Шоколадный интерес
материал (подготовительная группа) на тему

Хабибуллина Анжелика Рафисовна

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_shokoladnyy_interes.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе

Тема: «Шоколадный интерес»

        Составила:

Хабибуллина Анжелика Рафисовна

воспитатель подготовительной группы №2

Сафакулево, 2016 г.

Совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей  

           Через познавательно – исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.

Развивающие задачи:

Развивать стремление  к поисково – исследовательской деятельности в моделируемых ситуациях.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов; формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником.

Активизация словаря: шоколадье, какао – боб, какао дерево.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи.

Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий.

Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый эксперимент, наблюдения.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада, дидактические игры, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики»

Материал и оборудование: колпаки, ноутбук, фотографии с изображением последовательной цепочки происхождения шоколада, молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, шоколад, одноразовые тарелки, одноразовые ложки, ингредиенты для приготовления шоколада, фрукты, миксер, формочки.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! У нас сегодня на занятии гости, давайте поздороваемся с ними.

А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:

Ритуал приветствия: речевка.

Цель: повышение позитивного настроя и сплочения детей. Расположение участников кругу, взявшись за руки.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)

Солнышко лучик к тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе поласкало, (погладить ладонями щечки)

Доброго утра тебе пожелало! (прижать ладони к груди)

- Ребята, сегодня в нашу группу  малыш  из другой группы принес письмо, интересно, что же от нас хотят наши малыши? Письмо – то не простое, нам предлагается отгадать загадку, только после этого мы сможем узнать о чем говорится в письме. Внимательно слушайте.

Расчерчен на квадратики,

Завернут в серебро,

Как его вы развернете,

Моментально вы поймете,

Сладкий, хрупкий и не прочный,

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать его каждый рад,

Что это дети? (Шоколад).

- Да здесь еще что-то написано. Послушайте.

Как мы любим шоколад,

Любой малыш ему так рад!

Разбуди его хоть ночью,

- Шоколада, съешь кусочек?

Съест, конечно, шоколад,

Сразу плиток пять подряд.

Только пользу или вред, здесь получим на ответ?

У молочной шоколадки

Вкус, конечно, очень сладкий

Почему она всегда

Исчезает в никуда

Лишь испачкав руки?

Крутят малыши её в руках

И говорят тихонько: «АХ».

Где растет наш шоколад?

(садись удобнее на стульчики, посмотрим картинки)

- Ребята, давайте вспомним, так о чем же хотят узнать наши малыши?

1. Где растет шоколад?

2. Почему от шоколада пачкаются руки?

3. Шоколад – это вредно или полезно?

2. Основная часть.

- И так ребята, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад?» И откуда он к нам пришёл?

- Ну что давайте попытаемся её решить.

- Ребята я очень люблю шоколад. А вы любите шоколад?

Шоколад любимое лакомство  детей и взрослых.

- А знаете ли вы то, что шоколад не растет в нашей стране, потому что в нашей стране очень холодно? Он боится холода, снега и растет, там, где нет зимы. А если в нашей стране не растет, то, как вы думаете, где? Где, может по – вашему, расти шоколад? Да, ребята, родина шоколадного дерева – тропическая Америка, острова, Мексиканского залива, где оно растет в диком виде в тропических лесах.

Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао.

(Демонстрация слайдов)

Дерево какао выглядит вот так (слайд 1).

  • На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки – какао – бобы (слайд 2).
  • Когда они созревают, и становятся темно – коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 3).
  • Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы (слайд 4).
  • На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 5)
  • А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао». А шоколад делают так. В какао – масло наливают молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм ( в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 6)

- Ну что ребята мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.

Вывод:

-Шоколад пришел со стран Южной Америки.

- О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

- А давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад? Посмотрим на картины «Вред и польза шоколада»

Польза шоколада (слайд 7)

  • Шоколад поднимает настроение
  • Шоколад – источник энергии, в нем содержатся калий и магний, которые необходимы для работы мышц. Поэтому шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом.
  • В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад. В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка. (слайд 8)
  • Каждый раз, съедая 2 – 3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в школе (слайд 9).

- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?

        Вред шоколада (слайд 10)

         

  • Шоколад виновник лишнего веса, т.к. это высококалорийный продукт и при избыточном употреблении углеводы откладываются в организме в виде жира.
  • Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию (слайд 11)
  • Шоколад обладает возбуждающим  действием. Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т.к. он может вызвать бессонницу) (слайд 12)
  • После употребления шоколада необходимо чистить зубы (слайд 13)

Выводы:

Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!

Самый полезный – это горький шоколад.

Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких дольки в день.

После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!

- Но наши малыши нам задали вопросы. Помните? Какие вопросы задавали нам малыши про шоколад? (ответы детей). Так почему пачкаются руки?

