Организация работы по самообразованию воспитателя.
статья по теме

Цвикло Ирина Васильевна

Организация работы по самообразованию воспитателя.
«Моя работа по самообразованию». Обмен опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irina_tsviklo_1.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

        Ирина Цвикло 
«Моя работа по самообразованию». Обмен опытом

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. В. А. Сухомлинский

Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своей работой по самообразованию. Буду рада, если мой опыт кому-то пригодиться или в чём-то поможет.

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.

С чего я начинала свою работу?

Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?

Тематикой самообразования может являться:

- одна из годовых задач ОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»

(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющемуся  опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».

Эта тема является одной из актуальных тем на данное время, т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.

Таким образом, моя тема была определена!

Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.

Далее у меня возник вопрос:

Как написать план по самообразованию?

При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:

* Тема самообразования

* Цель

* Задачи

* Ожидаемые результаты

- Для педагогов

- Для воспитанников

Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.

(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)

Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).

Таблица состоит из 4 модулей:

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»

Модуль № 4. «Обобщение результатов»

В каждом модуле я расписала направления деятельности

по теме, содержание деятельности и сроки выполнения.

Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.

Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!

Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)

В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».

В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)

и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.

Вот такой план у меня получился:

Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»

В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».

Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».

В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.

2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.

3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.

5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.

7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.

Ожидаемые результаты

Для педагога:

1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.

2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.

5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.

Для воспитанников:

1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.

2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.

3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.

4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.

План деятельности по теме самообразования

№/№

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»

1.

Обучение по теме самообразования

- обучение на вебинарах, семинарах по теме

- изучение опыта других педагогов по данному направлению :

   интернет-источники       Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

   - Изучение материалов по теме  на  сайтах: «Детство Гид»,

      Международный образовательный портал МААМ.RU,

     Всероссийский образовательный  ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.

 - Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»

постоянно

2.

Ознакомление с научной и методической литературой по теме

- изучить методические пособия: 1) Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);

2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.

- изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:

1) Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;

2) Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

- разработать дидактические игры на основании методических пособий:

1) Арушановой А.Г., Рычаговой Е.С. Игры-занятия со звучащим словом . – М.: ТЦ Сфера, 2012;

2) Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016.

в течение года.

Октябрь – ноябрь

в течение года

3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработка

Проекта:  «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:

 -картотеку  «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;

- картотеку «Словесные игры для младшей группы»;

- авторские и модифицированные дидактические игры: сенсорные игры

 сюжетно-ролевые игры

- Разработка конспекта НОД по речевому развитию  в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)

- развлечения, праздники:

Театрально игровое  развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»

- рекомендации и консультации для родителей и педагогов:

Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами»,  «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,

 «Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»

- буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»

Декабрь

В течение года

Февраль

Март

В течение года

4.

Проектирование деятельности

- разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;

- разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;

Декабрь

Сентябрь

5.

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

Сентябрь

Январь

май

Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

Профстандарт

- проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;

- поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

постоянно

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

1)Участие родителей в совместных  проектах:

    - «Ребёнок и книга»;

    - «Мой родной город».

2)  Развлечение «Праздник вежливых слов».

3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;

4) Помощь в изготовлении  дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.  

5) Участие родителей  в развлечениях и досугах

- «Совместное сочинение рассказов и сказок дома» 

Мастер – класс  «Играя, развиваем речь детей».

  консультаций, рекомендаций, собраний:

1) консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;

В течение года

Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды,

обеспечивающей проявление

самостоятельности и творческой инициативы каждого ребенка

- оформление развивающих зон в группе;

- оснащение пространства группы пособиями, атрибутами к различным играм и другим оборудованием;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по теме самообразования;

- подбор специальных пособий, книг, альбомов, энциклопедий;

постоянно

Модуль № 4. «Обобщение результатов»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

представление опыта в форме:

- портфолио по обобщению опыта работы «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»;

- проект «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

- презентация  «Пальчики играют - речь ребёнка развивают»

- выставка «Чем полезно чтение художественной литературы»

- выставка художественной литературы

 и дидактического материала для детей

- выступление

с докладом

на семинаре ДОУ: «Развитие активной речи дошкольников в различных видах деятельности»;

- проведения непосредственно образовательной деятельности «Петушок и его семья» в 1 младшей группе.

- публикации на педагогических сайтах, участие в конкурсах, онлайн-олимпиадах:

1) публикация МААМ.RU Мастер-класс «Речевое дыхание-основа правильной речи.

2) Участие в Международном творческом конкурсе «Победилкин»

3.Публикация  проекта на Всероссийском образовательном портале ПОРТАЛ ПЕДАГОГА

Тема «Вместе с мамой, вместе с папой»

4.Участие в ежемесячном международном конкурсе Портал МААМ .RU «Лучший сценарий праздника» Сценарий фольклорного праздника Святки.

В течение года

Работая по теме самообразования пытаюсь самостоятельно добывать знания из разных источников, использую эти знания в профессиональной деятельности.

Каковы же эти источники знаний, и где их нахожу?

• Семинары и конференции

• Курсы повышения квалификации

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Телевидение

• Платные курсы

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Путешествия

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создаётся некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в моём личном плане самообразования уже есть список результатов, которые были достигнуты за определённый срок. Вот некоторые из них:

- Создание картотеки: «Пестушки, потешки, заклички, колыбельные народные песенки» для использования в работе с детьми раннего возраста.

- проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет» (долгосрочный)

- Создание картотеки «Игры с использованием р. н. фольклора»

- Разработка сценария фольклорного праздника «Святки» (моя конкурсная работа)

- Доклад на педсовете в ДОУ (из опыта работы) «Речевое развитие детей во 2 мл. группе»

- Разработка дидактических игр, наглядностей: «Сухой бассейн», «Найди заплатку», «Подбери ключ»

- Разработка и проведение открытых НОД

-Мастер-класс на педсовете ДОУ «Речевое дыхание – основа правильной речи» (конкурсная работа)

- Консультации для родителей,разработки родительских собраний с использованием интерактивных форм

- Применение инновационных технологий - пальчиковая гимнастика, которая удачно сочетается с народным фольклором, создание БАНКА пальчиковых игр (картотека). И другое.

Участие в конкурсах, онлайн-тестированиях, в онлайн-олимпиадах, публикации работ

Хочу заметить, что общий уровень речевого развития детей за определённый промежуток времени повысился. Дети стали более общительными, легче идут на контакт со сверстниками и с взрослыми. С большим удовольствием участвуют в конкурсах. Мои дети были победителями в конкурсе чтецов «Славим Победу».

Изменилось и отношение родителей к проблемам речевого развития детей дошкольного возраста в целом. Многие родители стали активными помощниками в создании развивающей среды.

Самообразование даст положительные результаты в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.

«Образованный человек тем и

отличается от необразованного,

что продолжает считать своё

образование не законченным»

(К. Симонов)

Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

Консультация старшего воспитателя "Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ"

В данной работе освещены направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения; оценка потребности педагогов в развитии с помощью ряда анкет; рекомендована тематика самообразования...

рекомендации старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию в ДОУ»

Рекомендации для педагогов ДОУ, как составить план по самообразованию...

Консультация для воспитателей«Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Материал поможет педагогам  подобрать тему для самообразования и начать работу по этапно...

Консультация для воспитателей «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих пр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующ...

Консультация старшего воспитателя «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии....