Практикум для родителей в средней группе «Семья и семейные отношения»
материал на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам семейного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikumno1.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для родителей в средней группе «Семья и семейные отношения»

Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам семейного воспитания.

Задачи:  ознакомление  с понятиями «семья»  и  «семейные отношения». Развитие коммуникативных навыков участников. Развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.

 Материалы: картинка-загадка с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7, буквы Я; рисунок дерева, листья деревьев желтого, красного, зеленого, синего, коричневого – по 5 шт. на каждого участника; корзина, картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса; ручки и листы бумаги по кол-ву участников, карточки разного цвета с изображением маленького и большого круга, листы бумаги, фломастеры, магниты, презентация для родителей.

Предварительная работа: проведение занятия с детьми 5-6 лет на тему «Семья». Домашнее задание для родителей и детей – совместный рисунок  «Герб семьи». Запись видеоинтервью  с детьми на тему «Что такое семья?». Рисунки детей на тему: «Особый день моей семьи». Подготовка раздаточных материалов для практикума, в том числе презентация «Семья и семейные отношения».

Место проведения: музыкальный зал.

Количество участников: 10-14 человек.

Время проведения:60 минут.

Ведущий: педагог-психолог.

Ход практикума

Участники рассаживаются по кругу.

Инструкция: поприветствовав родителей, ведущий демонстрирует картинки с изображением стола, тарелки с блинами, дома, цифры 7 , буквы Я: посмотрите внимательно на эти картинки. Что объединяет все эти предметы?»

Выслушав все предложения, ведущий объявляет тему практикума и предлагает перейти к выполнению упражнения «Чудо-дерево».

  1. Упражнение «Чудо-дерево»

Цели: знакомство участников, разрядка обстановки.

Инструкция:  ведущий и родители встают в круг.  Каждому участнику предлагается выбрать листик того цвета, который у него ассоциируется с его семьей, написать на нем свое имя (или как участник хочет, чтобы к нему так обращались) и прикрепить на дерево. Прикрепляя листик  каждый участник называет то что написал и цвет, например : «Меня зовут Таня, мой цвет – желтый. Он похож на … (называет, на что похож) в моей семье». Каждый участник практикума высказывается о своем выборе.

 После выполнения упражнения ведущий делает вывод: «Посмотрите, какое разноцветное дерево у нас получилось. На нем можно увидеть листья разного цвета: желтого, красного, коричневого, зеленого. Все листья разные. Точно так же и семьи – все разные. Одинаковых семей быть не может. У каждой семьи бывает разным и настроение (веселое, грустное, спокойное), как и у нашего «Чудо-дерева».

  1. Упражнение «Корзина»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников.

Инструкция: В руках у ведущего корзина, в которой лежат картинки с изображением дивана, телевизора, машины, лопаты, веника, люстры, кошки, чашки, пылесоса. Каждый участник по очереди вынимает одну картинку и называет возможные ( не менее двух) варианты применения в семье изображенного предмета.

 После того как упражнение выполнено, ведущий предлагает поразмышлять над понятиями «семья» и «семейные отношения»: «Как вы думаете, что такое «семья»?  А что такое «семейные отношения»? (Участники практикума предлагают свои варианты ответов).

Семья – один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства и образования.

Семья характеризуется взаимоотношениями родителей и детей, их эмоциональными проявлениями, принятыми в семье нормами поведения. Благополучие семьи определяется доброжелательностью ее членов друг к другу, стремлением взять ответственность на себя, умением каждого отнестись к себе критически.

 Дошкольники склонны к подражательности. Находясь рядом с родителями, они копируют жесты, мимику, речь, манеры поведения, вкусы, привычки близких.

У всех родителей современных дошкольников преобладает оценочная позиция. Они, прежде всего, ориентированы на какие-либо конкретные качества и достижения ребенка, которые хотят видеть в нем».

  1. Упражнение «Что такое семья»

Цель: развитие коммуникативных навыков участников.

Инструкция: жеребьевкой (выбрав карточку синего или красного цвета) участники делятся на две команды – «дети» и «взрослые».  Каждой команде предлагается заполнить бланк.

Варианты ответов

дети

родители

Задание ведущего: «Мы часто используем слово «семья». Подумайте и запишите на своих бланках слова- ассоциации или словосочетания, которые могли бы сказать дети и взрослые о семье. Команда «взрослых» выполняет задание с позиции взрослых, а команда «детей» - с позиции детей».

Примечание: на выполнение задания отводится свои варианты 2 минуты.

После выполнения задания каждая команда представляет собой. Психолог обобщает все высказывания и делает вывод, например семья – это

- поддержка

- взаимопонимание

- взаимная любовь

- забота

- ответственность

- совместные игры

- родные, близкие.

4. Просмотр рисунков и видеозаписи.

Используются рисунки и видеоинтервью детей, с родителями которых проводится практикум.

Цель: развитие умения прислушиваться к детским высказываниям.

Примечание:  рисунки детей должны быть подписаны. Например: «Мы гуляем в парке», «Мы собираем цветы», «Поехали отдыхать на море» и т.д.

Высказывания из интервью: «Семья – это когда  есть папа, мама», « Семья- это жизнь, когда папа смотрит телевизор, а мама вяжет», «Семья – это когда ходят гулять и ездят в цирк»  и т.д.

По окончании просмотра видео обсуждение с участниками практикума не проводится.

  1. Завершение практикума.

Ведущий и родители располагаются по кругу. Ведущий подводит итоги, просит участников поделиться своими ощущениями, эмоциями, пожеланиями; предлагает взрослым хоть иногда опускаться  на уровень детей, смотреть на мир с высоты их роста, лет, их хоть и маленького, но своего собственного опыта. В завершении ведущий рассказывает притчу:

«Идет  прохожий и видит – люди что-то строят.

- Что ты делаешь? - спрашивает он одного каменщика.

- Я укладываю кирпичи, - отвечает тот.

- А ты что делаешь? – спрашивает он второго.

- Я возвожу стены, - отвечает второй.

- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего.

- Я строю Храм, - был ответ.

Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости».

Далее ведущий предлагает участникам встать в круг, образовав большое солнышко, и сказать: «Желаю всем радости!»

Литература: Справочник педагога-психолога №9, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей в средней группе на тему: «Поговорим о вежливости»

Цель: привлечь родителей к сотрудничеству в воспитании вежливых и культурных детей. Помочь родителям преодолеть трудности в воспитании детей. Обсудить с ними тему вежливости. Учить анализировать собст...

Семинар - практикум для родителей воспитанников средней группы "Играем пальчиками"

Семинар - практикум для родителей воспитанников средней группы «Играем пальчиками»...

Конспект открытого занятия в средней группе "Семья и семейные традиции"

Конспект открытого занятия в средней группе "Семья и семейные традиции"...

Семинар-практикум для родителей в средней группе «Пока не поздно… Поощрение и наказание».

Семинар-практикум предназначен для родителей детей любого возраста, кому интересная данная тема. Лучше проводить совместно с воспитателем группы, т.к он лучше знает детей, особенности их поведения в г...

Конспект семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы "Играем вместе"

просвещение родителей по вопросам развития дошкольников, обогащение опыта игрового взаимодействия с ребенком...

Консультация для родителей первой младшей группы «Семья и семейные традиции»

Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивае...

Консультация для родителей в средней группе "Семья и семейные ценности"

В источнике представлена консультация для родителей «Семья и семейные ценности».В ней говорится о том, что семья — это первый коллектив, в котором у маленького ребёнка начинают ...