Организация предметно – игровой среды при организации сюжетно – ролевых игр
статья (старшая группа) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_predmetno_-_igrovoy_sredy.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно – игровой среды

при организации сюжетно – ролевых игр

Игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма.

Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский.

Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности на участке, в групповой комнате, в компьютерно - игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, творческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы — своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Рассматривая данный вопрос, С. Л. Новоселова отмечала, что предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребенка на игру. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а время на игру сокращается. Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных видов игр.

При создании игровой среды в ДОУ следует сохранять равноценность оснащения функциональных и групповых помещений, помнить о том, что игра не должна быть дозированной, и потребность в ней необходимо максимально удовлетворять. Проведенный анализ программных и методических материалов по дошкольному образованию позволил установить, что хотя в них в той или иной степени рассматривается развивающая предметная среда, однако вопросу ее организации уделяется недостаточно внимания.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы.

В настоящее время рынок игрушек преподносит нам массу сюрпризов: игрушки низкого качества часто оказывают отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье детей.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

  • провоцировать ребенка на агрессивное действие;
  • вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

 -возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств;

  • дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомление с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);
  • возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию ее несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера, например, для коллективных построек);
  • высокий художественно-эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

Многие теоретики считают, что игра для ребенка — это его работа. Поддерживая игру детей, воспитатель помогает естественному развитию их навыков и способностей. Дети многому учатся друг у друга. Игра также предоставляет им возможность решать проблемы, принимать решения, учиться выражать свои мысли и чувства, узнавать о существующих различиях, приобретать самостоятельность и учиться у сверстников.

И в этой связи следует помнить, что в каждой возрастной группе должны быть созданы условия для всех видов игр, которые целесообразно размещаются по групповой комнате и создают возможность детям играть, не мешая друг другу. Планируя и создавая игровые пространства, воспитатель продумывает их сочетание. Например, место для строительства должно быть достаточно просторным, чтобы там могли одновременно заниматься несколько человек, все вместе или каждый самостоятельно создавать свои сооружения. Пол необходимо застелить ковром, что создаст удобство и уменьшит шум. Все необходимое для сюжетно-ролевых игр размещается вблизи со строительным материалом, т. к. создание построек обеспечивает материальную сторону данных игр.

Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности, учитывающих антропометрические, физиологические и психологические особенности обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

  • развивающий характер предметной среды;
  • деятельно-возрастной подход;
  • информативность среды;
  • обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;
  • . вариативность;
  • сочетание традиционных и новых компонентов;
  • обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микро пространством деятельности детей;
  • обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;
  • обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно- и социокультурных, природно-климатических и других особенностей, указывает С. Л. Новоселова.

Психолог С. Зайцев в своей работе «Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость» отмечает, что при создании развивающей среды необходимо придерживаться трех основных принципов: безопасности и личного комфорта для каждого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств и материалов; изменчивости развивающей среды. Он отмечает, что при создании среды необходимо выполнять ряд условий:

  • соблюдать необходимые требования к освещению и вентиляции;
  • мебель должна соответствовать росту детей;
  • соблюдение условий гигиены (помимо основных — раковина, мыло и пр., наличие емкости с водой для питья), наличие у каждого ребенка места для хранения его гигиенических принадлежностей;
  • обеспечение потребности ребенка в «личном пространстве »;
  • обеспечение ребенку возможности заниматься разными видами игры;
  • многообразная развивающая среда должна иметь четкую и понятную детям организацию: дети должны быть в курсе изменений среды, знать, где находятся и как используются те или иные материалы; в группе должны быть открытые полки и шкафы с соответствующей маркировкой (на банке с цветными карандашами должна быть надпись «Карандаши» и т. д.).

Особенности предметно-игровой среды определяются общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию.

При проектировании предметно-игровой среды, нужно, прежде всего, ориентироваться на цели развития и воспитания детей, исходить из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе. Предметно-игровая должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещалось по принципу нежесткого центрирования, что позволяло детям объединяться подгруппами по общности интересов.

При организации предметно-игровой среды  должно учитываться проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр - оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровая среда организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др.  Созданная игровая  среда должна будить познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер. В них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми, события. Может быть разработана примерная тематика сюжетно-ролевых игр на год: бытовые («Семья», «Семейный праздник», «В гости к бабушке»,  «Поездка на дачу» и др.), производственные, отражающие профессиональную деятельность взрослых («Агентство по продаже недвижимости», «Супермаркет», «ГИБДД», «Редакция газеты», «Дизайнерская студия», «Автосалон» и т. д.), общественные («Соревнование», «Школа», «Театр», «Цирк»), игры-путешествия (« По родному краю», «В теплые страны», «По сказкам», «Путешествие в зимний лес», « Путешествие на Север» и др.), игры по сказкам.

Для каждой темы игры определяются цели и содержание. Например, цель игры «Строитель»: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты и соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. А содержанием этой игры будут: выбор объекта строительства, строительного материала, способов его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки и сдача объекта. Большое внимание  должно уделяться организации предметно-игровой среды для  современных тематик игр, а именно «Телевидение», «Исследователь», «Редакция журнала (газеты)», «Корпорация "Билайн"», «Химчистка», «Дизайнерская студия», «Банк». Также можно запланировать пополнение и обновление предметно-игровой среды для большинства запланированных игр.

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников в связи с их особенностями восприятия окружающей действительности б более детализирована. Например, для игры «Экологи» детям предлагаются планы, карты, схемы местности, экологические знаки, «Красная книга», набор «Лаборатория», паспорта на различных животных и растения и т. д.  Для «Дизайнерской студии» — альбомы по оформлению интерьеров, образцы тканей, обоев, краски, декоративные украшения, альбомы по флористике, фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений и др.

Большая часть оборудования для сюжетно-ролевых игр комплектуется по коробкам с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику. Таким образом, дети имеют возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохраняется интерес. Затруднения, а иногда и конфликтные ситуации, используются для того, чтобы учить детей разрешать их сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

Мобильность создаваемой предметно-игровой среды позволяет детям ее трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. В то же время большое внимание уделяется функциональной надежности и безопасности среды. Современное оборудование и игровой материал должны соответствовать эстетическим требованиям.

Постепенно в процессе реализации замыслов заметно  повышается уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил; умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом.

Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:

  • целенаправленной организации предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильности динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциональности; закрытости открытости; учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функционального комфорта; надежности и безопасности;
  • обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребенка;
  • реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка;
  • обеспечении своевременной трансформации предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняющегося уровня игровых умений;

  • организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды, игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
  • создании условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место;
  • обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования;
  • предоставлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.;
  • обеспечении доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка;
  • ведущейроли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды.

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

  • учитывать закономерности развития игровой деятель ности,
  • соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов,
  • носить развивающий характер,
  • соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребенка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая ценность макета- игрового поля в организации предметно– игровой среды ДОУ.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ...

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Организация предметно-пространственной средыи ее влияние на развитие игровых умений старших дошкольников...

Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста

Выступление на педагогическом совете Условия, способы организации предметно-игровой среды для формирования игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста...