Доклад на тему: «Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Патутина Анна Алексеевна
консультация на тему

Патутина Анна Алексеевна
Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы: • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: • развитие интересов и потребностей ребенка; • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности. Данная цель реализуется через следующие задачи: • воспитание уважения к детству и родительству; • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_ispolzovaniya_form_raboty_s_semey.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

На тему: «Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника»

Подготовила воспитатель

МБДОУ д/с № 3

Патутина Анна Алексее

Особенности использования современных форм работы с семьей дошкольника

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

 открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

 сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

 создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

 диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

 развитие интересов и потребностей ребенка;

 распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

 поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

 выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

 понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

 воспитание уважения к детству и родительству;

 взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;  повышение и содействие общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей;

 оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

  использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально- дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

 изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

  открытость детского сада семье;

 ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

 2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. Все формы с родителями подразделяются на

 коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци- онные;

 традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников. Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

  внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

 работа с родителями за пределами ДОУ.

 Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.

 Проведение социологических срезов, опросов

 «Почтовый ящик»

 Индивидуальные блокноты

 Семинары-практикумы

 Тренинги

 Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

 Мини-собрания

 Педагогический брифинг

 Педагогическая гостиная

  Устные педагогические журналы

 Игры с педагогическим содержанием

  Педагогическая библиотека для родителей

 Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

 Совместные досуги, праздники

  Выставки работ родителей и детей

  Кружки и секции педагогами, родителями, детьми

 Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

 Информационные проспекты для родителей

  Альманахи

 Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей

  Дни (недели) открытых дверей

  Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

  Выпуск стенгазет

  Организация мини-библиотек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет учителя-логопеда МБДОУ д/с №7 Роттер М.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО

Сотрудничество с семьями воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи,  их дальнейшее развитие и социализация зависят от эффективности коррекционной работы, в связи с этим актуальным становится ...

Информационный отчет воспитателя старшей группы Тотиевой А.А. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест.Я ищу новые формы работы с современной семьей, но не забываю об уже опробованных и показавших себя в рабо...

Информационный отчет воспитателя младшей группы Кодзаевой Л.В об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

С тех пор как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействия между семьей и ДОУ тесно связаны с решени...

Справка об использовании современных форм работы с семьями воспитанников

В справке отражены принципы, методы, формы работы с семьями воспитанников...

1.1.5.Информационный отчет воспитателя старшей группы Джабиевой Л.Д. об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...