Проект "Навстречу здоровью"
проект на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

На современном этапе в условиях преобразования образовательной политики и введения ФГОС ДО, перед ДОУ стоит задача гармоничного развития личности ребенка. Гармоничное развитие возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован. Психологическое здоровье ребенка подразумевает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере.

Поэтому в последнее время оздоровительная работа с  дошкольниками приобрела особую актуальность, что еще связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Навстречу здоровью».

Постановка проблемы: На современном этапе в условиях преобразования образовательной политики и введения ФГОС ДО, перед ДОУ стоит задача гармоничного развития личности ребенка. Гармоничное развитие возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован. Психологическое здоровье ребенка подразумевает благополучие в эмоциональной и познавательной сфере.

Поэтому в последнее время оздоровительная работа с  дошкольниками приобрела особую актуальность, что еще связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России.

Мы понимаем, что основы психологического здоровья закладываются в детстве, что для здоровья важен психологический климат в группе, эмоционально – личностное общение с детьми и. т д., но стиль общения взрослых с детьми дома и другие факторы способствуют нервному перенапряжению детей, невротическим реакциям. В итоге нервность детей увеличивается. Это проявляется в нарушениях в эмоциональной сфере детей (высокий уровень тревожности, высокая степень агрессии, конфликтность, невротических реакциях). Невротические реакции требуют правильного педагогического и психологического подхода со стороны взрослых.  Кроме того, часто упор делается на интеллектуальном развитии ребенка в ущерб эмоциональному и развитию навыков общения, часто и в ущерб игре.

Игра представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит формирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения (которое является высшей психической функцией, расширение круга общения и т. д.  Но в век информационных технологий играют дети   мало, а воображение развивать, придумывать из – за обилия игр и игрушек нет необходимости.        

Проблема: Как показывают наблюдения за детьми подготовительной группы в начале года, налицо некоторые отклонения в поведении детей, негативно влияющие на психологическое здоровье, а именно: неуверенность в действиях и непоследовательность в поступках, раздражительность, обидчивость, беспокойство, нарушения внимания, проявляющиеся в его неустойчивости, недостаточную сформированность произвольного поведения (уметь подчинять свои действия воле), агрессия, уход в виртуальный мир.

Цель проекта: коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы детей подготовительной группы как условия сохранения и укрепления их психологического здоровья.

Задачи:

1) Изучить по литературным источникам роль игры как средство психолого - педагогического воздействия на личность ребенка в подготовительной к школе группе.

2) Выявить детей с нарушениями в эмоционально – волевой сфере.

3) Корректировать детско – родительские отношения.

4) Способствовать становлению базовых свойств личности:  самооценки и образу «Я»,  нравственных ценностей, социально – психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.

5) Повысить  потребность родителей и педагогов в психологических знаниях через просвещение, с помощью системы индивидуальных консультаций и активного участия в воспитательно-образовательном процессе

6) Подобрать, подкорректировать уже созданные игры, а также разработать игровые упражнения, способствующие коррекции выявленных нарушений и их профилактике.

7) Апробировать игры в совместной деятельности. Помочь ребенку справляться с внутренними проблемами. Психологическое здоровье ребенка предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой. Т. е. адаптация ребенка к социуму.

8) Проанализирвать и обобщить полученные результаты.

Тип проекта: педагогический

Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительных к школе  групп.

Объект: психологическое здоровье детей

Предмет: игровая деятельность детей

Масштаб проекта: долгосрочный

Срок реализации: 2016-2017 год

Гипотеза: применение специально подобранных игр способствует снижению эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: снижение показателей симптомов эмоциональных нарушений (снижение уровня конфликтности в группе, повышение устойчивости внимания), агрессии.

Этапы проекта:

1-й этап – подготовительный.  Первичное исследование уровня эмоционального развития дошкольников.

- изучение литературы, подбор игр и игровых упражнений и диагностических методик

- наблюдение за детьми

- проведение диагностики

В результате диагностического обследования (проективная методика ДОМ-ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК) в подготовительной группе на начало года было выявлено:

1 Чувство незащищенности 6

2 тревожность 5        

3 Недоверие к себе 6

4 Чувство неполноценности 4

5 Чувство враждебности 7

6 Конфликтность, фрустрация 7

7 Трудности общения 8

8 депрессивность 0

2-й этап – психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам психологического здоровья детей.

-проведение мастер-класса для родителей

-консультация для педагогов

3-й этап – организация и проведение коррекционно-развивающих игр направленных на эмоциональное развитие детей.(Групповые и индивидуальные занятия).

Цель – снятие эмоционального упражнения

- снижение уровня конфликтности

- развитие уверенности в себе

- снижение страхов

- снижение уровня тревожности

-развитие познавательных процессов.

4-й этап – Рефлексивно-прогностический. Повторное исследование уровня эмоционального развития дошкольников.

Результативность: снижение показателей сиптомокомплексов (методика ДОМ – ДЕРЕВО – ЧЕЛОВЕК)

1 Чувство незащищенности 6 4

2 тревожность 5 3

3 Недоверие к себе 6 4

4 Чувство неполноценности 4 3

5 враждебность 7 4

6 Конфликтность, фрустрация 7 3

7 Трудности общения 8 4

8 депрессивность 0 0

Вывод: таким образом, сравнительный анализ по результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем и формирующем этапах, показал, что по данным симптомокомплексам наблюдается снижение показателей, что позволяет сделать вывод о том, что психокоррекционная работа с использованием игротерапии является эффективной в работе с детьми дошкольного возраста. Полученные результаты позволяют также говорить и о том, что коррекция поведения с использованием игровой терапии является эффективной, так как игра является для них средством коммуникации и одной из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. Дети стали более более выдержанными, толерантными, отзывчивыми, научились анализировать последствия собственных поступков, адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации.

Психологическое здоровье обеспечит адекватную самооценку и самосознание дошкольника, активизирует все жизненные процессы, включая умственную деятельность, позволит овладеть навыками социализации в разных сферах жизнедеятельности, что является неотъемлемой часть психологической готовности детей к предстоящему обучению в школе.

Профилактика и коррекция сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников необходимо систематически использовать с другими детьми подготовительных к школе групп.

Используемая литература:

Рыжова Н.С. Эмоциональное развитие детей.

Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы

Малахова А.Н. Диагностика  и коррекция тревожности и страхов у детей.

Колос Г.Г. 28 занятий для преодоления неуверенности и тревожности у детей 5-7 лет.

Макеева Т.Г. Тестируем детей.

Шитова Е.В. Практические семинары  тренинги для педагогов.

Шитова Е.В. Работа с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....