Профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий
консультация на тему

Стрижак Евгения Сергеевна

У большей части детей, которые поступают в школу, отмечается возрастная несформированность речи (около 60%), слабо развита моторика (30–35%), наблюдается недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%), зрительно-моторная и слухо-моторная координаций (до 35%). Это – познавательные функции, которые обеспечивают формирование навыков чтения и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniya_chteniya.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий

У большей части детей, которые поступают в школу, отмечается возрастная несформированность речи (около 60%), слабо развита моторика (30–35%), наблюдается недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%), зрительно-моторная и слухо-моторная координаций (до 35%). Это – познавательные функции, которые обеспечивают формирование навыков чтения и письменной речи.

В России в последние десятилетия не публиковались данные о частоте нарушений чтения у детей, однако разрозненные сведения в работах отдельных авторов свидетельствуют о том, что у 20-25% учащихся общеобразовательной школы отмечаются выраженные проблемы в формировании чтения.

Трудности, которые возникают при обучении письму и чтению в начальной школе, может связано с разными причинами. Важно выявить причины и различать их для того, чтобы выбрать эффективные меры помощи. Так же необходимо знать, что многие из проблем могут быть скомпенсированы еще до начала коррекционного обучения. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу по предупреждению нарушению письменной речи в детском саду.

В то же время необходимо подчеркнуть, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех. 

Профилактика нарушений письменной речи заключается в раннем выявлении предрасположенности к этим нарушениям и проведении комплекса предупредительных мер.

Своевременное выявление группы риска (дети с поздним и нарушенным развитием устной речи, с задержкой психического развития, с выраженной незрелостью изобразительных способностей и др.)

Развитие слухового внимания у…

Исправление фонетико-фонематических нарушений

Формирование функционального базиса чтения и письма:

развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой

развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления;

формирование изобразительно - графических способностей;

развитие сукцессивных способностей (функции последовательности);

развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Важно использовать в работе с логопатами наглядные пособия и ди-дактические игры. С помощью игровых средств создаем игровую ситуацию, актуализируем знания детей, объясняем правила, формируем стимуляцию игровой и речевой активности. Сам процесс обучения необходимо проводить эмоциональным, действенным. Необходимо помочь ребенку усваивать свой собственный опыт, активизировать познавательную деятельность.

Применение игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Мною представлены игры и игровые упражнения, которые используются в условиях ДОУ с целью профилактики нарушений чтения и письменной речи:

  • игры и упражнения на формирования зрительного слежения,
  • игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию зрительного анализа и синтеза,
  • игры, направленные на развитие восприятия величины, размера предметов,
  • игры, направленные на формирование пространственных представлений,
  • игры, направленные на формирование представлений о схеме собственного тела,
  • игры, направленные на развитие конструктивного праксиса,
  • игры, направленные на формирование представлений о последовательности,
  • игры, направленные на формирование фонетико – фонематических представлений.

При подборе игр и игровых упражнений использованы авторские разработки О.Б. Иншаковой, Т.В. Пятницы, и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр

Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии»

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптиро...

Игровые приемы для профилактики нарушений речи у детей дошкольного возраста

В последнее время отмечается тенденция к увеличению детей с нарушениями речи. Для того чтобы таких детей было меньше, необходимо проводить профилактическую работу, начиная с более раннего дошкольного ...

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Презентация "Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста посредством совместной работы с родителями"

Физические упражнения – ведущее средство устранения нарушений осанки.Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, си...

«Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики челове...