Консультации для педагогов
консультация на тему

Светлана Геннадьевна Грыленко

В консультациях содержится информация о том,  как можно оформить уголок творчества для детей в группе ДОУ и о том, как проводить предварительную работу с дошкольниками по знакомству с произведениями изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx18.04 КБ
Файл 2.svyaz_did_igr_po_izo_i_razv_rechi.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание центра развития творчества в группе:

   Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребёнка, полноценному развитию личности. Эстетическая развивающая среда активизирует художественно – творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности.

    В групповой комнате должны быть созданы условия для самостоятельной художественно – творческой деятельности: уголок, мастерская, центр развития творчества. Уголки изобразительной деятельности необходимы для  создания в группе обстановки, стимулирующей развитие творческой активности детей. Они должны способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности.

       Для этого важно соблюдать определённые условия оформления уголков детского творчества.

  1. Расположение центра развития творчества должно соответствовать принципам доступности, эстетичности, подвижности.
  2. Изобразительный материал  должен быть разнообразным, доступным, соответствовать возрастным требованиям.
  3. Необходимо  оборудование не только для рисования, но и для лепки, аппликации. В старших группах должен быть уголок художественного ручного труда: образцы тканей, швов, пяльцы, цветные нитки и т.д.
  4. Необходимо наличие произведений искусства с соблюдением возрастных требований.
  5. Для развития у детей цветовосприятия должны  быть: палитры, стаканчики  для получения цветной воды, цветные  плёнки, стёклышки, дидактические игры.
  6. Для формирования графических навыков: виды штриховки, линейки, трафареты, линейки – спирографы, дидактические игры.
  7. Для развития у детей композиционных умений: учебно – дидактический материал, дидактические игры.
  8. По различным  техникам изобразительного искусства: образцы, в том числе с использованием нетрадиционных техник, алгоритмы выполнения действия (схемы последовательности изображения).
  9. Для ознакомления с народно – прикладным искусством: учебно – дидактический материал, дидактические игры. Предметы народного прикладного искусства не должны стоять вперемешку. Если дети знакомятся на занятии с дымковским промыслом, то в уголке должны находиться предметы или иллюстрации, изображающие именно дымку. В подготовительных группах допускается расположение двух разных промыслов   -  с уже знакомым детям, и с новым. Если в группе собрана большая коллекция разнообразных предметов декоративно – прикладного искусства, то целесообразно создать музей народного творчества.
  10.  Для ознакомления с различными видами изобразительного искусства (живопись, архитектура и т.п.), и разными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, батальная живопись) необходимы: альбомы, иллюстрации, наборы открыток, репродукции, дидактические игры. Альбомы лучше выставлять на подставки для книг в развёрнутом виде – так они заинтересуют детей. Все сразу альбомы выставлять нецелесообразно, их лучше подбирать в зависимости от изучаемой темы, праздника и т.п.
  11.  Важно наличие игрового персонажа, игровых атрибутов (особенно в младших и средних группах). Например: девочка  - кисточка, братцы – карандаши, шапка художника, цветик – семицветик.
  12.  В группе должны быть столы различной конструкции, мольберты, навесные доски. Это разнообразит формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей. Следует помнить, что свет должен падать слева.
  13.  Обязательно должна быть выставка детского творчества. Под                    «выставкой детского творчества» подразумеваются  не рисунки, выставленные для родителей  в коридоре, а хорошо  освещенное место в группе, куда дети сами могут выставлять свои работы. Работы должны быть оформлены в рамки, на голую стену рисунки не вывешиваются.
  14.  Хорошо иметь технические средства обучения: аудио, видеотехнику, диски с электронными уроками.

Содержание самостоятельной  изобразительной деятельности детей обогащается при условии оснащения группы необходимым оборудованием и пособиями. Это самые разнообразные материалы: восковые мелки,  гелевые ручки,  маркеры, акварельные мелки, пастельные мелки, тушь, угольные карандаши, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши (ПОДТОЧЕННЫЕ!), ластики, точилки, акварель, (которой ПОЛЬЗУЮТСЯ дети!), кисти разных размеров и жесткости; банки для воды  (ДО 500 МЛ), подставки под кисти.

ТВОРИТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ!



Предварительный просмотр:

«Связь дидактических игр по изобразительной деятельности и развития речи

дошкольников  старшего возраста»

На раннем этапе знакомства дошкольников с произведениями изобразительного искусства важна предварительная работа. Сюда входят игровые задания и упражнения по обогащению словаря. Рассматривание репродукций требует от ребёнка умения быстро найти нужное слово, подобрать эпитеты, сравнения, олицетворения.

Чтобы активизировать словарь детей, следует использовать словесные игры для составления «красивых» предложений.

Уважаемые взрослые, побудьте детьми и выполните следующие задания, используя несколько слов:

  • Скажите красиво о золотых листьях, на что они похожи? (на золотые монетки, пчёлок, на искорки, на желтые лоскутки…)
  • Расскажите о заснеженном лесе, какой он? (красивый, как белое кружево; спящий, как медведь в берлоге; холодный, как ледяной терем; замёрзший, как заяц под кустом; сказочный, как морозный узор; тихий, как спящий ребёнок; укрытый снегом, как одеялом).
  • С чем можно сравнить снег? (Снег, как пушистое одеяло; снег, как сверкающие драгоценные камни; снег, как пёрышки - легко кружится в воздухе; как пушинки одуванчика; как сахар, манит лизнуть).
  • С чем или с кем можно сравнить берёзовую рощу, (туман, закат, луг, сосновый лес, весёлого мальчика…).

Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используем словесные упражнения:

Узнай, о ком или о чём я рассказываю?

  •      Тёмный, загадочный, мрачный, сказочный, густой, непроходимый – лес;
  • Задумчивый, печальный, добрый, грустный - человек; 
  • Бушующее, штормовое, спокойное, глубокое – море;
  • Вкусное, спелое, сочное, сладкое, румяное – яблоко.
  • Весёлый, умный, добрый, подвижный, шумный – ребёнок.

   Тоже упражнение можно использовать по - другому:

  • Мышка – какая? (серая, юркая, маленькая, проворная, пугливая)
  • Волк – голодный, серый, злой, злобный, лохматый.
  • Облако – пушистое, невесомое, летящее, необычное, парящее, белое.
  • Сад – вишнёвый, цветущий, зелёный, весёлый, весенний, красивый, душистый.

  А чтобы закрепить в речи образные выражения, используйте упражнение «Скажите по–другому»:

  • Весёлый – (задорный, озорной, забавный, шутливый, смешной).
  • Печальный – (грустный, горестный, невесёлый, удрученный)
  • Красивый – (прекрасный, замечательный, привлекательный, чудесный, неотразимый).

   А теперь выполните творческие задания: подберите синоним к заданному слову:

  • Дорога - колея, тракт, тропинка, путь;
  • чудесный – волшебный, сказочный, таинственный, необыкновенный;
  • плакал – тужил,  печалился, горевал, грустил;
  • лес – дубрава, чаща, дебри, роща.

Придумайте сравнение,  используя внешние признаки (цвет, размер, форму, температуру):

  • солнце, как…(круглое яблоко, золотистый апельсин, огненный шар, горячая сковородка);
  • снег, как…(белый мех, пушистая вата, белый горох, белое одеяло, холодные камни);
  • дуб, как…(вышка, высокая башня, каланча, зеленый шатёр);
  • заря, как… (огонь, пожар, зарево, пламя, розовый фламинго, роза).

 Придумайте сравнение, используя не только внешние признаки:

  • солнце, как…(добрый волшебник, яркая лампа, огненный глаз, спелое яблоко,  потёртая монета,  золотое кольцо);
  • снег, как…(драгоценные камни, пушистая вата, лебяжий пух, толстая шуба, искрящиеся бусы);
  • дуб, как…(великан, богатырь, исполин, чародей, старик, сторож);
  • заря, как…(фея в розовой одежде, красна – девица, лепестки роз, яблоневый цвет).

    Развитию речи дошкольников способствуют и дидактические игры по изобразительной деятельности, позволяющие описать форму, цвет, размер чего – либо.  Важно, чтобы играющие дети не просто выкладывали  пособие на столе, но и проговаривали  при этом.

Например, игра «Фоторобот» («Сложи портрет»). Сначала педагог просит: «Создай фоторобот девочки с длинными черными волосами, зелёными глазами, маленьким носиком».  Или: «Сложи портрет мальчика с карими глазами, короткими торчащими волосами рыжего цвета и длинным носом. Пусть на портрете мальчик будет весёлым. Как еще можно назвать такого человека? ( Улыбающийся, счастливый)».

 Затем дети сами могут составлять словесные описания при создании изображения: «На моём портрете изображена девочка с короткой пышной прической. Волосы светлые, а глаза – голубые, весёлые». Так, в занимательной  игре дети составляют описательные рассказы.

  Большое значение для обогащения речи дошкольников имеет словотворчество. Предложите детям следующее задание:

«Вы все знаете названия цветов радуги. Но их можно назвать и по-другому. Для этого надо вспомнить цветы, фрукты, овощи, драгоценные камни и другие явления и объекты природы. Придумайте такие «говорящие», «вкусные»  цвета».

(слива – сливовый,  сливки - сливочный,  гранат – гранатовый, свёкла – свекольный, баклажан – ...,  салат – …,  морковь – …,  апельсин - …, арбуз - …,  вишня - …, мандарин - …, кофе -…, оливки - …, лимон - …, молоко -  …, рябина - …, роза - …, сирень - …, малина - …, мёд - …, незабудка - …, фиалка - ….,  трава - …, персик - …, василёк - …,  яблоко - …,  банан - …, черника - …,  клюква - …, лаванда - …,  ель - …, солнце -…, коралл - … , бирюза - …,  янтарь -…, золото -…, серебро -…, изумруд - …, рубин - …, медь -…, малахит -…,  жемчуг -…,  асфальт -…,  кирпич - …, кумач -…,  огонь -…,  болото - …,   морская волна -…).  

Подумай и скажи, слово «лимонный» произошло от слова «лимон», или наоборот? (и .т.п.).

  Играйте с детьми, развивайте их речь, воображение, фантазию и интерес к изобразительной деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....