Ознакомительная экскурсия . Способы работы с Монтессори материалами.
консультация на тему

Мишина Наталья Борисовна

Экскурсия для взрослых по теме: "Подготовленная среда и ее роль в саморазвитии ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка»

Ознакомительная экскурсия

для   участников   праздника,   посвященного

открытию       комнаты   Монтессори.

Способы работы  с  Монтессори материалами.

                                                                                                                                                                                                                   

   Тема:  «Подготовленная среда и ее роль в саморазвитии ребенка»

                                                                                     Выполнено:

                                                                                     воспитатель

                                                                                     Мишина Н.Б.

                                                                                     

г.Выкса

                                                    30.11.2015

Цель: ознакомление с материалами Монтессори комнаты

Задачи:

  1. Наиболее полно сообщить о  преимуществах Монтессори материалов и правил их использования;
  2. Представить развивающие возможности Монтессори комнаты.
  3. Дать возможность практически познакомиться и прочувствовать эффекты  методики М. Монтессори.

Участники: педагогический коллектив, гости, представители  предприятий и организаций, оказавших помощь в приобретении оборудовании.

Время проведения: 1-2 часа.

Сценарий экскурсии

Уважаемые участники, начнем  наше  реальное знакомство  с системой Марии Монтессори.

Сегодня мы с вами остановимся и детально рассмотрим ,в буквальном смысле этих слов, что же такое подготовленная среда и начнем разговор о её роли в саморазвитии ребенка.

Подготовленная среда  у Марии Монтессори выстроена определенным образом и включает в себя материалы с которыми самостоятельно работают дети. Учитель идет вслед за ребенком и направляет его в окружающей среде. Ребенок сам выбирает материал   и делает с ним то, что ему «велит его внутренний творческий дух»

Монтессори материалы,  являющиеся абстракциями разработаны с учетом принципов:

-изоляции свойства;

-изоляция ощущений;

-изоляция сложности;

Работа с детьми раннего возраста имеет ряд особенностей которые затрагивают  как степень включенности  в работу  ребенка учителя, так и в расположении самого материала.

Процесс обучения происходит  через развитие способности детей задерживаться на какой-либо деятельности , прикладывая усилия , те способности концентрироваться , контролировать внимание.

Наличие материала в единственном экземпляре приводит  к необходимости договариваться, если вдруг двум детям одновременно понадобиться один и тот же материал, либо организовать совместную работу. ( Смотрим видеообразец).В этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме.

Подготовленная среда для детей  раннего возраста включает в себя:

Пространство для развития движений.

Пространство с материалами для упражнений сенсомоторики:

 -упражнения для установления причинно-следственных связей;

-сенсорные упражнения;

-упражнения с сыпучими материалами и водой;

Пространство для рисования, аппликации и лепки.

Пространство для развития устной речи и понимания высказываний.

Пространство для развития социальных навыков самообслуживания.

Пространство для развития движений.

Стремление к движению помогает ребенку не только овладеть своим телом, но и способами взаимодействия с миром.

 Естественное стремление к движению помогает ребенку овладеть своим телом. Выводы исследований российских антропологов показывают ,что наиважнейшим видом движения для маленького ребенка является ползание и лазание.

В организации общих движений участвуют :

-ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга ;

-механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;

-зрение, позволяющее выбирать цель и направление движений, преодолевать видимые препятствия;

-двигательная память, необходимая  для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений ,которые становятся быстрыми и ловкими;

Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное  мозговое кровообращение.

Результатом освоения простых снарядов может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепления всех групп мышц.

Познакомимся с рабочими материалами, которыми представлены зоны развития и в нашей комнате Монтессори. Экскурсовод демонстрирует материалы,  в основном не приводя примеры их использования.

Оборудование и материалы.

-гимнастический мяч;

-полусфера;

-подиум;

-мягкие модули;

От крупной моторики переходим к сенсомоторике.

Пространство с материалами для упражнений сенсомоторики.

 -упражнения для установления причинно-следственных связей;

-сенсорные упражнения;

-упражнения с сыпучими материалами и водой;

Переход от манипулятивных действий  к целенаправленной деятельности характеризует новый этап в развитии мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, те присвоения внешнего порядка действий ,перенесения его в умственный план. Действия, которые раньше осуществлялись бессознательно, затем становятся частью более сложного и важного навыка. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти рук.

Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, тк оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Задержка моторного развития почти всегда приводит к задержке психоречевого развития. 

Сенсомоторное развитие.

Материалы и оборудование.

-индивидуальные рабочие коврики;

-сенсорный модуль с геометрическими телами и зеркалом, отдельные коробочки;

-матрешка нераскрашенная;

-набор вкладок с предметами разной формы;

-бусы деревянные для нанизывания на шнурок;

 Упражнения для установления причинно-следственных связей:

 Оборудование и материалы:

-коробочка с выдвижными ящичками;

-коробочка с вязаным мячиком;

-коробочка с цветными цилиндрами;

-большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости;

-скаты для шариков;

-модуль  с дверцами и шестью замками;

 Дидактические материалы:

-банка с шариками, корзина с шариками;

-подбор откручивающихся крышек и банок;

 Сенсорное  развитие.

