Опыт работы «Развитие речи средствами малых фольклорных форм в младшем дошкольном возрасте»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Панюкова Екатерина Анатольевна

 «Взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».          

                                                                                                         К.И. Чуковский

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает:  овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Интерес к развитию детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: В.А.Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие. 

Задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, одной из наиболее эффективных является   восприятие художественной литературы и фольклора.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

·        расширение, обогащение и активация словаря;

·        воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи;

·        развитие связной речи.

В своей работе я рассматриваю наиболее подробно одну из задач речевого развития. В рамках моего исследования я предлагаю, осуществлять развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора. Осуществлять данную работу необходимо в тесном взаимодействии с родителями и специалистами.

Работу по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста необходимо строить на следующих основных принципах:

·        на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

·        на интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);  

·        активном включении детей;

·        использовании развивающего потенциала малых форм фольклора.

Обеспечить необходимый уровень речевого развития детей педагогу помогут следующие приемы:

·        интенсивное развитие понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения;

·        организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств;

·        рассказы воспитателя; ежедневное чтение детям художественных текстов; пение с малышами песенок и т. п.);

·        целенаправленное развитие речи как средства общения посредством специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, игры, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

В работе по развитию словаря предполагаю, решать три основные задачи:

·        обогащение количественного состава слов новыми, неизвестными словами;

·        качественное освоение лексики, что выражается в развитии понимания слов и словосочетаний и дальнейшем их употреблении в активном словаре;

·        активизация словаря – использование лексических средств в разных речевых ситуациях.

Указанные задачи являются целью развития словаря, процесс которого   происходит постоянно. Задачи, тесно взаимосвязаны между собой, и сложно установить границу, когда заканчивается один процесс и начинается другой.

В соответствии с рекомендациями Е. Тихеевой мы выделяем следующие группы принципов развития словаря в процессе активного познания ребёнком окружающего мира, а именно:

»       принцип единства развития словаря с развитием восприятия и мышления, который предполагает единство фактов и слов, которыми их обозначают;

»       принцип взаимосвязи слова и предыдущего представления конкретизирует использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой деятельности;

»       принцип взаимосвязи всех задач словарной работы на каждом занятии.

»       принцип активной познавательной деятельности в усвоении слова;

»       принцип национальной направленности словарной работы.

Все усвоенные слова детьми можно поделить на две категории: пассивную (слова, которые понимаются, но не используются) и активную (слова, которые самостоятельно адекватно используются в речи). Новые слова в речи активизируются при условии уточнения их значения и закрепления способов их использования на практике.

Обогащение словаря происходит на основе ознакомления с новыми предметами, в процессе введения слов, которые обозначают качества предметов, а также в процессе приобщения детей к литературным и фольклорным произведениям.

            В современных исследованиях авторы пытаются систематизировать обязательный словарь-минимум по темам для детей разных возрастов. Сложность этого процесса состоит в том, что предугадать всё разнообразие слов и тем практически невозможно.  На основании методического пособия М. Алексеевой и В. Яшиной можно выделить критерии подбора слов:

 коммуникативная целесообразность введения слова в словарь ребёнка;

 частота употребления слов в речи взрослого;

 значение слова для реализации воспитательной задачи;

доступность слова по его значению, лексическим, фонетическим особенностям, степени обобщения;

 значения слова для понимания содержания литературных и фольклорных текстов;

 подбор слов, которые являются разными частями речи.

Исходя из вышесказанного, представим модель работы по обогащению словаря детей младшего возраста:

Задачи

Формы и методы работы

Предполагаемый результат

1 этап

Эмоциональное восприятие и понимание слов из текста

-Знакомить с малыми фольклорными жанрами.

-Учить слушать текст

-Вызывать эмоциональный отклик на воспринимаемый текст.

-Стимулировать выразительное повторение детьми отдельных слов из малых фольклорных жанров.

Чтение потешек, прибауток и т.д.

Пение колыбельных

Рассматривание иллюстраций 

Обыгрывание колыбельных и потешек.

Интерес к малым фольклорным жанрам.

Эмоциональный отклик у детей на тексты.

Выразительное повторение детьми отдельных слов.

2 этап Направлен на активизацию словаря

-Продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами

-Стимулировать выразительное повторение детьми слов и фраз из малых фольклорных жанров

-Способствовать использованию слов из текстов в игровых ситуациях

 

Чтение потешек, прибауток и т.д.

