Консультация для педагогов.
консультация на тему

Зеленина Людмила Леонидовна

о роли музыки в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы     

Тема консультации.

Интеграция музыки и математики в формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

                     

                                   

                                                   

                                                          Муз. руководитель: Зеленина. Л.Л

Югорск

2016.г.

                     

«Настоящая наука и настоящая музыка

требуют однородного мыслительного процесса»

Альберт  Эйнштейн

Представить себе математику и музыку, стоящими рядом, трудно, однако именно музыке суждено было стать первым свидетельством, подтверждающим справедливость знаменитого тезиса древнегреческого математика, философа Пифагора: «Всё есть число». Именно в музыке обнаружена была Пифагором таинственная связующая роль чисел в природе и заодно арифметика обогатила основу музыкального построения – музыкальные гаммы. Пифагор создал свою «школу мудрости», положив в ее основу два искусства - музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба эти занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. "Кто это у нас в углу сидит?” - спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой "Углы”. Или заплаканному ребенку говорят: "Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три” - и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Еще с младшей группы детского сада дети знакомятся со звуками и узнают, что они бывают длинными , короткими, высокими, низкими. Например;  в песнях "Птица и птенчики", " Три медвежонка", " Лягушата".

     В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания, таких как в играх: "Найди свой листик",  или "Чей кружок соберется быстрее" закрепляются знания цвета и формы. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалочка. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым  усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка. Различные считалки несут в себе неоднородную методическую значимость, поскольку могут научить детей считать до определенного (3,5,7 и т. д. ) Например: "Мыши"

Вышли мыши как - то раз, посмотреть который час.

1,2,3,4, мыши дернули за гири.

Тут раздался страшный звон -

разбежались мыши вон.

или  игра "Прятки"

1,2,3,4,5, в прятки мы хотим играть,

Надо только нам узнать, Кто из нас пойдет искать.

     Старшие дошкольники знакомятся с ориентировкой в пространстве, играя в такие игры, как "Веселый круг", «Три притопа», а игра "Веселый счет", мы ее обычно берем на выпускных утренниках, используется на закрепление порядкового счета и количества.

Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Так, Распевка " Лесенка" знакомит с пространственными величинами "Вверх", "Вниз" - Вот иду я вверх, вот иду я вниз.  

     Многие песни тоже помогают осваивать математику. Например: "Три танкиста", "33 коровы"," Дважды два четыре", в которой можно запомнить часть таблицы умножения.

      Пальчиковая гимнастика  также закладывает у дошкольников математические знания, такие , как "Семья", "Умывалочка", "Червячки" - 1,2,3,4,5,червячки пошли гулять 2р, Вдруг ворон подбегает, головой она кивает, каркает: "Вот и обед" - глядь - а червяков  уж нет! , Музыкально - ритмические упражнения «Четверо лягушат»- Железновы- учат вычитанию.

Как объяснить маленькому ребенку какой звук, высокий, какой низкий? В этом нам помогают детские музыкальные инструменты, некоторые муз. инструменты устроены так, что из них можно извлекать только высокие звуки. Например, треугольник знакомит детей со звонким высоким звуком, а сам инструмент называют математическим термином. Муз. инструменты развивают более тонкий слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление.

Разучивание танцев и плясок идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве; вперед, назад, вправо, влево, по диагонали, парами, врассыпную, тройками и т.д.

     Музыкальные и математические операции родственны содержательно и психологически. Занимаясь музыкой человек развивает и тренирует свои математические способности. Занятия музыкой помогают детям развивать воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так, как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учиться в правильной последовательности излагать факты и явления. Изучение музыки может помочь детям изучать математику, а познание математики может облегчить ребенку изучение музыкальных законов. Музыка помогает изучать  математику ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться  с математикой в школе.

Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются,  закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах. 

Во-первых, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.

Во-вторых, музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему "интеллектуальному багажу”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1.        Буренина А.И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и  младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003,  №2. С.3

2.        Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.

3.        Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности - М.: Таланты-XXI век, 2004

4.        Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.– М., "Просвещение” 1982г.

5.        Лаптева В.А.  Музыкальная математика для детей 4-7 лет.– М., "Сфера” 2003г.

6.        Метлина Л.С.  Занятия по математике в детском саду.– М., "Просвещение”. 1985г.

7.        Интернет-ресурс   http://festival.1september.ru/articles/410049/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....