Мастер-класс для педагогов «Использование игровых приёмов в логопедической работе»
материал на тему

Злобина Анастасия Анатольевна

Мастер-класс для педагогического коллектива на тему

«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»

Разработала учитель- логопед

Злобина А. А. МДОУ ДС «Тополёк»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Злобина Анастасия Анатольевна

                                                                         учитель-логопед МДОУ д/с №4

                                                 Забайкальский край, Сретенский район, пгт. Кокуй

Мастер-класс для педагогического коллектива на тему
«Использование игровых приёмов в логопедической работе с дошкольниками»

       Цель: применение игровых приёмов в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

       Задачи: представить педагогическому коллективу применение некоторых игровых приёмов, которые оказывают положительное воздействие на эмоциональный настрой ребёнка, и, следовательно, на речевое развитие в целом.

       Оборудование: индивидуальные зеркала, массажные мячики, мячики Су-Джок, сюжетные картинки, игрушка «Лягушка», перчатки, игры для дыхательной гимнастики, игра «Ромашка», игра «»Слоговые домики», жетоны жёлтого и коричневого цвета, бочонок «Мёд», музыка из сказки и музыкальное произведение (минус) Елена Поплянова «Палочки-скакалочки», проектор.

  1. Организационный момент.

     Здравствуйте, коллеги. Мне бы хотелось поприветствовать вас стихотворением собственного сочинения.

Вас приветствую, уважаемые педагоги. По развитию детей проходим трудные дороги. Пришли мы все на мастер- класс. Хочу внимания сейчас от вас. Хочется вам лекцию услышать от меня? Думаю, что от неё время пройдёт зря. Поэтому, свой мастер-класс хочу вам показать. С вашей скромной помощью, Где будем мы играть. Ещё вас попрошу быть активными сейчас. Итак, мои коллеги, начинаем мастер-класс.

  1. Объявление темы мастер-класса.

     Тема мастер-класса: применение игровых приёмов в логопедической работе.  ФГОС ДО в качестве основного целевого ориентира определяет успешную социализацию ребёнка, его позитивное отношение к себе и окружающему миру. Человеку с чистой и грамотной речью, безусловно, проще установить вербальный контакт. На логопедических занятиях, ребёнок в силу своего возраста, не хочет выполнять упражнения, повторять их дома, появляется потребность в игре. В игре, в первую очередь, реализуется интегративный подход, обеспечивающий решение задач из разных образовательных областей, так как игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

     Проведение на групповых, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности.

     С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу.

     И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми приёмами. Буду рада, если вы будете использовать их в своей работе.

  1. Практическая часть.

Самомассаж

     Для организации коррекционно-развивающего процесса с детьми, вначале занятия, я использую самомассаж рук с помощью простых массажных мячиков и массажных мячиков су-джок терапии. Су-Джок терапия это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа, такая терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

     Сейчас мы выполним массаж пальцев рук, который представлен в стихотворной форме с использованием музыки. Данная музыкально – ритмическая инсценировка  развивает не только общую и мелкую моторику, но и направлена на решение таких задач, как автоматизировать звукопроизношение, развивать фонематическое восприятие и слух, чувство ритма, выразительность, координацию, плавность; способствовать улучшению общего эмоционального состояния.

Я буду проговаривать текст под музыку, показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Логопед

Участники

Виды движений

1.Катится колючий ёж, и пыхтит, пыхтит  

Нет ни головы, ни ног, и пыхтит, пыхтит.

По ладошке он бежит, и пыхтит, пыхтит

И по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит

П-в: Гладь мои ладошки, ёж, ёж, ёж

Ты колючий ёжик, ну и что ж

Я хочу тебя погладить ёж

И я хочу с тобой поладить ёж.

