Статья по СКИ
статья на тему

Шакирова Гульшат Камилевна

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа     «Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.

Цели программы приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям, традиционным для российского народа. Среди социокультурных ценностей особое место занимает родной язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

08-29

ДЕТСКИЙ  САД №34 «ДЮЙМОВОЧКА»

Подготовила педагог Шакирова  Г.К.

Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

Актуальность

      Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа     «Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.

Цели программы приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям, традиционным для российского народа. Среди социокультурных ценностей особое место занимает родной язык. 

 Учебно - методический комплекс для Программы «Истоки» 

разработан для 4-х возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

        Для осуществления воспитательно-образовательной работы разработан следующий инструментарий:

  комментарии к программе («Истоковедение», т. 5, с. 138),

  содержание курса по возрастам («Истоковедение», т. 5, с. 109),

  планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет («Истоковедение», т. 5, с. 113),

  методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет» («Истоковедение», т. 5, с. 152),

  комплект из 17 книг для развития детей 3-7 лет

, методические рекомендаци к использованию ниг для развития детей дошкольного возраста («Истоковедение», т. 11, с. 15)

Программа по работе с родителями «Моя семья»

 программа по работе с родителями «Моя семья» («Истоковедение», т. 11, с. 57). Инструментарий для программы «Моя семья» включает:

  методические рекомендации и комментарии к системе занятий с родителями («Истоковедение, т. 11, с.135),

  планы занятий с родителями детей 3-7 лет («Истоковедение, т. 11, с.62),

  методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями» («Истоковедение, т. 11, с. 71).

Работа с родителями является важным ключевым элементом в реализаций программы «Истоки »и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования .Решающающую роль в духовно нравственном развитие ребенка играет его семья Необходимо формировать единую систему ценностей как в семье так и в доу.

Данная работа осуществляется по следующим направлениям .

1.Проведение занятий с родителями  по программе  «Моя семья».

2.Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах содержится система ценностей категорий  которую необходимо усвоить взрослым и детям а также продумана система заданий способствующая организаций общения между родителями и детьми. В книгах содержатся произведения разных жанров  стихотворения ,сказки ,потешки, рассказы, хороводные игры, песенки. Родители и дети вместе оформляют страницы альбома «Мой истоки».

3.Проведение занятий с детьми по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социо культурном опыте» с активным участием родителей.

Структура занятия с родителями

1. Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора.

2. Знакомство с книгой для развития.

3. Выполнение заданий для осмысления, как заниматься по ней дома с детьми.

4. Проведение активного занятия (ресурсного круга, работы в паре, микрогруппе): - подготовительный этап: чтение родителями «Слова к родителям» по соответствующей теме в книге для развития, где  раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе.

 основной этап: родители выполняют задания, направленные на осмысление главной идеи книги, что способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника.

 заключительный этап (рефлексия): родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.

Особенности инструментария Программы «Истоки» 

Для освоения каждой категории подобрано доминирующее произведение, которое позволяет осмыслить и понять ее (это произведение выделяется рамочкой-заставкой и буквицей);

В каждой книге и для всех произведений подготовлены продуманные иллюстрации, которые служат для детей своеобразными образами духовно-нравственного содержания произведения, образами, содействующими их эмоциональному восприятию осваиваемых категорий; русские народные сказки представлены в первоначальном контексте категорий и ценностей;

Для каждой темы подготовлены страницы для альбома «Мои Истоки», над которыми ребенок работает вместе с родителями, в процессе чего предполагается закрепить духовно-нравственные категории;

Для каждой темы предложены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности.

Особенности реализации Программы

Содержание программы интегрируется в различные виды детской деятельности:

игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную. В течение учебного года предлагается проведение 9-ти итоговых занятий с детьми и 5-ти занятий с родителями. Особое место в них отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг, работа в паре, работа в микрогруппе, способствующим приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Занятия с родителями предваряют детские занятия, чтобы родители могли осмыслить, как заниматься с детьми дома. Также предусмотрено создание каждым ребенком своего альбома. Страницы альбома помещены в соответствующих книгах для развития детей. В оформлении страниц альбома детям младшего дошкольного возраста помогают родители, старшие оформляют альбом самостоятельно (или с некоторым участием родителей).

Формы работы.

 Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)

 Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.

 Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.

Структура занятия с детьми

1. Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика – настрой на тему занятия.

2. Работа в круге (беседа по теме, чтение песенок, потешек, сказок и т.д.)

3. Игра (подвижная, хороводная, дидактическая), выполнение задания.

4. Ресурсный круг: - подготовительный этап: вводное слово воспитателя, чтение стихотворения, настраивающее на тему разговора,

 - основной этап: выполнение заданий (индивидуально, в паре, микрогруппе),

 - заключительный этап: подведение итога по теме.

5. Оформление страницы «Альбома».

Содержание программы по возрастам:

В младшей группе целями воспитательной программы являются:

     В возрасте 3-4 лет определяющей потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании, поэтому цели:

  первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга,

  развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение,

  развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости,

  развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

    Первое слово, которое дарят ребенку родители – его имя. Слыша ласковые, добрые слова от окружающих его взрослых, ребенок понимает связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню – колыбельную. Песня может быть и частью праздника, выражением общей радости. Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ – образ мамы, самый доступный для понимания – образ солнца. Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, дающие защиту, создают образ доброго мира. Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет Книга, рождающая добрые чувства. Красочные иллюстрации книги делают слово зримым.

 В средней группе целями воспитательно - образовательной работы являются:

  первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека,

  развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии,

  развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям,  развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

      В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Дружная семья дает ощущение домашнего тепла, позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Родной дом – начало всех путей и дорог. Куда за руку поведут ребенка взрослые? Какие дороги можно назвать добрыми? Известно, что отношение к действительности в детстве носит мифологический характер: дети верят в чудо, в волшебную силу слова, поэтому особую воспитательную ценность приобретают сказки. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Восприятие труда ребенком также имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности. Включение категории «Праведный труд» программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Взаимодействуя со взрослыми, дети учатся произносить слова благодарности руководствуясь не только правилами вежливости, а с целью выразить имеющиеся у них добрые чувства. Во время праздников дети имеют возможность испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, они испытывают радость и стремление поделиться ею с окружающими – в этом и состоит труд души.

В старшей группе целями программы являются:

  первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость),

  дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками,  развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей,

  развитие первичной рефлексии и идентификации,

 создание условий для формирования адекватной самооценки.

    Возраст 5 лет – время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях. Происходит расширение социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм, стыд, чувство совести. В традициях русской культуры духовно-нравственное воспитание детей всегда было связано с верой.

      В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда на завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой. 

      Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия с взрослыми и ровесниками в деле (выполняя задания в паре или микрогруппе), в слове, следуя добрым советам старших (занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди»), в чувствах и устремлениях (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»). Мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках.

 В подготовительной группе целями воспитательной работы являются:

  первоначальное знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации,

 дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле),

  создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.

      В. В. Зеньковский называет этот возраст «героическим периодом» в развитии дошкольника. Сознание ребенка ищет вокруг себя или в сказках, легендах, в истории «живые образцы», которым оно хочет следовать. Эта особенность детского развития учитывалась при разработке планов занятий по темам «Сказочное слово», «Светлый образ», «Великий чудотворный образ» (образ Сергия Радонежского).

    В возрасте 6-7 лет в детской душе зарождается интерес к будущей взрослой жизни, выбору профессии. В ходе занятий по темам «Напутственное слово», «Жизненный путь», «Мастера и рукодельницы», «Старание и терпение» дети в активной форме знакомятся с социокультурными традициями выбора жизненного пути. Занятие «Книга — праздник души» осуществляет переход от дошкольной ступени образования к начальной школе, где дети начнут создавать свою Первую книгу — результат социокультурного развития ученика начальных классов.

 А в детском саду итогом и показателем реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте» является создание ребенком совместно с родителями альбома «Мои истоки», который торжественно вручается на выпусконом утреннике.

Результаты освоения программы

  первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей,

  развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т. д.),

  развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов),

  развитие речевого взаимодействия (увеличения количества и объема высказываний),

  развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов),

  создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...