ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
материал (подготовительная группа) на тему

Басаргина Марина Васильевна

Работа распланирована на учебный год, задания представлены по направлениям театральной деятельности.

1.     Театральная игра.

Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры - в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными.

2.     Культура и техника речи.

Цели: формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее. Речевые упражнения и игры необходимо использовать ежедневно, а также желательно объединять с ритмопластическими и театральными играми.

3.     Ритмопластика.

Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Музыка для ритмопластики имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.

4.     Шкатулка мини-сценок.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Составила: педагог дополнительного

образования МАДОУ №13 Басаргина М.В.

ТОМСК 2017 г.

Работа распланирована на учебный год, задания представлены по направлениям театральной деятельности.

  1. Театральная игра.

Цели: развивать игровое поведение, готовность к творчеству; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.
Общеразвивающие игры проводятся в первой части занятия, непосредственно театральные игры - в заключительной. При проведении этих игр необходимо создавать веселую, непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Многие игры предполагают деление детей на исполнителей и зрителей, что дает возможность оценить действия других и сравнить их со своими собственными.

  1. Культура и техника речи.

Цели: формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее. Речевые упражнения и игры необходимо использовать ежедневно, а также желательно объединять с ритмопластическими и театральными играми.

  1. Ритмопластика.

Цели: развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации). Музыка для ритмопластики имеет большое значение, так как помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.

  1. Шкатулка мини-сценок.

СЕНТЯБРЬ.

Театральные игры.

«Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.
Ход игры: Перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.

«Словесный портрет».
Цель: развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (прическу, цвет волос, одежду, ее цвет) названного ребенка.

«Зеркало»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры: Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.

«Дружные звери»
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры: Дети распределяются на три команды: медведи, обезьяны, слоны. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.

«В «Детском мире»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями

Культура и техника речи.

«Игра со свечой»

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

«Считай до пяти»

Цель: развивать речевое дыхание.

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.

В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

«Больной зуб»

Цель: преодолевать твердую атаку гласных.

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Самолет»

Цель: расширять диапазон голоса.

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

«Эхо»

Цель: развивать силу голоса. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз).

Ритмопластика.

«Волшебное превращение»

Цель. Учить детей чувствовать, понимать и сопоставлять характер музыки с образом животного.

Ход. Ребята, в моем мешочке есть волшебная палочка. Стоит мне ею взмахнуть, и вы превратитесь в моих друзей — лесных обитателей, а я буду отгадывать. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!

Воспитатель заранее подбирает музыку для каждого животного и дает детям некоторое время послушать ее, чтобы животное соответствовало характеру музыки. Педагог помогает детям наводящими вопросами.

Под музыку дети имитируют движения животных, Старичок-Лесовичок (воспитатель) отгадывает и поощряет.

 «Художница Осень»

Цель. Учить произносить фразы с определенной интонацией и с разной силой голоса; формировать эстетическое восприятие природы и воспитывать бережное отношение к ней.

Ход. Воспитатель: Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья —

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями — вниз.

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно,

Листьев нет — лишь ветки видно.

Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.

Шкатулка мини-сценок.

 «Полянка»

Лисичка:       Над  полянкой  над  лесной

                       Дует  ветер  озорной.

                       Этот  ветер  очень  мил:

                       Он  мне  шёрстку  распушил!

Бабочка:       Светит  солнышко  с  небес,

                       Разговаривает  лес,

                       И  приятная  жара

                       Начинается  с  утра!

Зайчик:          Весёлая  полянка,

                       Душистые  цветы!

                       Зелёная  полянка,

                      Понравилась  мне  ты!

Лягушка:      День  хорош?  Какая  чушь!

                      Отвратительная  сушь!

                      Очень  скверная  погода:

                      Нет  ни  сырости,  ни  луж! Ква!

«Кто  первый»

- Кто  кого  обидел  первым?

- Он  меня!

- Нет,  он  меня!

- Кто  кого  ударил  первый?

- Он  меня!

- Нет,  он  меня!

- Вы  же  раньше  так  дружили!

- Я  дружил.

- И  я  дружил.

- Что же  вы  не  поделили?

- Я  забыл.

- И  я  забыл.                       (В.  Орлов)

«Ёж»

- Очень,  ёж,  ты  хорош, только в  руки (в  лапы) не  возьмёшь!

- Нехорош?  Ну  и  что ж! Без  иголок  я  - не ёж!

ОКТЯБРЬ.

Театральные игры.

«Бабушка Маланья»

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте)

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели, (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)

Целый день сидели.

На него (нее) глядели,

Делали вот так... (Повторяют за ведущим любой жест)

«Плачет киска…»

Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение.

Плачет киска в коридоре:

У нее большое горе —

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.

Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.

Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».

Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.

«Угадай, что я делаю?»
Цели: объяснять заданную позу; развивать память, воображение.
Ход игры: Педагог предлагает детям принять определенную позу и объяснить ее. Например:
1) стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: «кладу книгу на полку», «достаю конфету из вазы в шкафчике» и др.;
2) наклониться вперед. Возможные варианты ответов: «завязываю шнурки», «поднимаю платок», «срываю цветок».


«Веселые обезьянки»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры: Дети-«обезьянки» стоят врассыпную. Лицом к ним стоит посетитель зоопарка (один из детей), который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая его, все точно повторяют.


«У бабушки в огороде растет …»
Цель: развивать произвольную слуховую память.

Ход игры: Воспитатель говорит детям о волшебном огороде, на котором может вырасти все что угодно. Главное - запомнить последовательность «выросшего».

Культура и техника речи.

«Осенние листочки»

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3—5 раз).

 «Укачиваем куклу»

Цель: преодолевать твердую атаку гласных.

Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

«Чудо-лесенка»

Цель: расширять диапазон голоса.

Дети «пропевают» гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке)

«Вьюга»

Цель: развивать силу голоса.

Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.

«Фраза по кругу»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.

 Дети,  сидя по кругу,  проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.

Ритмопластика.

 «Пальма»

Цель. Развивать пластическую выразительность.

Ход игры. Воспитатель: Представьте, что вы — пальмы. Сейчас пальмы будут медленно расти. Вы поднимаетесь со стульчиков. Встали и пальма выросла большая-пребольшая: правую руку вытяните вверх, потянитесь за рукой, посмотрите на руку — «завяли листочки»; опустите кисть — «завяли ветки», опустите руку от локтя — «вся пальма завяла». Вы должны попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

«Птицы, на гнезда!»

Цель. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Ход игры. Дети стоят в кругу; они — «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

Шкатулка мини-сценок.

 «Таня  и  мячик»

Таня  сердится  на  мячик:                          Дует  щёки  круглый  мяч:

- Перестань  меня  дурачить!                      - Сам  готов  пуститься  в плач!

Снова  вырвался  из  рук,                            Я  готов  с  тобой  дружить -

Разве  ты  хороший  друг?                           Научись  меня  ловить!

 

 «Хозяйка  и  кот»

Хозяйка:  Почему  ты  чёрен,  кот?         Хозяйка: Почему  ты  серым  стал?

Кот:   Лазил ночью  в  дымоход.                 Кот:  Меня  пёс  в  пыли  валял.

Хозяйка:  Почему  сейчас  ты  бел?         Хозяйка: Так какого  же ты цвета?

Кот:        Из  горшка  сметану  ел.                Кот: Я  и  сам  не  знаю  это.

   

«Брусничка»

Ведущий:     Брусничка  возле  пня

                     Всем  сказала:

Брусничка:  Нет  меня!

Ведущий:    Оглянулась  и  потом

                     Притаилась  под  листом.

                     Солнца  луч  её  нашёл,

                     Закричал:

Луч:             Нехорошо!

                     Обманула!  Ай – ай – ай!

                     Эй,  брусничка,  вылезай!

Ведущий:     Покраснела  ягода  и  сказала:

Брусничка:   Ябеда!

  «Воробей»

- Воробей, чего  ты  ждёшь,  крошек  хлебных  не  клюёшь?

- Я  давно  заметил  крошки,  но  боюсь  сердитой  кошки!

     

                                                 НОЯБРЬ.

Театральные игры.

«Я положила в мешок …»
Цель: развивать произвольную слуховую память.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, сидящим в круге, что у них есть воображаемый мешок, в который они могут положить любые предметы в строгом порядке. Воспитатель начинает игру словами: «Я положила в мешок …» (называет любой предмет). Следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить свой предмет и т.д. Постепенно запоминаемых слов становится все больше. Важно воспроизводить их в заданной последовательности.

Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

Ход игры: Воспитатель: А, вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат. Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.


«Король» (вариант народной игры)

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники- распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем.

«У зеркала»

Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Ход игры: Воспитатель: 1) Нахмуриться, как:

а) король,

б) ребенок, у которого отняли игрушку,

в) человек, скрывающий улыбку.

2) Улыбнуться, как:

а) вежливый японец,

б) собака своему хозяину,

в) мать младенцу,

г) младенец матери,

д) кот на солнце.

