Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»
методическая разработка на тему

Вайгачева Наталья Юрьевна

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ». (В.А. Сухомлинский)

В последнее время наблюдается у детей  общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstav_opyta_2017.docx48.41 КБ
PDF icon moy_palchikovyy_teatr.pdf1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»

«Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках их

 пальцев. От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки, которые

 питают источник творческой мысли ».

В.А. Сухомлинский

В последнее время наблюдается у детей  общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Можно привести тому ряд примеров: ещё  несколько лет назад,  бельё стиралось вручную и дети могли активно в этом помочь мама: постирать и отжать. Но в настоящее время ручной труд заменён автоматикой - за нас стирают машины.; также «медвежью услугу» детям оказали и производители обуви : застёжки  и шнурки, которые дети сами учились завязывать и застёгивать , заменены удобными и быстрыми летучками. Вот и причина отставания мелкой моторики рук, что могло, происходить автоматически, стало со временем исчезать.

 Придя работать в детский сад воспитателем я столкнулась с этими проблемами:  слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение, отсутствует усидчивость.

 И именно поэтому я выбрала для самообразования следующую тему: «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества».

Актуальность моей работы заключается в том, что формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук способствует:

  • развитию центральной нервной системы
  • развитию всех психических процессов (воображения, памяти, внимания, мышления)
  • успешной социализации ребенка
  • развитию его культуры общения
  • формирования основ мотивационной готовности к школе

Между тем, в соответствии с ФГОС ДО « развитие у ребёнка крупной и мелкой моторики» - один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования» . Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что также способствует «становлению его

инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности»  (по ФГОС ДО)

Всем известно, что развитие мелкой моторики рук – это неотъемлемая часть развития детей дошкольного возраста.

А что такое «Мелкая моторика»- Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

« Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» В. А. Сухомлинский  

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже  учёными  биологами была  доказана тесная связь между рукой и речевым центром головного мозга, а также рукой и корой больших полушарий мозга, что играет большую роль в формировании психических процессов: речи, внимания, мышления, наблюдательности , координации, памяти ,  воображения. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.

Вот поэтому целью своей работы я определила:

  • способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга;
  • добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.  

  Психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей с задержкой речевого развития играть в пальчиковые игры. В настоящее время в каждой группе детского сада от 30-40 % детей имеют дефекты речи. «Как мы обычно развиваем мелкую моторику? С двух-трехлетними детьми играем в игры-шнуровки, сороку-ворону, перебираем различные крупы» – «Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру.

Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап и при подготовке к школе, к письму.

Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это — рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание.

Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Учёными также установлено, что к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Это подтверждает то, что именно в дошкольном возрасте должна вестись активная работа по развитию мелкой моторики, только на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребёнка.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей. В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

 Для развития мелкой моторики важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.  В своей работе я активно использую пальчиковые игры, нетрадиционное рисование и лепку, настольные игры, а также народное творчество.

Не один день у нас не проходит без настольных игр, направленных на развитие мелкой моторики.  

И  каждый день в группе  начинается с пальчиковых игр. 

Пальчиковые игры — эта форма оригинальна и интересна тем, что игры представляют собой «Мини – театр», где актерами являются пальчики  .

 Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Очень важны эти игры для развития творчества детей.

В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяют мои движения. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения  пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий.

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.

Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам - это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают разные сценки: .

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени, а результат окупится. Но при одном условии эти упражнения   должны превратится  в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг. Основы, закладываемые сейчас, в младшем возрасте, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.

Мелкая моторика формирует у детей сенсомоторную координацию, то есть согласованность действий глаз и рук. Глазами ребёнок изучает действительность вокруг себя, контролирует свои движения, вследствие чего они становятся более чёткими. Основным ключом познания окружающей действительности становятся зрение и движения рук, трогая и ощупывая предметы, дети приходят к пониманию причинных связей. С возрастом руки используются более активно, чтобы повторить увиденное и осуществить задуманное.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста может быть значительно улучшено при условии применения нетрадиционной  продуктивной деятельности.  

Для этого я использую лепку. И лучше всего лепка из солёного теста.

Почему именно лепка из соленого теста, спросите вы?

