Дидактическая игра как средство развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста
статья на тему

Статья, которая может быть полезной педагогам ДОУ для подготовки выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt.igra_.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство развития количественных представлений у детей младшего дошкольного возраста

 Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования период детства определяется как самоценный. Психологи называют этот период сензитивным, наиболее благоприятным для усвоения новых знаний, овладения различными умениями и навыками, в том числе и    элементарными математическими представлениями. В работах К. Ф. Лебединцева, Ф. Н. Блехер, Н. А. Менчинской, Л. А. Яблокова, А. М. Леушиной показано, что в основе формирования количественных представлений у дошкольников лежат активные практические действия детей с предметами, на основе которых, ребенок осваивает счет и измерение. На современном этапе изучены закономерности становления представлений о числе, развитии счетной деятельности, обоснована необходимость начинать обучение детей с раннего возраста, путем формирования представлений о множестве предметов, с последующим обучением счету, выделению отношений между числами

Для наиболее успешного развития количественных представлений у детей 3-4 лет в детском саду необходимо создать определенные педагогические условия:

- специально организованное обучение детей;

- использование разнообразных дидактических средств (дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, моделирование и др.);

- организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог – дети», «дети – педагог», «дети – дети»;

- специально организованная совместная и самостоятельная деятельность детей в предметно-развивающей среде;

- создание ситуации успеха;

- фиксация успеха, достигнутого ребенком;

- создание положительного фона для проведения обучения, способствующего возникновению познавательного интереса и активности.

В федеральном государственном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость развития детей через адекватную для дошкольников деятельность, которой является игра. Именно в игре можно наиболее полно решать поставленные задачи по формированию  количественных представлений у детей.

Многочисленными исследованиями (А. М. Леушина, Г. С. Костюк,     Н. А. Менчинская и др.) доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. Точнее сказать, дети приобретают элементы математических знаний. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать формы и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.  

   Содержание современных программ развития и воспитания детей дошкольного возраста направлены на развитие познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей. Для современных программ математического развития детей характерно следующее:

- направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей и в аспекте приобщения к человеческой культуре;

- обучение детей строится на основе включения активных методов и форм и реализуется как на специально организованных занятиях, так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми;

- используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и активность обучающегося. Современные технологии определяются как проблемно-игровые;

- важнейшее условие развития, прежде всего, заключается в организации обогащённой предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы).    

Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.

В предметно-развивающей среде должно быть представлено многообразие различных средств, пособий, игрушек, направленных на развитие математических, в том числе и количественных представлений детей. О роли предметной среды в развитии детей в своих исследованиях говорили многие педагоги и психологи. М. Монтессори отмечала, что подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.  

Е. В. Соловьева считает, что для создания в младшей группе правильной интеллектуально-познавательной зоны необходимо сменять не реже одного раза в месяц дидактический материал для обследования. Предметы должны быть самые разнообразные:

1) природный материал – шишки разной формы и размера, желуди, каштаны, косточки, ракушки т.п., кристаллы различных минералов, образцы разных материалов, предметы для различения на ощупь во время игры в «Чудесный мешочек»;

2) пластмассовые и металлические конструкторы для индивидуальной работы;

3) 2-3 набора картинок, разрезанных на 4-8 частей;

4) 2-3 вида различных мозаик, мелких и крупных, в том числе и геометрических форм;

5) различные дидактические игры по типу: «Подбери пару», «Составь из фигур» и др.

6) пособие для развития мелкой моторики;

7) дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыши и др.).  

Наиболее эффективно новые знания и навыки дети младшего дошкольного возраста в силу особенностей своего восприятия и мышления усваивают в процессе игры, поэтому, на наш взгляд, главным условием развития количественных представлений дошкольников 3-4 лет  будет являться дидактическая игра. Дидактическая игра специально создается взрослым в обучающих целях, носит преднамеренный характер и предполагает результат.  

Дидактическая игра — форма учебно-познавательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации, одно из средств активизации учебного процесса, способствующего умственному развитию, специально предназначенное для реализации целей обучения.

В детском саду дидактическая игра является:

- игровым методом обучения;

- формой обучения;

- самостоятельной игровой деятельностью;

- средством всестороннего воспитания детей.

Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для дошкольников. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.  

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.  

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление, память, речь) и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактическая игра способствует эффективному развитию математических способностей детей дошкольного возраста. Она учит детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям..  

Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоотношения участников и формируют межличностные отношения. В игровых действиях реализуются игровая и дидактическая задачи. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровой и дидактической задач.

Обучающие игры по математическому развитию могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Играя в эти игры с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Использование этих игр позволяет созданию своеобразного микроклимата для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, умение находить ошибки и исправлять их, способность предвидеть результаты своих действий.

Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематическое участие детей в игре приводит к пониманию ее содержания, а также создает условия для восприятия информации о предметном мире.  

Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дошкольники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.  Дидактическая игра, на наш взгляд, может успешно использоваться как средство развития количественных представлений  у детей младшего дошкольного возраста, так как она соответствует потребностям и интересам детей. Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание детям предлагается в игровой форме. Дети одновременно играют и осваивают определенные знания, умения, приобретают навыки. Дидактические игры используются и для формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Доклад на тему :"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Дидактическая игра, как средство развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Каждый ребенок – неистовый исследователь окружающего мира. Эта способность заложена в них с рождения, он любознателен  и стремится к познанию всего, что его окружает. Именно дошкольный возр...

Дидактическая игра как средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста

Исследование проводилось с целью изучения эффективности использования дидактических игр для развития математических представлений детей дошкольного возраста. Для этого были рассмотрены понятия «...