2. Вышел язычок гулять, делаем вот так

Часики пробили пять, делаем вот так

На лошадке поскакал, делаем вот так

Чашечку всем показал, делаем вот так

П-в: Захотел поотдыхать наш язычок

Вытащил лопату милый старичок

Пя-пя-пя-пя-пя-пя-пя-пя-пя

Пяпяпяпяпяпяпяпяпяпяпяпяпяпя

3. Скоро в школу я пойду

Помешал театр мне

У Карабаса борода

У меня пять сольдо

П-в: Са-са-са-са – хитрая лиса

Жу-жу-жу-жу – в поле я сижу

Ро-ро-ро-ро-милый мой Пьеро

Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша – Мальвина хороша.

Пых-пых

Пых-пых

Пых-пых

Пых-пых

Пых-пых

 Пых-пых

 Пых-пых

Пых-пых

Ду-ду-ду-ду-ду

Не-не-не-не-не

Да-да-да-да-да

До-до-до-до-до

Са-са-са-са

Жу-жу-жу-жу

Ро-ро-ро-ро

Ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша-ша

Прокатываем массажный мяч вдоль одной руки

Прокатываем массажный мяч вдоль  другой руки

Прокатываем мяч ладошками

Прокатываем мяч пальцами

Сжимаем мяч двумя руками, переворачивая

Гладим мяч одной рукой, затем другой.

Артикуляционная гимнастика

Высовываем язычок

Упр. «Часики»

Упр. «Лошадка»

Упр. «Чашечка»

Упр. «Лопата»

Упр. «Пошлёпаем наш язычок»

Маршируют на месте

Мотают головой

Показывают длинную бороду

Сжимают и разжимают кулачки

Грозят пальчиком

Присели на корточки

Наклоны головы в стороны

Руки в стороны

Дыхательная гимнастика

      Решающая роль в развитии речи ребенка принадлежит речевому дыханию. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Хочу вас познакомить с игрой на развитие речевого дыхания.

Игра «Полетаем».

 Цель: вырабатывать сильную воздушную струю.

Пособие: сюжетные карточки с картинками-предметами на ниточках.

Ход игры: положить перед собой карточку и подуть сильно, не надувая щёки.

Сюжеты: «Малыши играют воздушными шарами»; «Спаси лягушек от журавля»; «Бабочки порхают над цветами».

Артикуляционная гимнастика

     Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); - улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

     Хочу познакомить вас с новым направлением работы по развитию речи детей – биоэнергопластика, которая помогает мне на артикуляционной гимнастике: направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергопластики в организме. Благодаря таким упражнениями, у ребёнка улучшается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

       Уважаемые коллеги, предлагаю выполнить артикуляционные упражнения на развитие биоэнергопластики с помощью зеркал, перчаток и моей помощницы игрушки «лягушки».

     (Музыкальное оформление «В гостях у сказки»)

                                                        «Сказка язычка»

«Жил на свете язычок. И очень он любил, как и все дети, изображать разных зверюшек. То откроет ротик как бегемотик и представляет себя в болоте. А в болоте живут лягушки, и наш язычок тут - же натягивает губки до самых ушек. Иногда он слышит поблизости, как скачет табун лошадей, и язычок с громким цоканьем принимается скакать всё быстрее и быстрее. Но тут он устаёт, и цокает медленнее, ещё медленнее и останавливается, прилепившись к верхней стенке ротика. Затем, язычок понимает, что наступил вечер и пора ложится спать. Он тихонько ложится у нижних зубок и засыпает»

     - Спасибо, молодцы, у вас замечательно получилось. На примере данных упражнений мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

       Игра на развитие слоговой структуры слова.

     Участникам предлагается набор картинок с разными количествами слогов. Нужно картинки разложить в соответствующие домики с одним, двумя и тремя слогами.

       4. Рефлексия Задание «Наполни бочонок»

     Участникам предложены жетоны жёлтого цвета (мёд), и коричневого цвета (дёготь). Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мёд»

     -Наш мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны. Если вас заинтересовал материал – «добавьте ложку мёда» (жёлтый жетон), если нет – добавьте «ложку дёгтя» (коричневый жетон).

      5. Подведение итогов: Вижу, вам понравилось, спасибо за внимание.

Сообщение на родительское собрание в средней группе на тему: «Особенности звукопроизношения у детей 4–5 лет»


Логопед:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас видеть на родительском собрании. Меня зовут Анастасия Анатольевна. В этом детском саду я работаю логопедом.

Сегодня я вас познакомлю со следующими вопросами:

1. Структура логопедической работы в нашем детском саду.

2. Звукопроизношение у детей 4-5 лет.

3. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом.

4. Практическое занятие для родителей

Мною ежедневно проводятся фронтальные (со всеми, подгрупповые и индивидуальные занятия. Главной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:

- коррекция и автоматизация нарушенных звуков

- развитие артикуляционной моторики

- развитие общей и мелкой моторики рук

- формирование фонематического слуха и восприятия

- развитие физиологического и речевого дыхания

- развитие голосообразования, темпа и ритма речи

- развитие, обогащение, расширение словарного запаса

- формирование грамматического строя речи

- формирование связной речи

- формирование навыка обучению грамоте

В ходе коррекционной работы развиваю психические процессы: внимание, восприятие, память, мышлении.

Была проведена логопедическая диагностика (обследование) каждого ребёнка.

Где определена структура и методы коррекционной работы. В средней группе я провожу два раза в неделю фронтальные (со всеми детьми) занятия. На таких занятиях развивается и обогащается предметный, глагольный и качественный словарь, грамматический строй речи, развивается общая и мелкая моторика, артикуляция. Так же 2 раза в неделю провожуподгрупповые занятия (3-4 ребёнка) и индивидуальные с каждым ребёнком. С теми детьми которые

нуждаются в коррекции нарушенных звуков. На этих занятиях развиваю подвижность органов артикуляции, мелкую моторику, дыхание,

фонематический слух. Так как развитие всех этих компонентов влияет на правильное произношение звуков.

Очень часто родителей интересует вопрос«С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?»

Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальныхособенностей и возможностей ребёнка.

Но важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибкая и податливая. Начиная с самых ранних лет жизни речь ребёнка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически (звуковая)правильная речь взрослых.

Некоторые родители необъективны к речи своего ребёнка. Часто в семь они подлаживаются к языку малыша, долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить «сюсюкаются».Что очень не правильно т. к. ещё больше закрепляются недостатки речи у ребёнка.

Нужно создавать такие условия, при которых ребёнок будет радоваться от общения со взрослыми. Не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учится правильно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова.

Понятие речь очень обширно. Можно выделить компоненты речи это звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи.

Более подробно остановимся на компоненте речи - это звукопроизношение.

Грамотная, чёткая и ритмичная речь ребёнка характеризуется правильным произношениемзвуков.

Правильное произношение звуков обеспечивает подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата (язык, губы нёба и т. д.)

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они красивые»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте,

чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук Р. Очень часто родителинаучить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к серьёзным нарушениям звукопроизношения.

К 5 годам ребёнок правильно произносит все шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Ребенок может еще недостаточно четко проговаривать звуки – Р, РЬ, Л, ЛЬ. Почти не допускает в речи грамматических ошибок (правильно образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например: зайчик, столик, вазочка, образует множественное число существительных, согласует существительные и числительные, например: два карандаша … пять карандашей… одна лопата…. шесть лопат). Может рассказать о том, что произошло, что изображено картинке.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

Итак, искажённое произношение всех звуков дошкольников 4-5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение. И только после 5 лет нарушение звукопроизношение считается не нормой.

Именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу. Это вам скажет любой логопед.

Но есть и исключения, если к 4м годам и у ребёнка нарушены все группы звуков – шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие (С, З, Ц, заднеязычные (К,Г, Х) и имеется нарушение слоговой структуры слов, перестановки и замены слогов. Говорят «каша во рту», то логопедическую работу нужно начинать сразу.

Где у ребёнка развивается мелкая и общая моторика, т. к. они находятся в тесной взаимосвязи. И соответственно с нарушением речи недостаточна развита моторика,как общая так и мелкая (руки, пальцы).Поэтому развивать необходимо моторику специальными играми и массажем пальцев рук.

Так же важна подвижность артикуляционной моторики (губы, язык, щёки).Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика, она не только развивает речевой аппарат, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых

нарушений. Массаж губ, щёк, языка тоже является некоторым воздействием для правильных укладов артикуляции.

Для усвоения правильного звукопроизношения необходимо хорошо слушать, слышать, различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, контролировать собственное произношение, дифференцировать (различать) звуки звонкие и глухие, твёрдые и мягкие т. е. у ребёнка должен быть развит фонематический слух (фонема –это звук). Это способность воспринимать на слух и точно различать всезвуки в речи.

Все эти коррекционные воздействия начинает проводить логопед в возрасте 4-5 лет, если это необходимо ребёнку.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребёнка. Оказание логопедической помощи практически не возможно без участия родителей. Дети которые занимаются с логопедом, является продолжением логопедической работы с ребёнком дома, т. е выполнения домашних заданий.

Работа семьи и логопеда осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей на стенде, на занятиях, которые родители могут посещать по договорённости с логопедом, а так же ведение индивидуальных тетрадях для ребёнка.

Практическое занятие для родителей

Логопед:

- Как мы знаем на кончиках пальцев находятся речевые центры, тем самым развивая пальцы рук ребёнка мы развиваем его речь. Хорошо развитая мелкая моторика,способствует правильному произнесению звуков. Предлагаем вашему вниманию элементы логопедических игр, которые вы можете использовать дома.

Тема: Логопедические игры дома

Цель: Развитие мелкой моторики рук, подвижность пальцев рук.

Оборудование: игры и пособия «Шнуровка»«Счётные палочки», «Волшебный поднос (с крупой - манка)», образцы- рисунки ёлочка, солнце, кроватка, лопатка, тарелка с крупами и макаронными изделиями (горох,фасоль, макароны, рис, «Собери бусы»«Шарики Су- джок»,«Пластилин»

Ход занятия:

-Здравствуйте ребята. Я предлагаю вам поиграть. У каждого из вас на столах игры.

- Данил будет рисовать пальчиками на «Волшебном подносе».Что будешь рисовать?(ёлочку)ёлочка какая? (зелёная). Логопед произносит двустишье про ёлочку.

-Маша будет собирать бусы. При этом логопед задаёт наводящие вопросы: что ты делаешь? Какого цвета шарик?

-У Серёжи в тарелке разные крупы. В синий стаканчик сложи фасоль, а в красный макароны. Будь внимателен.

Другому ребёнку предлагается игра «Шнуровка»

Итог: Молодцы, вы сегодня постарались. Вам понравились игры?

Затем логопед демонстрирует родителям шарик «Су-джок», для само массажа, где ребёнок может самостоятельно катать его в руках.

Логопед:

- Так же работа с пластилином развивает пальцы рук, счётные палочки, с помощью которых можно выкладывать разные фигуры (демонстрирует пластилин и счётные палочки с наглядными шаблонами)

- Спасибо что пришли на родительское собрание. Было очень приятно всех Вас видеть. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование нетрадиционных приёмов в развитии музыкальности дошкольников»

Отработка  творческих методов и приемов в развитии музыкальных   способностей  у дошкольников....

Использование игровых приёмов на логопедических занятиях

Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука для обучения детей с дефектным произношением звуков...

Игры и игровые приёмы в логопедической работе

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики...

Игровые приёмы в логопедической работе

Современные требования к подготовке детей к школе, ритм и темп жизни, социальный заказ родителей зачастую заставляют превращать логопедические занятия в настоящие уроки. И уже со старшей группы заняти...

Мастер-класс для педагогов "Использование игровых технологий для индивидуальной работы по постановке звуков"

   В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Психолого-педагогические исследов...

Игровые приёмы в логопедической работе

Игровые приёмы в логопедической работе...