Солёное тесто – прекрасный материал для поделок, имеет ряд преимуществ: легко отстирывается, на одежде не оставляет следов, безопасно, не вызывает аллергию, экологично, так как сделано из натуральных продуктов. Если сравнить с пластилином, который изготавливается из нефти, то предпочтение сразу отдаю тесту.

Лепка – полезное и любимое занятие детей, воспитывает художественный вкус, ребёнок учится видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и действительности. Развивает воображение, формирует навыки ручного труда, приобретает сенсорный опыт – чувство пластики и формы.

Лепка из солёного теста – (тестопластика, относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая ещё не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях)

Дети с интересом занимаются тем, что дома им часто недоступно: мараться в муке, лепить всё, что ты хочешь, да к тому же за это тебя и хвалят

Работа с бумагой, красками, карандашами отражает и углубляет представления детей об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Для более эффективного результата в развитии мелкой моторики я использую нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные  техники рисования - это способы создания нового , оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное –самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки….).

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе создана  развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

  • центр  ИЗО деятельности, который  содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, штамповки и другое).
  • центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты;

Известно так же, что такой вид как моторная ловкость может эффективно развиваться в различных ремеслах.

Появившийся у детей интерес к ручному труду, подтолкнул меня выбрать новое направление работы – создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, средствам народного творчества. С этой целью в старшей дошкольной  группе  была создана студия «Традиционная народная кукла»

Цель данной студии состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с историей русской народной куклы и их назначением.

Создание кукол - это ручной труд. Создавая её, ребёнок приучается к трудолюбию, усидчивости, развивается умении качественно доводить дело до конца. Изготовление народной куклы способствует развитию сенсомоторики в работе глаза и руки, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении детей, на развитие мышления, внимания. Во время   работы по изготовлению тряпичной куклы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения. Куклы неотделимы от фольклора, от праздничных и колыбельных песен, от игр. Велики возможности народной куклы в развитии у детей творческих способностей. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но вносят свое - выбирают способы конструирования и оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы. Дети с увлечением мастерят тряпичных кукол, учатся завязывать узелки, сворачивать кусочки ткани.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.  Ведь как установлено исследованием ,  большинство родителей не понимают,  на сколько важно развитие мелкой моторики и начинают об этом задумываться лишь перед поступлением в первый класс.

Многие мамы, бабушки лишают детей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, молний, кнопок, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими.

 И именно  поэтому, по-моему мнению, работа с родителями - это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев. Основной задачей является формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

С родителями была проведена   индивидуальная  беседа о пользе самостоятельного застёгивания и расстегивания одежды и обуви, ведь приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии.  Ознакомительная работа родителей о развитии мелкой моторики  проводилась в виде родительского собрания:  давала советы  родителям о том , что   ребенка  необходимо учить манипулировать предметами – среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы; проводились   индивидуальных консультаций, а также оформлялись  папки – передвижки с  играми для развития мелкой моторики дома.

 После того как была организована студия «Традиционная народная кукла», родители, в основном мамы, стали активными участниками данной студии: принимают  участие в подготовке и проведении   занятий студии: подготавливают необходимый материал для занятия, отрабатывают с детьми умение завязывать узелки сворачивать ткань пополам по диагонали…., кроме этого каждый раз после занятия дети дома рассказывали историю той или иной куклы. Для мам был проведён мастер-класс по изготовлению куклы «Пеленашки».

Анализ моей работы по развитию мелкой моторики  показал, что  работая  над этой темой индивидуально, коллективно с детьми,     я добилась определённых результатов


 

Кисти рук у детей приобрели  хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений,  а это в дальнейшем облегчит  приобретение навыков письма, у детей появилась усидчивость, но и самое главное дети стали все свои действия комментировать- увеличился словарный запас.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Но самое главное  «Все упражнения, игры для развития мелкой моторики  должны всегда превращаться  в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг и результат вашей работы не заставит себя ждать »

Движенье рук –как два крыла,

 Полёт  без них не состоится.

Хочу всем пожелать добра!

И лучшее ещё случится!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.

Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой мот...

Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковых игр, мелкомоторных пособий, художественно-творческой деятель

В переводе с корейского «СУ» - кисть,«Джок» - стопа   «Су-джок» с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. ...

Статья "Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста"

На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи- до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в...

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и художественного творчества»...

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики

Консультация для родителей Развитие мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастикиРазвитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие дв...