Совместное проговаривание.

Рассказывание со звукоподражанием

Пение колыбельных

Рассматривание иллюстраций

Пальчиковая гимнастика

Обыгрывание колыбельных и потешек

Устойчивый интерес к фольклору.

Выразительное повторение детьми слов и фраз из малых фольклорных жанров и небольших фольклорных текстов.

Использование слов из текстов в повседневной жизни и игровых ситуациях.

Обогащение активного словаря

    

 

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает:  овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Интерес к развитию детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: В.А.Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие. 

Задачи  речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, одной  из наиболее эффективных является   восприятие художественной литературы и фольклора. В работе с родителями я наметила следующие цели: создание условий для благоприятного климата взаимодействия; установление доверительных и партнёрских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. В соответствии с намеченной целью поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:

»       активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;

»       получение и обобщение родительского опыта; вызвать положительные эмоции от общения с детьми.

 Я предлагаю использовать активные формы и методы работы с родителями: общие и групповые собрания; родительский уголок; консультации; образовательную деятельность с участием родителей; беседы с родителями и детьми; анкетирование; оформление стендов, папок - передвижек; дни общения; участие родителей в подготовке и проведение праздников, досугов; дни добрых дел. Чтобы держать родителей в курсе событий можно завести папку «Учите и играйте вместе с детьми». В неё я предлагаю записывать потешки, поговорки, считалки, игры и родители дома могут повторить этот материал со своим ребёнком. Наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребовательным, полезным. Предлагаю проводить фольклорные праздники вместе с родителями: «Осенние посиделки», «Масленица», «Пасха» и другие. От каждой новой встречи с родителями дети могут получить радость и удовольствие. Сколько радости принесёт совместное чайпитие на Масленицу с блинами, самыми разными на вкус, с хороводами и народными играми. 

На совместной организованной деятельности «Пасха в гости к нам пришла» родители вместе с детьми могут приготовить на выставку «пасхальные яйца». Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. У многих родителей открываются таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать или играть самим.

 

                                          Заключение

Развитие словаря является основной характеристикой речи детей младшего возраста. Наиболее интенсивный рост словаря приходится на период младшего дошкольного возраста.

В развитии словаря различают два направления: пассивный и активный словарь. Переход слов из пассивного в активный словарь – это активизация словаря. Разница между пассивным и активным словарём может составлять около ста слов. Задача взрослого создавать условия для обогащения словаря, для адекватной активизации.

Основываясь целевыми ориентирами ФГОС ДО можно выделить следующие социально - нормативные возрастные характеристики некоторых возможных достижений ребенка младшего возраста:

à ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,

à стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

à стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

à владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;

à знает названия окружающих предметов и игрушек;

à стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

à проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;

à эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Достичь данных ориентиров помогают малые формы фольклора.  Они благотворно влияют на детей, способствуют речевому развитию детей, вооружают знаниями, «несут детям красоту и богатство родного языка». Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего возраста помогает им в овладении навыками речевого общения.

 

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

В данной работе мною проанализировано влияние малых фольклорных форм на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Предложена система работы по речевому развитию детей младшего возраста.

Мы предполагаем, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильному звукопроизношению.  Эффективность работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества положительно влияет на развитие речи детей и умение применять эти формы в повседневной деятельности.

      

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt.docx230.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

 

Опыт работы

«Развитие речи средствами малых фольклорных форм в младшем   дошкольном возрасте»

C:\Users\1\Desktop\IMG_4632.JPG

                                                                       

                                                                            Воспитатель: Панюкова Е.А.

 «Взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».          

                                                                                                         К.И. Чуковский

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает:  овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Интерес к развитию детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: В.А.Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие.  

Задачи речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, одной из наиболее эффективных является   восприятие художественной литературы и фольклора.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:

  • расширение, обогащение и активация словаря;
  • воспитание звуковой культуры речи; формирование правильной разговорной речи;
  • развитие связной речи.

В своей работе я рассматриваю наиболее подробно одну из задач речевого развития. В рамках моего исследования я предлагаю, осуществлять развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора. Осуществлять данную работу необходимо в тесном взаимодействии с родителями и специалистами.

Работу по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста необходимо строить на следующих основных принципах:

  • на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; 
  • на интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);   
  • активном включении детей;
  • использовании развивающего потенциала малых форм фольклора.

Обеспечить необходимый уровень речевого развития детей педагогу помогут следующие приемы:

  • интенсивное развитие понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений ближайшего окружения;
  • организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств;
  • рассказы воспитателя; ежедневное чтение детям художественных текстов; пение с малышами песенок и т. п.);
  • целенаправленное развитие речи как средства общения посредством специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, игры, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.

В работе по развитию словаря предполагаю, решать три основные задачи:

  • обогащение количественного состава слов новыми, неизвестными словами;
  • качественное освоение лексики, что выражается в развитии понимания слов и словосочетаний и дальнейшем их употреблении в активном словаре;
  • активизация словаря – использование лексических средств в разных речевых ситуациях.

Указанные задачи являются целью развития словаря, процесс которого   происходит постоянно. Задачи, тесно взаимосвязаны между собой, и сложно установить границу, когда заканчивается один процесс и начинается другой.

В соответствии с рекомендациями Е. Тихеевой мы выделяем следующие группы принципов развития словаря в процессе активного познания ребёнком окружающего мира, а именно:

  • принцип единства развития словаря с развитием восприятия и мышления, который предполагает единство фактов и слов, которыми их обозначают;
  • принцип взаимосвязи слова и предыдущего представления конкретизирует использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой деятельности;
  • принцип взаимосвязи всех задач словарной работы на каждом занятии.
  • принцип активной познавательной деятельности в усвоении слова;
  • принцип национальной направленности словарной работы.

Все усвоенные слова детьми можно поделить на две категории: пассивную (слова, которые понимаются, но не используются) и активную (слова, которые самостоятельно адекватно используются в речи). Новые слова в речи активизируются при условии уточнения их значения и закрепления способов их использования на практике.

Обогащение словаря происходит на основе ознакомления с новыми предметами, в процессе введения слов, которые обозначают качества предметов, а также в процессе приобщения детей к литературным и фольклорным произведениям.

            В современных исследованиях авторы пытаются систематизировать обязательный словарь-минимум по темам для детей разных возрастов. Сложность этого процесса состоит в том, что предугадать всё разнообразие слов и тем практически невозможно.  На основании методического пособия М. Алексеевой и В. Яшиной можно выделить критерии подбора слов:

  • коммуникативная целесообразность введения слова в словарь ребёнка;
  • частота употребления слов в речи взрослого;
  • значение слова для реализации воспитательной задачи;
  • доступность слова по его значению, лексическим, фонетическим особенностям, степени обобщения;
  • значения слова для понимания содержания литературных и фольклорных текстов;
  • подбор слов, которые являются разными частями речи.

Исходя из вышесказанного, представим модель работы по обогащению словаря детей младшего возраста:

Задачи

Формы и методы работы

Предполагаемый результат

1 этап

Эмоциональное восприятие и понимание слов из текста

-Знакомить с малыми фольклорными жанрами.

-Учить слушать текст

-Вызывать эмоциональный отклик на воспринимаемый текст.

-Стимулировать выразительное повторение детьми отдельных слов из малых фольклорных жанров.

Чтение потешек, прибауток и т.д.

Пение колыбельных

Рассматривание иллюстраций  

Обыгрывание колыбельных и потешек.

Интерес к малым фольклорным жанрам.

Эмоциональный отклик у детей на тексты.

Выразительное повторение детьми отдельных слов.

2 этап Направлен на активизацию словаря

-Продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами

-Стимулировать выразительное повторение детьми слов и фраз из малых фольклорных жанров

-Способствовать использованию слов из текстов в игровых ситуациях

Чтение потешек, прибауток и т.д.

Совместное проговаривание.

Рассказывание со звукоподражанием

Пение колыбельных

Рассматривание иллюстраций

Пальчиковая гимнастика

Обыгрывание колыбельных и потешек

Устойчивый интерес к фольклору.

Выразительное повторение детьми слов и фраз из малых фольклорных жанров и небольших фольклорных текстов.

Использование слов из текстов в повседневной жизни и игровых ситуациях.

Обогащение активного словаря

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает:  овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Интерес к развитию детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: В.А.Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие.  

Задачи  речевого развития детей могут реализовываться в различных видах деятельности, одной  из наиболее эффективных является   восприятие художественной литературы и фольклора. В работе с родителями я наметила следующие цели: создание условий для благоприятного климата взаимодействия; установление доверительных и партнёрских отношений; вовлечение семьи в единое образовательное пространство. В соответствии с намеченной целью поставили перед собой необходимость решить следующие задачи:

  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;
  • получение и обобщение родительского опыта; вызвать положительные эмоции от общения с детьми.