Материалы для упражнения в развитии чувств («утончении» М. Монтессори)

Материалы для развития зрения:

-розовая башня;

-коробочки с цветными табличками;

Материалы для развития осязания:

-тактильные дощечки;

-пары табличек;

 -набор тактильных мешочков;

-коробка с парами лоскутов;

Материалы для развития стереогностического чувтства:

-настенный модуль ;

-геометрические тела;

 Работа с сыпучими материалами.

Материалы располагаются стационарно, ребенок работает с материалом никуда его не перенося.

-пересыпание из емкости в емкость(тазики);

-перекладывание ложкой;

-ящик для рисования на манке;

Переливания воды.

-тазики, кувшин, тряпочки, мелкие игрушки.

Все сенсорные материалы устроены таким образом, что в них меняется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Значение сенсорного воспитания состоит в том ,что оно является основой для интеллектуального развития.

Пространство для рисования, аппликации, лепки.

Ребенок начинает переживать зтап продуктивной доизобразительной деятельности. Первая его фаза-оставление следа. Сама возможность оставить отпечаток, изменить пространство вокруг себя очень радует ребенка. Затем ребенок начнет заполнять все пространство ритмическими каракулями, а позже будет  узнавать в них некие образы. Чтобы в результате проявились художественные способности ,мы должны помочь ребенку «готовить глаз  к видению, руку – к действию и душу к чувствованию»

Материалы для упражнений в продуктивной деятельности.

-пластилин;

Ящик для рисования на манке;

Краски, штампики для рисования;…

Пространство для развития устной речи и понимания высказывания.

- С года до трех лет происходит лавинообразное нарастание словарного запаса детей. В этот период они нуждаются в такой среде, которая  позволила бы расширить словарный запас ребенка, давать ему много  новых ощущений, впечатлений и возможность понимания речи взрослых.

Материалы для развития речи:

-пальчиковый театр;

-набор мелких игрушек;

Пространство для развития навыков самообслуживания.

Работа с материалами  которые находятся здесь, помогают ребенку научиться заботе о себе. Здесь как и повсеместно работает принцип педагогики Марии Монтессори –автоматический контроль ошибок – ребенок сам видит свою неловкость как то :просыпанную манку, фасоль, разлитую воду.

Достаточно показать правильный способ устранения ошибки и ребенок обязательно включится в совместную деятельность, а затем и самостоятельно справится  с работой .

Материалы для упражнений в обыденных умениях жизненной практике:

-щетка, совок, ведро;

-тряпочки и губки;

-раковина, полотенце;

-рамка с пуговицами;

-рамка с застежками ;

-рамка с лентами;

- рамка с молнией;

В течении одного -  двух месяцев дети проходят адаптационный период. В это время предпочтение отдается индивидуальным занятиям, параллельно проводятся занятия в подгруппах (разновозрастных).Один раз в неделю  на сегодняшний день. По результатам наблюдения дети могут быть переведены из подгруппы в подгруппу.

Материалы, находящиеся здесь, в нашей комнате – это специально отобранные материалы, которые выдержали испытание временем: все они возникли в результате многолетних наблюдений над детьми, те же из них, к которым дети не проявляли интереса, были удалены за ненадобностью.

Сейчас мне бы хотелось предложить вам найти в себе малыша, который развивает свои возможности ,стремиться к познанию .

Итак с каким материалом вам хотелось бы поработать?

Участникам экскурсии  предлагается   самостоятельная работа с материалами, затем проводится обсуждение  чувств, наблюдений, важных моментов в обращении с Монтессори материалами.

Спасибо за внимание!

 

                               

Заповеди Марии Монтессори

  1. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
  2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
  3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
  4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
  6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
  7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
  8. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
  9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
  10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект ознакомительной экскурсии в мини - музей "Дивная роспись"

Данный конспект создан для проведения экскурсий в группе старшего возраста.В конспекте использован материал : народный фольклор, аудиозаписи песен и музыки современных авторов по теме, художественное ...

Ознакомительная экскурсия для детей в мини - музей "Куклы из прошлого"

Содержание ознакомительной экскурсии для детей в мини - музей "Куклы из прошлого"...

Ознакомительная экскурсия в мини-музей «Весёлые матрёшки»

laquo;Игрушек больше миллиона в мире есть,И всех игрушек нам сейчас не перечесть.Но изо всех, быть может, только лишь однаДля дружбы всех людей на свете рождена.Сто лет Матрѐшке, но не старится онаКа...

Фотоотчет экскурсии «Ознакомительная экскурсия по поселку»

Фотоотчет экскурсии «Ознакомительная экскурсия по поселку» в рамках взаимодействия с МРЦ «Арлекино» 28.07.2015год...

Ознакомительная экскурсия с детьми в школу

Сегодня,26сентября,дети подготовительных групп"сказка" и "родничок" посетили среднюю школу4,которая носит имя Евгения Родионова. Нас очень радушно встретила заместитель директора ш...

5 декабря - День волонтера. Команда волонтёров «Добрёнок» побывала с ознакомительной экскурсией в школе

5 декабря - День волонтера. В этот день мы благодарим всех тех, кто безвозмездно трудится и помогает людям. Волонтёрское движение в детском саду  позволяет организовать разновозрастное ...