Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности Тема "Волшебный камень - магнит"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Дети вместе с педагогом проводят научные опыты с магнитом, выявляя его свойства и возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Конспект
непосредственно образовательной

поисково-экспериментальной деятельности

Тема: «Волшебный камень - магнит»
(средняя группа)

Провела:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Мусонова О.В

2016 г.

Цель: 

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Активизировать словарь детей терминами: лаборатория, лаборант, эксперименты, магнит.

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», банка со змейкой, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребёнка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная баночка, металлические скрепка и гвоздик, заготовки для рыбок, ножницы.

Ход непосредственной деятельности:

Ребята,  куда мы пришли?

Дети рассматривают материалы, оборудование, предлагают вариант ответа.

Педагог, используя подсказку (слайды с изображением научной лаборатории), подводит детей к выводу, что оказались они в научно-исследовательской лаборатории.

Ребята! Я предлагаю вам стать лаборантами. Для этого необходимо надеть халаты, шапочки, очки.

Давайте вспомним правила безопасности работы в лаборатории. (называют)

Показываю коробку. В ней магнит.

- Сегодня к нам в лабораторию принесли какой-то предмет для исследования, попробуйте угадать что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в стоге сена.

(Ответы детей)

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Давайте познакомимся поближе с этим удивительным камнем. Показываю магнит детям, даю потрогать.

Какой магнит на ощупь? (гладкий, холодный)

А скажите, какой он по весу? (тяжелый, легкий)

Какого цвета?

Даём определение - «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес».

Какое ещё свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?

(Ответы детей)

Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит? (Ответы детей)

Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем лаборантам в лабораторию.

Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?

(Дети перечисляют)

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. стеклянная баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. Дети выполняют задание.

Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).

Какие предметы притянул магнит?(Скрепка, шайба)

А какие не притянул? (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу, стеклянный шарик).

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Назовите металлические предметы, которые вы видите вокруг себя.

Динамическая пауза

Давайте поиграем в игру «Самолёты». Предлагаю пройти к аэродрому.

Опыт № 2

Ребята, посмотрите, в лаборатории стоит колба, а что в ней находится, не видно. Можно узнать, кто находится в банке, не опуская туда руки?

(Ответы детей, обсуждение, догадки)

Попробуем магнитом достать обитателя колбы?

Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: магнит действует через стекло.

Как вы думаете, только ли через стекло действует магнит?

(Ответы детей)

Опыт № 3

На мольберте нарисована трасса для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает её по трассе.

А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита.

Какой можно сделать вывод?

Вывод: магнит действует через картон.

Вы любите играть? У меня есть игра «Рыболов». С помощью магнитных удочек  дети вылавливают рыбок из аквариума.

В конце игры обсуждается следующее свойство: «Магнит действует через воду».

Обращаю внимание детей на коробку с магнитом.

Уважаемые лаборанты, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита.

Какими свойствами обладает магнит?

(На доске выставлены схемы — подсказки).

Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему.

Ребёнок читает стихотворение про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Уважаемые лаборанты, благодарю вас за проделанную работу и награждаю вас ценными памятными подарками - магнитными эмблемами.

У меня к вам пожелание - поделитесь своими знаниями с друзьями и родителями. Ждём от вас новых идей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной и организационной деятельности познание: развитие речи в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: "...не забудь, ты родился в России...". ."

Тема:"...не забудь, ты родился в России".-активизация и актуализация словаря по теме «Наша Родина – Россия»;-совершенствование навыков словообразования;-совершенствование грамматического строя речи.ра...

Конспект непосредственно образовательной познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Расскажем медвежонку о зиме» ( в рамках тематической недели «По лесным тропинкам погуляем, про животных все узнаем»)

Воспитание добрых чувств к животным, желание помочь.Развитие креативного мышления (путем решения проблемных ситуаций), любознательности, воображения; мелкой моторики кисти руки  при выполнении пр...

Конспект непосредственно образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по теме: «Животные Севера» Старший дошкольный возраст

Цель: уточнить и расширить знания детей с ЗПР о животных Севера, учить применять полученные знания в предметно-практической и игровой деятельности....

Конспект. Непосредственно- образовательной художественно0 творческой деятельности по втрой младшей группе детского сада.

Апликация "светафор".Знакомство детей с работай светофора, назначение его сигналов.Закрепление знания цветов: красного, желтого, зеленогоЗакрепления знания фигур: прямоугольние, круг....

Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности Тема "Волшебная лаборатория"

Старший лаборант приглашает детей к себе в лабораторию. Вместе проводят опыты с водой, воздухом, магнитом. Выявляют их свойства, делают выводы....