Дискуссия на тему: Чтобы предметная среда стала развивающей
статья на тему

Цвикло Ирина Васильевна

Дискуссия на тему:

 Чтобы предметная среда стала развивающей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дискуссия на тему:

 Чтобы предметная среда стала развивающей

 

  Цель: повышение компетентности педагогов в области по проектированию   предметно-развивающей среды в ДОУ.

Задачи:

- определить понятие "предметно - развивающая среда", элементы, принципы построения, особенности;

- определить актуальность проблемы по оснащению предметно-развивающей среды в возрастных группах;

- активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной  деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.

        В:  уважаемые коллеги! Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Сегодня  мы проведём дискуссию на тему: Чтобы предметная среда стала развивающей

        1в.  Что такое дискуссия?

 Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

В: Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.

         2в.   Назовите цель организации предметно-развивающей среды?

В: Уважаемые педагоги

        3в.  дайте определение понятию развивающая предметная среда ?

( это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка) С.Л.Новосёлова.

        

        4в. От чего зависит предметно-развивающая среда в группе?

( При построении предметно-развивающей среды групп ДОУ педагогами несомненно учитываются различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и опыт деятельности, тип образовательного учреждения т.д.

Дополнительные вопросы:

        5в.        Какая принципиальная разница предметно развивающей среды младшей и старшей группы? (возраст). В младшей мы расставляем предметы на полки, а в старшей убираем все в коробочки.       А  еще?,….

        6в.  Каким образом пол влияет на построения предметно развивающей среды? (мальчики и девочки (количество) материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек0

 

 Однако необходимо заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети значительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому

воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования , необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной предметно-развивающей среды,  как в группах, так и ДОУ в целом.

        7 в.  Какие основные направления развития детей  должны способствовать реализации предметно – развивающей среды образовательного учреждения

предметно – развивающая среда образовательного учреждения должна способствовать реализации основных направлений развития детей:

- физическому

- познавательно-речевому

- художественно-эстетическому

- социально-личностному

Основные направления развития детей вносятся партнером-взрослым, и затем реализуются ребёнком в свободной самостоятельной деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми.  

        8в.   Назовите развивающие центры (уголки, зоны), которые относятся каждому направлению.

Возможен следующий подход к организации предметно-развивающих пространств в группе с учётом основных направлений развития ребёнка-дошкольника:

направления  

развития ребенка

развивающие центры (уголки, зоны)

физическое развитие ребенка

  • физкультурный уголок
  • спортивный комплекс

социально-личностное развитие ребенка

  • центр сюжетно-ролевой игры
  •  уголок ряженья
  •  театральная студия
  • уголок «уединения» («шептунчики»)

познавательно-речевое развитие ребенка

  • центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма;
  • центр науки, куда входит уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
  • центр математики (игротека);
  •  центр строительно-конструктивных игр

художественно-эстетическое развитие

  • центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности, музыкальной, театрально-художественной деятельности.

 Существует концепция развивающей среды  В. А. Петровского, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка

 

 А в концепции  С.Л. Новоселовой,  которая основывается на деятельностно - возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности

 Обе концепции взаимодополняют друг друга. В одной ярче представлен целевой аспект, а в другой – содержательный.

 : При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

        9в.  ПРИНЦИПЫ:

 Поли функциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

 транспортируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

 вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

  • При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
  • Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики Материалы и оборудование и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

  • Принцип комплексирование и гибкого зонирования предполагает при создании предметно развивающей среды лёгкость трансформирования оборудования, поли функциональность его использования.
  • Принцип стабильность и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетания привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

                10 в. Требования ФГОС к предметно-развивающей среде в ДОУ

Психологические требования к  построению предметно-развивающую среду в группе

Педагогические характеристики построения предметно – развивающей среды

среда должна быть современной и удобной для детской деятельности;

комфортность и безопасность, выполнение санитарно – гигиенических норм;

- среда должна обеспечивать достижения нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности

соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;

базисные компоненты среды должны быть со масштабны  и соотносимы с макро- и микро- пространством деятельности детей и взрослых;

 учёт всех направлений развития ребёнка;

- среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребёнка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;

разнообразие среды, её рациональное расположение;

- среда должна учитывать возрастные особенности детей детского сада.

 обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;   

  обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

 создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.

 

 А так же при проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

• провоцируют ребенка на агрессивные действия;

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

• вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

• провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

• вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

А так же рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда детского сада как развивающая среда»

«Предметная среда детского сада как развивающая среда» Организация предметно-развивающей  сре...

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Из опыта работы Чтобы предметная среда по экологии в ДОУ стала развивающей

 Целью экологического воспитания дошкольников является формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе. Задачами экологического воспитания в детск...

Консультация для родителей. Тема "Чтобы ребенок стал Читайкой."

Консультация для родителей. Тема "Чтобы ребенок стал Читайкой"....

Консультация на тему: «Чтобы сказка не стала скучной…»

Дошкольный возраст – возраст сказок. Сказки – это наиболее любимый детьми литературный жанр. И они, конечно же, есть в каждом доме. Но удивительный сказочник Дж. Родари, а вместе с ним и м...

Развивающая предметно- пространственная среда. Насыщенность развивающей среды.

Созданная в детском саду ППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Но самое главное – она должна работа...