проект "История происхождения названий планет и созвездий"
материал (старшая группа) на тему

Чермантиева  Татьяна Анатольевна

Проект посвящен развитию познавательных интересов у детей к неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_proishozhdeniya_nazvaniy_planet_i_sozvezdiy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Дубравушка»

Творческий проект

История происхождения названий планет и созвездий.

Участники:

Ефимов Тимофей

Старшая группа

Руководитель проекта:

Чермантиева Татьяна Анатольевна

воспитатель старшей группы

Нягань 2015

Паспорт проекта

История происхождения названий планет и созвездий, обозначения их в знаках и символах

Резюме проекта:

Проект посвящен развитию познавательных интересов у детей к неживой природе.

Актуальность и выбор темы:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при усвоении формирования мировоззрения, повышения грамотности.

Если мы хотим вырасти человека-созидателя, то в основе детского отношения к окружающему должны лежать естественно-научные представления о мире.

Ребенка пяти-шести лет интересует практически все. Чтобы предупредить перегрузку его сознания сложной, «преждевременной» информацией, педагоги должны придерживаться четких требований при отборе познавательного содержания и правильно создавать предметно-развивающую среду для опытнической деятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность способствует формированию у дошкольников познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Цель: Повысить уровень интеллектуального развития детей дошкольного возраста через первичное элементарное постижение таких важных для человека понятий, как «знак», «символ».

Задачи:

1 .Обогатить сознание детей новым содержанием.

2.Способствовать накоплению представлений ребенка о большом мире, готовить ребенка к элементарному осмыслению некоторых понятий (знак, символ).

3.Формировать предпосылки к исследовательской деятельности.

Вид проекта:

По количеству участников - индивидуальный По приоритету метода - творческий По контингенту участников - одновозрастной По продолжительности - краткосрочный

Описание работы

Работа проводилась в три этапа

Первый этап - подготовительная работа

Сбор информации

Традиционные занятия по теме: история названий планет и созвездий, символы и знаки планет и созвездий.

Второй этап - опыты

Составление каталога астрологических знаков и символов, рисование солнечной системы.

Третий этап

Результат работы: В ходе реализации проекта совместно был создан каталог астрономических знаков и символов. Проведен открытый просмотр занятия для родителей и детей группы.

Вывод: Таким образом, данный проект позволяет организовать исследовательскую деятельность детей и применять полученный опыт в общении со сверстниками и взрослыми.

Наш адрес в космосе такой: Земля - третья от солнца планета в системе, которую мы называем солнечной. Центром солнечной системы является наше солнце, вокруг которого вращаются по орбитам девять планет.

Начиная от солнца, планеты нашей солнечной системы расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, уран, Нептун, Плутон. Для того чтобы не перепутать порядок расположения планет, придумали фразу, в которой первая буква названия планеты: медвежонок ветчину закусил малиной, юркий суслик утащил ножик перочинный.

Все планеты нашей солнечной системы, кроме земли, получили названия в честь богов и богинь Древнего Рима и Древней Греции. Например: Когда Римляне изучили греческую астрономию, они дали планетам имена собственных богов: Меркурий ( Гермеса), Венера (Афродита), Марс (Арес), Юпитер (Зевс) и Сатурн (Кронос). Когда последующие планеты были обнаружены между 18 и 19 веками, практика обозначений была сохранена: Уран (Уранос) и Нептун (Посейдон).

Древние римляне и греки верили в то, что боги и богини живут на небесах. Древние астрономы, считавшие, что Земля является центром вселенной, а планеты и звезды вращаются вокруг нее, придумывая названия новых планет, решили использовать имена своих мифологических небожителей. А наша планета, поскольку она не считалась частью небес, была названа «Земля», что означает «из грунта».

На сегодняшний день множество людей в Западном мире знают планеты именно под названиями, полученными от греческого пантеона богов. При этом современные греки всё ещё используют свои древние названия для планет, тогда как другие европейские языки, из-за влияния Римской империи и позже Католической церкви, используют романские (латинские) названия, а не греческие.

ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ СОЗВЕЗДИЙ

История созвездий очень интересна. Ещё, очень давно, наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали им различные наименования. Это были имена различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний - Геркулес, Центавр, Телец, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас и др. В названиях созвездий Павлин, Тукан,

Индеец, Юж. Крест, Райская Птица была отражена эпоха Великих географических открытий. Созвездий очень много - 88. Но не все из них яркие и заметные.

ОТКУДА НА НЕБЕ БЛИЗНЕЦЫ?

В этом созвездии две яркие звезды находятся очень близко одна от другой. Свое название они получили в честь аргонавтов Диоскуров — Кастора и Поллукса — близнецов, сыновей Зевса, самого могущественного из олимпийских богов, и Леды, легкомысленной земной красавицы, братьев Елены прекрасной — виновницы Троянской войны. Кастор славился как искусный возничий, а Поллукс как непревзойденный кулачный боец. Они участвовали в походе аргонавтов и калидонской охоте. Но однажды Диоскуры не поделили добычу со своими двоюродными братьями, великанами Идасом и Линкеем. В битве с ними братья были сильно изранены. И когда Кастор умер, бессмертный Поллукс не захотел расстаться с братом и попросил Зевса не разлучать их. С тех пор по воле Зевса братья полгода проводят в царстве мрачного Аида, а полгода — на Олимпе. Бывают периоды, когда в один и тот же день звезда Кастор видна на фоне утренней зари, а Поллукс — вечерней. Возможно, именно это обстоятельство и дало повод к рождению легенды о братьях, обитающих то в царстве мертвых, то на небе. Братья Диоскуры считались в древности покровителями моряков, попавших в бурю. А появление на мачтах кораблей перед грозой «Огней Святого Эльма» считалось посещением Близнецов их сестрой Еленой. Огни Святого Эльма — светящиеся разряды атмосферного электричества, наблюдаемые на остроконечных предметах (верхушках мачт, громоотвода и т.п.). Диоскуры почитались также как хранители государства и покровители гостеприимства. В Древнем Риме имела хождение серебряная монета «Диоскуры» с изображением звезд.

КАК НА НЕБЕ ПОЯВИЛСЯ РАК.

Созвездие Рака - одно из самых малозаметных зодиакальных созвездий. История его очень интересна. Существует несколько, довольно экзотических, объяснений происхождения названия этого созвездия. Так, например, всерьез утверждалось, что египтяне поместили в эту область неба Рака как символ разрушения и смерти, потому что это животное питается падалью. Рак движется хвостом вперед. Около двух тысяч лет назад в созвездии Рака находилась точка летнего солнцестояния (т.е. самая большая продолжительность светового дня). Солнце, достигнув в это время, предельного удаления к северу начинало "пятиться" назад. Продолжительность дня постепенно уменьшалось. По классической древней мифологии огромный морской Рак напал на Геракла, когда он боролся с Лернейской Гидрой. Герой раздавил его, но богиня Гера, ненавидевшая Геракла, поместила Рака на небо. В Лувре хранится знаменитый египетский круг зодиака, в котором созвездие Рака располагается выше всех остальных.

СТРАШЕН ЛИ ЛЕВ НА НЕБЕ?

Около 4,5 тысяч лет назад в этом созвездии находилась точка летнего солнцестояния, и Солнце оказывалось в этом созвездии в самое жаркое время года. Поэтому у многих народов именно Лев стал символом огня. Ассирийцы так и называли это созвездие "великий огонь", и халдеи связывали свирепого льва с неменее свирепой жарой, Которая была каждое лето. Они полагали, что Солнце получает дополнительную силу и теплоту, находясь среди звёзд льва. В Египте тоже связывали это созвездие с летним периодом: стаи львов, спасаясь от жары, перекочевали из пустыни в долину Нила, который в это время разливался. Поэтому египтяне помещали на затворах шлюзов ирригационных каналов, направлявших воду на поля, изображения в виде львиной головы с открытой пастью.

КУДА СКАЧЕТ КОЗЕРОГ?