 Я предлагаю использовать активные формы и методы работы с родителями: общие и групповые собрания; родительский уголок; консультации; образовательную деятельность с участием родителей; беседы с родителями и детьми; анкетирование; оформление стендов, папок - передвижек; дни общения; участие родителей в подготовке и проведение праздников, досугов; дни добрых дел. Чтобы держать родителей в курсе событий можно завести папку «Учите и играйте вместе с детьми». В неё я предлагаю записывать потешки, поговорки, считалки, игры и родители дома могут повторить этот материал со своим ребёнком. Наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребовательным, полезным. Предлагаю проводить фольклорные праздники вместе с родителями: «Осенние посиделки», «Масленица», «Пасха» и другие. От каждой новой встречи с родителями дети могут получить радость и удовольствие. Сколько радости принесёт совместное чайпитие на Масленицу с блинами, самыми разными на вкус, с хороводами и народными играми.  

На совместной организованной деятельности «Пасха в гости к нам пришла» родители вместе с детьми могут приготовить на выставку «пасхальные яйца». Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. У многих родителей открываются таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать или играть самим.

                                          Заключение

Развитие словаря является основной характеристикой речи детей младшего возраста. Наиболее интенсивный рост словаря приходится на период младшего дошкольного возраста.

В развитии словаря различают два направления: пассивный и активный словарь. Переход слов из пассивного в активный словарь – это активизация словаря. Разница между пассивным и активным словарём может составлять около ста слов. Задача взрослого создавать условия для обогащения словаря, для адекватной активизации.

Основываясь целевыми ориентирами ФГОС ДО можно выделить следующие социально - нормативные возрастные характеристики некоторых возможных достижений ребенка младшего возраста:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
  • стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
  • знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
  • эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Достичь данных ориентиров помогают малые формы фольклора.  Они благотворно влияют на детей, способствуют речевому развитию детей, вооружают знаниями, «несут детям красоту и богатство родного языка». Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего возраста помогает им в овладении навыками речевого общения.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

В данной работе мною проанализировано влияние малых фольклорных форм на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Предложена система работы по речевому развитию детей младшего возраста.

Мы предполагаем, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильному звукопроизношению.  Эффективность работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества положительно влияет на развитие речи детей и умение применять эти формы в повседневной деятельности.

       

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. –  3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Бойчук И.А., Попушина Н.Т. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным фольклором» Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2013 г.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 471с.
  4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в разновозрастной группе детского сада / В.В.Гербова, А.И. Максаков.− М.: Просвещение, 1986. – 128 с.  
  5. Елисеева Л.Н. Запел петушок /Л.Н.Елисеева. – М.: Малыш, 1978. – 79 c.
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр « Академия», 2000. – 416 с.
  7. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с.
  8. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2- 4 года/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильичук и др. – М.: Оникс XXI век, 2005
  9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304 с.: ил.
  10. Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. - М., 1991. - 211с.
  11. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.
  12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. –  Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 174 с.
  13. Устное народное творчество: виды и жанры. – Режим доступа: http://www.syl.ru/article/171928/new_ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-vidyi-janryi-proizvedeniy-i-primeryi
  14. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.:  «Детство – Пресс», 2003. – 128 с.
  15. Что такое потешки? – Режим доступа: http://fb.ru/article/156532/chto-takoe-poteshki-russkie-narodnyie-poteshki-primeryi
  16. Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. –  21-е изд., испр. и доп. – М.: Дет. лит., 1970. – 414 с.
  17. Эльконин Д.Б. Детскаяпсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Изд. центр „Академия”, 2004. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия с использованием малых фольклорных форм для младшего дошкольного возраста.

Хочу предоствить конспект занятия по музыкальному воспитанию малышей. здесь изложены наиболее интересные приемы, которые, на мой взгляд, помогут сформировать у малышей понятие об окружающем мире через...

Развитие речи через малые фольклорные формы.

Встатье описывается опыт работы по теме "Развитие речи через малые фольклорные формы....

Развитие речи через малые фольклорные формы.

Встатье описывается опыт работы по теме "Развитие речи через малые фольклорные формы....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"

СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...

Родительское собрание "Развитие речи средствами малых фольклорных жанров"

Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров».Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи детей дошкольного возраста. Как бы ни был хо...