживания, страхи и негативные эмоции, вы заранее настраиваете ребенка против детского сада. Ваши положительные эмоции, веселые рассказы о играх и занятиях в детском саду заинтересуют малыша, настроят его на общение с детьми и воспитателями.

Адаптация – это   процесс   приспособления к изменяющимся условиям   жизни.     Он является следствием стресса, который испытывает ребенок, когда условия его жизни резко меняются. Игровое пространство группы, где находится Ваш ребенок, теперь принадлежит не только ему.     Несмотря на то, что у   некоторых детей еще не сформирована потребность в общении со сверстниками, с ними приходится взаимодействовать, да к тому же в детском саду приходится следовать правилам, которые обязательны для всех.

Где-то за полгода до намеченного события начинайте гулять с малышом возле детского сада, наблюдайте с ним за играющими на прогулке детьми. На своей детской площадке поощряйте ребенка знакомиться с другими малышами, учите его делиться игрушками. Дома попробуйте играть с ним в «детский сад», где роль воспитателя сначала выполняете вы, а потом первенство передается ребенку. Пусть он «гуляет» с ними, кормит, одевает, укладывает спать. Все игры должны сводиться к тому, что за детьми приходит мама, тогда ребенку будет легче понять это в группе детского сада.

Посещение детского сада

Начинать посещать детский сад нужно постепенно увеличивая часы пребывания. Лучше начинать с периода в 2 часа, затем оставлять ребенка до обеда, следующий этап – когда Вы забираете ребенка после обеда – до сна, и только после этого, можно приходить за ребенком   после тихого часа. Первое время ребенок может сильно плакать, держать крепко маму и не выпускать. Такая ситуация расставания тяжела не только для ребенка, но и для мамы.   Постарайтесь не показывать   ребенку, как вы расстроены, а со спокойным лицом идите по своим делам. Здесь важно, чтобы ритуал   расставания был коротким. Бывает так, что ребенок с удовольствием идет в   детский сад, но в силу своей повышенной чувствительности не справляется с такой эмоциональной нагрузкой. В этом случае, выберите день, в который ребенок будет находиться дома. Лучше всего для этого подходит среда.

Помощь со стороны родителей:

Обязательно выполняйте обещания: если сказали малышу, что заберете его после сна – не опаздывайте ни на минуту. Дети воспринимают опоздания как обман, и вы потеряете его доверие.  Придерживаться режима дня, который установлен в детском саду. Понятно, что родителям хочется выспаться в выходные дни. Но может быть в Вашей семье есть «жаворонки», которые разбудят ребенка и позанимаются с ним, пока Вы будете отдыхать. Ведь, если вставать и ложиться в одно и то же время, то организм сам начинает   регулировать свою активность, при этом гормоны пробуждения начинают вырабатываться интенсивно при постоянном режиме, и ребенок утром встает легко.  О детском саде говорить только хорошо, даже если Вас что-то не устраивает, и Вам об этом хочется с кем-то поговорить, проследите, чтобы ребенок этого не слышал. Разумеется, пугать детским садом тоже категорически запрещается Ребенок может ничего не рассказывать о том, как у него прошел день в детском саду, особенно если ребенок совсем маленький. В этом возрасте – главный язык ребенка – это игра, а игрушки – его «речь». Поиграйте в детский сад, дайте ребенку «высказаться» тем самым вы даете возможность ему отреагировать свои чувства, снять внутренне напряжение. Этот механизм нам давно известен, если что-то наболело, нужно кого-нибудь найти, чтобы поделиться своими переживаниями. И нам становится легче. Отправляясь   детский сад, некоторые дети обязательно берут с собой игрушку. Эта игрушка выступает символом напоминания дома, стабильности, чего-то родного. Попробуйте в первое время самим предлагать ребенку любимую игрушку, если вы видите, что процесс адаптации проходит тяжело.  Бывает так, что в группе с детьми ребенок очень послушен, не плачет, соблюдает правила поведения, внутреннего распорядка, а придя домой – кружится по квартире без остановки, может просто так заплакать, вдруг сильно разозлиться. Проявите терпение, таким образом в детском саду   он потихоньку учится очень непростому, но очень нужному процессу само регуляции.   А дома он просто разряжается. Чтобы помочь ему в этом устраивайте   эмоционально заряженные подвижные игры.

Режим дня в детском саду – одно из главного в садиках обычно прием детей заканчивается в 8.00, затем в 8.30 – завтрак, с 9.00 до 10.00 воспитатели проводят с малышами занятия, затем выводят их гулять, если хорошая погода, или они играют в группе до 11.30, обедают и примерно в 12.30 укладываются на дневной сон, который продолжается до 15.00 – 15.30. После этого дети полдничают, а около 17 часов ужинают.

Ребенок должен уметь самостоятельно или при помощи взрослых:

  • кушать ложкой;
  • одевать на себя сандалики, носочки, трусики, майку, штаны;
  • проситься в туалет;
  • умываться и мыть руки.
  • Замечено, что намного легче адаптироваться детям, которые на момент посещения детского сада приобрели навыки самообслуживания. К ним относятся: умение самому есть, проситься в туалет, одеваться и т. д.

Если через 2 месяца ребенок не привык к саду, плачет в группе целый день, плохо ест – необходимо показать его психологу. Адаптация ребенка к детскому саду – очень важный период в жизни малыша: он становится более самостоятельным, попадает в коллектив сверстников, учится играть и общаться.

Игры с детьми для адаптации.

. Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу), но должны систематически повторяться;
  • использование музыки, танцевальных движений и рисования помогает снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад;
  • инициатором игры выступает взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу;
  • не нужно оценивать детей, давая возможность проявлять спонтанные и естественные реакции;
  • не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим. Особенно, если есть нерешительные, робкие дети;
  • периодически можно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях и рекомендовать данные игры для повторения в домашних условиях, а также организовывать дома игры на тему пребывания ребенка в детском саду.

«Утреннее приветствие».

Цель: создание положительного эмоционального климата в группе, развитие навыков общения, привитие навыка приветствия каждого находящегося в группе ребенка.

Содержание.

Дети и воспитатель встают в круг. Все поднимают руки вверх, пальцы соединены вместе. Руки над головой образуют полукруг.

Воспитатель говорит: «Доброе утро, солнце! Мы рады тебе».

Дальше: «все мы проснулись, за руки взялись», - руки медленно опускаются вниз. Дети берутся за руки.

Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает: «И Таня здесь…И Саша здесь…И Люба здесь…». Все дети повторяют эти слова за воспитателем.

Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь!». Дети встают на цыпочки, подняв вверх сцепленные руки, и хором говорят: «Все здесь!».

«Это я. Узнай меня».

Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие апатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Содержание.

Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Ребенок должен узнать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ему отгадать, называя по очереди всех играющих детей.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

«Карусели».

Цель: создание положительной эмоциональной обстановки, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей и с ритмом музыки и текста.

Содержание.

Воспитатель по очереди подходит к каждому ребенку и приглашает «покататься на каруселях». Все берутся за руки и встают в круг.

Воспитатель говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Лети вслед за воспитателем повторяют слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

Карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали…

Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется.

Тише, тише, не спешите.

Карусель ос-та-но-ви-те…

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Примечание: текст разучивается заранее, можно играть без музыкального сопровождения, с очень маленькими детьми направление движения можно не менять.

«Давайте познакомимся!»

Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, он легкий и обычно яркий, красочный).Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно разнообразить: вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.

«Раздувайся, пузырь!»

Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

«Дай ручку!»

Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку: Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

«Привет! Пока!»

Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. -Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. -Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. -Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

«Поезд»

Педагог предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...