Козерог - мифическое существо с телом козла и хвостом рыбы. По наиболее распространенной древнегреческой легенде козлоногий бог Пан, сын Гермеса, покровитель пастухов, испугался стоглавого великана Тифона и в ужасе бросился в воду. С тех пор он стал водным богом, и у него вырос рыбий хвост. Превращенный богом Зевсом в созвездие, Козерог стал владыкой вод и предвестником бурь. Считалось, что он посылает на землю обильные дожди. По другой легенде - это коза Амалтея, вскормившая своим молоком Зевса. Индейцы назвали это созвездие Макара, т.е. чудо-дракон, тоже наполовину козел, наполовину — рыба. Некоторые народы изображали его полукрокодилом — полуптицей. Сходные представления бытовали и в Южной Америке. Когда Солнце вступало в созвездие Козерога, индейцы праздновали Новый год, надевая для церемониальных танцев маски, изображавшие козлиные головы. А вот коренные австралийцы называли созвездие Козерога созвездием Кенгуру, за которым гоняются небесные охотники, чтобы убить его и зажарить на большом костре. У многих древних народов козу почитали как священное животное, в честь козы совершались богослужения. Люди облачались в священные одежды из козьих шкур и приносили дар богам — жертвенного козла. Именно с такими обычаями и с этим созвездием связано представление о «козле отпущения» - Азазеле. Азазель - (козлоотпущение) — имя одного из козлообразных богов, демонов пустыни. В так называемый день козлоотпущения отбирались два козла: один — для жертвоприношения, другой для отпущения в пустыню. Из двух козлов священники выбирали, которого Богу, а которого Азазелю. Сначала приносилась жертва богу, а затем к первосвященнику подводили другого козла, на которого он возлагал руки и тем самым как бы передавал ему все грехи народа. А после этого козла отпускали в пустыню. Пустыня была символом подземного царства и естественным местом для грехов. Созвездие Козерога располагается в нижней части эклиптики. Возможно, это и вызвало представление о преисподней. В созвездии Козерога около 2 тыс. лет назад находилась точка зимнего солнцестояния. Древний философ  Макробий  полагал,  что  Солнце,  пройдя  самую  нижнюю  точку, начинает карабкаться вверх, словно горный козел, стремящийся к вершине.

Литература:

1.Радуга:    Прогр.    И    метод,    руководство    по    воспитанию,    развитию    и образованию детей 5-6 лет в дет. саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т. И. Гризик. -М.: Просвещение, 1996.-271с.

2.Познаю  мир   :   Метод,  рекомендации  для  воспитателей,  работающих  по программе «Радуга» /Т.И. Гризик.- М.: Просвещение, 2003.-160 с. З.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод, комплект по эколог. Образованию дошкольников.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996-56 с.

4.        Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов
начальной школы.- М.: АРКТИ, 2004.-320 с.

  1. Дитрих А. «Почемучка» М: Педагогика 1991г. - 110с.
  2. Джуди Галенс, Нэнси Пир.   Книга ответов для почемучки: Харьков 2006-
    400с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпроект проекта «Планета под названием «Лето» Тема: «На солнечной поляночке»

Полноценное физическое развитие детей, повышение эмоционально-положительного настроя с помощью организации тематических праздников и развлечений....

Солнечная система планет. Звезды и созвездие

познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ: Интегрированная ООД по познавательному и речевому развитию «Планеты Солнечной системы. Звезды. Созвездия. Кометы.»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:Интегрированная ООД по познавательному и речевому развитию«Планеты Солнечной системы.Звезды. Созвездия. Кометы.»...

Солнечная система планет. Звезды и созвездие

Конспект занятия в подготовительной группе, направленный на изучение созвездий, галактик....

8 сказочных названий с жутковатым происхождением

8 сказочных названий с жутковатым происхождением...

Дидактическая игра: «Отгадываем названия планет».

Данный кроссворд расчитан на детей дошкольного возраста. С помощью картинок, сопоставляя первые буквы, нужно составить слова, обозначающие названия планет Солнечной системы....