Консультация для педагогов " Развитие художественно-эстетического творчества у дошкольников"
консультация на тему

Сиделёва Светлана Сергеевна

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (веселые зверята, зеленые гусеницы, диковинные грибы и бабочки и др.), красочные клумбы, газоны и цветники, экологические площадки – все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но беречь и украшать окружающую среду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – это наиболее благоприятный период развития у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, а также стремление ребенка самому участвовать в преображении окружающего мира по законам красоты. Следует отметить, что с принятием Федеральных государственных стандартов роль художественного образования существенно возрастает. Интеграция общего и дополнительного образования дошкольников становится одним из важнейших условий его реализации, так как приводит к качественному формированию художественной культуры человека.

Федеральные государственные образовательные стандарты основываются на исключительной самоценности дошкольного периода в развитии маленького человека. Данные стандарты создают нормативные правовые условия для личностного роста ребенка, формирования траектории его индивидуального развития.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Реализация раздела “Художественно-эстетическое развитие” предполагает сформировать к концу дошкольного периода такие интегративные качества, как:

  • любознательный,
  • активный,
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками,
  • эмоционально отзывчивый и др.

Работа  по  художественно – эстетическому  направлению   в  нашем   дошкольном  учреждении  проходит  интегрированным  курсом   через  такие  разделы  программы, как  музыкальное  воспитание, изобразительная  деятельность, театрализованная  деятельность, знакомство  с  художественной  литературой, ознакомление  с  природой.

Основные задачи организации системы работы ДОУ в рамках художественно-эстетического развития это:

  • сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
  • вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
  • побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
  • учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
  • создавать условия для развития грамматически правильной речи.

УСЛОВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА

В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
  • общение с искусством, материальное обеспечение;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • организация атмосферы творчества и мотивация задания;

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

  • Знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой);
  • Знакомство с традиционными видами народного творчества;
  • Знакомство с народным русским костюмом;
  • Знакомство с произведениями ручного и художественного труда, с поделками из природных материалов;
  • Знакомство с живописью местных художников.
  • Знакомство с народными костюмами.
  • Уроки ручного творчества (работа с глиной, изготовление поделок из природного материала, бумаги (оригами, аппликации), ткани (куклы, игрушки), изготовление коллажей);
  • Выставки детских работ;
  • Праздники.

Если театр начинается с вешалки, то детский сад – с территории. С первых шагов ребенок попадает в удивительный мир! Эстетическое оформление прогулочных участков, наполнение их нестандартными формами (веселые зверята, зеленые гусеницы, диковинные грибы и бабочки и др.), красочные клумбы, газоны и цветники, экологические площадки – все это формирует у детей умение не только видеть и любоваться прекрасным, но беречь и украшать окружающую среду.

 В каждой возрастной группе выделены центры, наполненные необходимым оборудованием и материалами. “Театр”, “Играй-ка”, “Творческая мастерская” – это любимые уголки детей для организации как совместной со взрослым, так и самостоятельной деятельности. Ценность художественно-эстетического развития заключается в том, что позволяет раскрыть перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее вглядываться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла. Кроме того, благодаря интеграции образовательных областей данное направление тесно взаимодействует с другими сторонами педагогики и психологии, способствует полноценному умственному и физическому развитию детей, что характерно для целостной, гармонически развитой личности, нравственные ценности которой во многом зависят от эстетического развития.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.  Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Родители участвуют в творческих выставках, театрализованных представлениях, оформлении групп, совместных походах в музей и театр.

Участие в совместной  деятельности родителей, детей и педагогов помогает повысить воспитательный потенциал семьи, способствовать переходу на более высокий уровень развития семейных взаимоотношений. В жизни детей и их родителей навсегда останутся их совместные постановки, праздники, творческие мастерские. При работе с родителями используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; семейные выставки работ , привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником, музыкантом или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.

  Именно художественно-эстетическое направление формирует внутренний и эмоциональный мир ребенка и помогает ему вырасти гармонично развитой и творческой личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Источники художественно-эстетического воспитания дошкольников

Источники художественно-эстетического воспитания дошкольников: красота природы, красота общения, красота труда, красота быта, социальная среда....

Консультация для родителей "Развитие художественно -эстетического развития дошкольников".

Сегодня во всём мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. От того, в каких условиях оно будет протекать, зависит будущее ребёнка.    Ребёно...

Консультация для родителей «Развитие художественно –эстетического развития дошкольников».

Каждый ребенок- художник.Трудность в том, чтобы остаться художником,выйдя из детского возраста.Пабло ПикассоПрирода – источник радостных переживаний, эстетических чувств.В совреме...

Консультация для родителей "Развитие художественно-эстетического развития дошкольников".

Консультация для родителей«художественно – эстетическое развитие дошкольников» «Как понимать и ценить детские рисунки»Почему дети предпочитают рисование другим занят...

Консультация для педагогов "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии дошкольников в контексте содержания ФОП ДО"

Умение замечать красоту, любование предметами окружающей действительности появляются еще в раннем детстве. Но в этом возрасте это происходит непроизвольно, как что-то само собой разумеющееся. Важно не...