- Правильно, но, чтобы это узнать – нам нужно провести исследования.

Опыт 1. Свойства какао.

- Ребята, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? Быть может кислое? Или сладкое? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький)

- Так считают все? Или, быть может, кто-то считает иначе?

- Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

- А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (какао раствориться в молоке, молоко примет цвет какао)

Вывод: 

Какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

Опыт 2. Свойства шоколада.

- Теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами 2 вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются (Рассуждения детей)

- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада.

- А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так какими же свойствами обладает шоколад?

Вывод: 

Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

Игра «Веселый дегустатор»

А теперь давайте поиграем в игру. Я предлагаю вам попробовать шоколад с закрытыми глазами и определить по вкусу горький, белый или молочный, а может быть пористый попадется. И самое главное найти к шоколаду соответствующую обертку.

Вывод:

Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий)

А черный шоколад на вкус, на вкус какой? (горький, горьковато – сладкий)

Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

Как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (рассуждения детей)

Ребята, чем больше в шоколаде какао – порошка, тем он более горький на вкус.

Опыт 3. Чем больше в шоколаде какао – порошка, тем он более горький на вкус.

- Теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул)

- Теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом (Шоколад всплыл на поверхность)

- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)

- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (показывая воздушный шоколад) имеется воздух,  который при контакте с водой - поднимается вверх и не тонет. Так какое же имеет свойство шоколад?

Вывод:

Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.

Физкультминутка (2 – 3 минуты)

Во дворе растет подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий

К солнцу тянется он тоже.

(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

(Вращение прямых рук вперед и назад)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем;

А теперь давай, дружок,

Посмотри на потолок.

(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад)

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем.

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой)

Крутим – вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте высоко поднимая колени)

Опыт 4. Нагревание шоколада.

- Сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть. Возьмите кусочек шоколада в руку, сожмите кулачок, подержите так, подуйте, погрейте шоколад.

- Что произошло с шоколадом? (он начал таять)

- Какой можно сделать вывод. При нагревании шоколад тает.

- Ребята на столах лежат салфетки, воспользуйтесь ими.

- Ну, что ребята, мы ответили на все вопросы малышей:

  Где растет шоколад?

  Почему от шоколада пачкаются руки?

  Приносит пользу или вред?

- Итак, ребята, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету.

  Какой мы сделаем вывод:

Шоколад бывает разный на вкус.

Шоколад может быть и в жидкой форме и в твердой.

Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад.

- Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие мастера – шоколадье. А вы знаете,  кто такие шоколадье? (Слайд    ). Посмотрите, так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Скажите, пожалуйста, чем занимается шоколадье?

- Ну, что ж, ребята, я предлагаю вам побыть еще сегодня шоколадье. Давайте пройдем в наш кондитерский цех. Но как настоящим шоколадье нам нужно надеть шапочки.

Эксперимент

- Предлагаю вам приготовить шоколад. Но сначала давайте посмотрим схему приготовления шоколада. Что нужно взять сначала и т.д.

- Ну, что приступим. Берем сгущенное молоко, какао, масло, ванилин. (Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала сгущенное молоко, потом какао, масло, ванилин). Эти продукты взбиваем миксером.

- Как вы думаете, кто должен работать миксером? Почему? Ну что начнем.

- А теперь я предлагаю всем попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? Возьмите ложки  и попробуйте.

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- Ребята, каждый шоколад имеет свое название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду свое имя.

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то как это можно сделать? (вылить в разные формочки)

- Посмотрите, у меня есть формочка, давайте выльем туда шоколад.

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

  (Поставить в прохладное место, чтобы шоколад быстрее застыл, а потом    

  унесем в холодильник.

-Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.

- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада.

Итог деятельности.

- Что же нового вы  узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколадье.

- Придумал кто его – тому спасибо!

Он выглядит и аппетитно и красиво,

И пахнет ароматнее всего –

Вкуснее нет на свете ничего!

Сумеет он порадовать, взбодрить,

Вкус праздника и детства подарить!

Подать прилив энергии, заряд –

Такой вот всемогущий шоколад!

- А я вас, ребята, тоже сегодня хочу угостить шоколадом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем.  Показать принцип  приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией:  шоколадье...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Создание условий для позновательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно-исследовательскую деятельность....

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадный интерес»

Занятие для подготовительной группы на тему "Шоколадный интерес" в котором дети узнают что же такое шоколад и как его получают. делают выводы....

Открытый урок. Презентация: "Шоколадный интерес".

Презентация является помощником в проведении данного урока.Она дает наглядное представление о шоколаде( изготовлении),знакомит детей с его вредными и полезными свойствами....

Открытый урок. Конспект: "Шоколадный интерес"

материал,который использовался для занятия....