Из опыта работы по взаимодействию с родителями воспитанников посредством реализации проектов.
материал (подготовительная группа) по теме

таможникова светлана евгеньевна

Образовательные  проекты  с семьей – обновленная форма

взаимодействия с родителями воспитанников и содержания

 нравственно-патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx31.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательные  проекты  с семьей – обновленная форма

взаимодействия с родителями воспитанников и содержания

 нравственно-патриотического воспитания».

(сообщение из опыта   работы).

(Музыкальный руководитель: Таможникова С.Е.).

   Психологической разработкой и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является Концепция духовно – нравственного развития и нравственно-патриотического развития, т.е. воспитания личности гражданина России. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

   Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему народу, дому, улице, на которой он живет, детскому саду, станице.

   Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания.

   Практический опыт собственной педагогической деятельности показывает, что  не все современные дети мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом, далеко не во всех семьях знают и почитают культурное наследие наших предков: обычаи и традиции кубанских казаков, казачий фольклор, старинные казачьи игры, которые отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием  и смекалкой. Общаясь с детьми в процессе музыкальной деятельности, я обратили внимание на то, что многие будущие выпускники не различают русскую народную и казачью музыку, не чувствуют особенность казачьего фольклора, особенно, если сталкиваются с инструментальной музыкой.

   Поэтому, определив цели и задачи по нравственно-патриотическому развитию дошкольников средствами музыки, я организовала свою педагогическую деятельность так, чтобы создать организационно-педагогические условия для формирования у детей  и родителей   осознанного понимания базовых национальных ценностей и обеспечить открытость образовательного пространства. При этом я учитывала, что специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

   Надо помнить, что специфика деятельности музыкального руководителя   такова, что он, не имеет возможности,  непосредственно каждый день  общаться со всеми родителями, как это делают воспитатели. Каждодневное общение позволяет увидеть и заметить то, что не определишь при других  способах изучения семьи.  Поэтому я нахожусь  в тесном контакте с воспитателями всех возрастных групп,  которые наблюдают за родителями в процессе общения, замечают определенное отношение к ребенку, определяют воспитательный потенциал семьи, ее социальный статус, формы семейных отношений. Предлагаемая современной педагогикой модель –«воспитатель – педагоги детского сада – родители – дети»  - не просто формула, а обязательный основополагающий принцип данного направления работы. Личный опыт показал, что если воспитатель не заинтересован в совместных действиях, вяло, пассивно откликается на различные предложения музыкального руководителя, то и ожидаемого результата не получится. Это как раз тот случай, когда, как говорится, «один в поле не воин». Какие бы усилия не прилагал музыкальный руководитель, какими бы интересными и увлекательными не были разрабатываемые им формы, только при условии искренней увлеченности, заинтересованности, активного взаимодействия между педагогами можно достичь результата, который будет радовать и музыкального руководителя, и воспитателя, и родителей, и, конечно же, детей.

   Поставленные педагогические задачи я решаю через традиционные и нетрадиционные  формы работы с родителями. Широкие возможности использования этих форм взаимодействия представляет метод проектирования.

    Я раскрою приемы взаимодействия с родителями для нравственно - патриотического воспитания на примере двух проектов для детей подготовительной к школе группы.

    Разрабатывая   среднесрочный проект «От имени поколений: Помним! Гордимся! Чтим!», я учитывала, что необходимо разностороннее использование возможностей учебно-воспитательного процесса для реализации поставленных задач - различные формы и виды музыкальной деятельности /НОД «Музыка», праздник патриотического содержания, использование  музыки соответствующей тематики не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни детей в детском саду и в семье/,  привлечение  родителей, членов семьи.

    Каждый педагог знает, что от того, в какой атмосфере развивается ребенок, какую музыку слушает, какие педагогические условия  создаются  для его музыкально-эстетического развития, зависит, как в дальнейшем сформируются его музыкальные способности, предпочтения в музыке, нравственно-эстетические потребности и вкусы. Поэтому, я подобрала музыкальный материал на военную тематику для прослушивания дома и записала диски, которые дети брали домой – слушали, делали копии. Учитывая, что далеко не все родители имеют даже элементарное музыкальное образование, я разработала памятку «Как правильно слушать музыку с ребенком дома», а к празднованию Дня Победы  - буклет «Из истории создания военных песен».

   Итогом 1 части проекта проекта стал замечательный праздник «Будем в армии служить!», в котором папы приняли самое активное участие. А накануне празднования Великой Победы мы проведем концерт с участием родителей, которые готовят викторины  по теме праздника, подвижные игры на военную тематику, а также будут читать стихи совместно со своими детьми.

   Внедряя  долгосрочный проект «Трудиться, жить, держаться вместе учила всех казачья песня!», я построила свою работу так, чтобы родители познакомились с современными формами организации педагогического  процесса и стали его полноценными участниками.

   Прежде всего, для пополнения домашней фонотеки любимой музыки ребенка я подобрала казачью музыку, которая является  источником  чистого и вечного. Ведь, в чем бы ни высказал себя кубанский народ - в танце, песне,  ясно одно - это идет от души. А душа у него добрая и красивая!

   Для информационных уголков для родителей я подготовила консультации,  темы  которых  как-бы дополняют друг друга. Консультации могут выполнять не только «информационную» функцию, но и «подготавливающую».  В процессе разработки проекта я определяю тему открытого занятия, семейного праздника в нетрадиционной форме и в информационных уголках для родителей даю такие консультации, материал которых в дальнейшем ляжет в основу конспекта или сценария. И уже к самой встрече и родители, и дети приходят частично подготовленными. Они  чувствуют себя более свободно, уверенно, без опаски соглашаясь на предложенное задание. Например, мы с воспитателями готовим семейный праздник в форме познавательно-развлекательной  викторины «Кубань – тобой гордится целая страна!». Темы консультаций выполняют именно ту самую «подготавливающую» функцию: «Семейный быт казаков», «Сохраним традиции наших предков», «Труд и песня на Кубани». А памятка для родителей «Кубанский игровой фольклор для детей и родителей» знакомит с практическим игровым казачьим материалом.

   Существуют различные мнения о том, как оформлять музыкальные уголки для родителей. Я считаю, что информационный  материал  не должен быть перегружен информацией. Консультация  должна быть выдержана в едином стиле, обладать ясной логикой и конкретной темой. Особо важные,  нужные фразы  подчеркиваю, выделяю полужирным шрифтом или курсивом.  Как заметили психологи, текст, оформленный таким образом,  запоминается непроизвольно и остается в памяти надолго.

   Повышению авторитета музыкального руководителя способствуют и посещение  родителями «открытых музыкальных занятий».  Родители видят, чем занимается с детьми музыкальный руководитель, начинают понимать, что музыкальное воспитание неразрывно связано с  другими направлениями в педагогическом процессе. Они  узнают, что деятельность  этого педагога не замыкается в рамках общепринятого   понимания  - «музыкальный руководитель – это праздники и развлечения».

    Общеизвестно, что применение мультимедийной установки углубляет и расширяет представления детей об окружающем, способствуют накоплению интересных впечатлений и использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности. Поэтому, владея и используя ИКТ, я создала  мультимедийные  презентации, которые  позволили эффективней развить зрительное и слуховое восприятие, ассоциативное мышление и творческое воображение детей: «Государственный Кубанский Казачий хор», презентации в  формате  слайд-шоу «Казаки», «Казачки».

    Разрабатывая нетрадиционные формы, я учитываю, что неизменный интерес вызывают у родителей практические занятия, на которых взрослые учатся организовывать с детьми игры-аттракционы, петь детские песни, играть на ДМИ. Так сложилось, что родители видят в музыкальном руководителях, прежде всего организатора досуговых мероприятий для детей. Поэтому, совместная деятельность, которую я разрабатываю, носит развлекательный характер, но с  элементами обучающих приемов, в первую очередь, для родителей. Почему я так  решила?

*    Во-первых, имеет место психологический  фактор – не каждый может сразу «раскрыться» в присутствии посторонних людей и поделиться своими творческими находками;

*   Во–вторых, даже самое простое упражнение, игра решает  различные образовательные задачи и для развития детей, и для достижения других поставленных целей.

     Такие посещения очень важны  для ребенка. Ребенок чувствует, что его мама или папа, бабушка или сестричка интересуются его жизнью и тем,  чем он увлекается. Ведь не секрет, что дети с огромным удовольствием занимаются на музыкальных занятиях, участвуют в праздниках, развлечениях и других формах музыкальной деятельности. И когда родители принимают участие в различных мероприятиях, предлагаемых музыкальным руководителем, ребенок понимает, что его любят, им гордятся, искренне переживают за его успехи и неудачи. Я стараюсь донести до членов семьи, что именно совместные ощущения и переживания дают ребенку возможность осознать родительскую  любовь, привязанность и заботу. И в подтверждение этому мы провели замечательный семейный  праздник «Край хлебов и песен, край наш Краснодарский!», который создал атмосферу уюта, душевного тепла и добра.

   Такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет  музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога.

   Устанавливая обратную связь с родителями, я предлагаю им  после посещения  семейного праздника, открытого музыкального занятия  заполнить листы отзывов, с целью разработки более результативных и качественных форм  взаимодействия.

   Подводя итог, можно сказать, что к концу учебного года очень многие родители, участвовавшие в открытых просмотрах, семейных праздниках, индивидуальных беседах, как бы становятся на ступеньку выше. Они  уже имеют представление о том, что должен в данном возрасте знать и уметь его ребенок, познают радость от совместной творческой деятельности с ребенком.  У них появляется уверенность в своих  силах и они точно знают, чем занять ребенка и как это сделать, таким образом, становятся нашими партнерами в педагогическом процессе.

   Я хочу, чтобы родители не считали, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома -  прогулка / в лучшем случае/, а в худшем – чрезмерное увлечение ребенком компьютерных игр, телевизором и других «прелестями» современного мира.

    Конечно, работы по этому направлению еще много. Возникает  много идей, которые еще требуют немало времени и сил для того, чтобы их воплотить в жизнь.   Нам еще долго стремиться к тому, чтобы родители понимали, как они необходимы для полноценного развития и воспитания своего ребенка. Но стремиться к этому надо!

     Сейчас я представляю вам видеоматериал – семейный досуг «Моя мама – лучший друг», разработанный в рамках другого проекта «Самые любимые».

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о взаимодействии с родителями воспитанников по реализации образовательного проекта "Познаём тайны мира насекомых" с детьми средней группы

Реализация любого образовательного проекта подразумевает  активное взаимодействие и сотрудничество с родителями воспитанников. Мамы и папы, бабушки и дедушки становятся участниками образовательно...

План взаимодействия с родителями воспитанников по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

совершенствование содержания и механизмов взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства....

Организация взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

В данной статье описывается насколько важно экологическое воспитание в раннем дошкольном возрасте, обосновывается необходимость целенаправленной работы с семьями воспитанников по экологическому воспит...

Выступление. Формы взаимодействия с семьями воспитанников при реализации проекта «Чистюли» с детьми второй группы раннего возраста.

Формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьей – устан...