3) Сесть, как:

а) пчела на цветок,

б) наказанный Буратино,

в) обиженная собака,

г) обезьяна, изображавшая вас,

д) наездник на лошади,

е) невеста на свадьбе.

«Поймай хлопок»
Цель: развивать произвольное слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры: Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать маленький мячик (цветок, монетку).


Культура и техника речи.

«Кораблики»

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, набирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3—5 вдохов и выдохов).

«Капризуля»

Цель: преодолевать твердую атаку гласных.

Дети изображают ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

«Мяч эмоций»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи. Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость...). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

«Диалогические скороговорки»

Цель: та же, что и в игре «Фантазии о...»

Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

  • Расскажи мне про покупки.
  • Про какие про покупки?
  • Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

«Фантазии о...»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

Дети, превращаясь во что или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я - утюг», «Я - кошка», «Я - кукла» и т.д.

Ритмопластика.

 «Снеговик»

Цель. Развитие двигательных способностей.

Ход игры. Педагог дает детям задание: «Эта игра поможет вам научиться напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса, Встаньте в круг и превратитесь в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Пригрело солнышко, под его теплыми веселыми лучами снеговик начал медленно таять».

Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают бессильно! голову, руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются.

Игра повторяется 2—3 раза.

«Смелые мышки»

Цель. Развивать образное мышление детей. Двигательные способности детей.

Ход игры.Сначала воспитатель читает стихотворение:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон...

Убежали мышки вон!

Затем воспитатель предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику. Игра повторяется 2—3 раза.

По окончании игры воспитатель отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, и хвалит ребят за старание.

«Животные во дворе»

Цель. Развивать воображение, выразительность жестов.

Ход игры. Воспитатель: Ребята, вспомните, какие домашние животные! живут на деревенском дворе. У них разные характеры, повадки. Даже животные одного вида отличаются друг от друга.

На середину вызывается несколько ребят, которые будут под музыку изображать домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья.

Шкатулка мини-сценок.

«Киска»

Хозяйка:    Здравствуй,  Киска,  как  дела?

                   Что  же  ты  от  нас  ушла?

Киска:        Не  могу  я  с  вами  жить,

                   Хвостик  негде  положить.

                   Ходите,  зеваете,

                   На  хвостик  наступаете!

               

«Мыши»

Ведущий:      Разговаривают  мыши:

1 – я мышь:  Два  кота  сидят  на  крыше

                      И  бранятся  меж  собой

                      За  высокою  трубой.

2 – я мышь:  Значит,  заняты  котишки?

Ведущий:      Потирают  лапки  мышки.

2 – я мышь:  Порезвимся – и  в  буфет!

                      Будет  праздничный  обед!

 «Рыбак  и  рыбка»

Рыбак:      Рыбка,  рыбка,  вот  червяк,

                  Откуси  хоть  чуточку,

Рыбка:      Не  проси  меня,  рыбак,

                  Попаду  на  удочку!

«Лиса»

Ведущий:     У  лисицы  острый  нос,  у  неё  пушистый  хвост.

                     Шуба  рыжая  лисы  несказанной  красоты.

                     Лиса  павою  похаживает,  шубу  пышную  поглаживает.

Лиса:           Я – охотница  до  птицы!  Кур  ловить  я  мастерица!

                     Как  увижу,  подкрадусь  и  тихонько  затаюсь.

                     После  прыгну  и  схвачу,  деткам  в  норку  отнесу.

                                 

   

                                                        ДЕКАБРЬ.

Театральные игры.

«Поезд»
Цель: развивать зрительную память, произвольное внимание, чувство сплоченности.
Ход игры: Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колонне. Стоящий перед ними ребенок - «паровоз», должен запомнить, в какой последовательности стоят его «вагоны». Затем «паровоз» отворачивается и называет детей-«вагонов» в четкой последовательности.

«Разведчики»
Цель: развивать произвольное внимание, быстроту реакции.
Ход игры: По определенному сигналу одного из детей - командира, дети-«разведчики» должны выполнять действия. Например, по сигналу синей ракеты (карандаш синего цвета) - присесть и притаиться, а по сигналу красной ракеты - перепрыгнуть через воображаемое препятствие.


«Внимательные звери».
Цель: тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры: Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.


«Тень».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Ход игры: Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.


«Превращение предмета».
Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.
Ход игры: Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

Культура и техника речи.

«Звериные скороговорки»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.

Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

 От топота копыт пыль по полю летит.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

 Кукушка кукушонку купила капюшон.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Слишком много ножек у сороконожек.

Наш Полкан попал в капкан.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

«Диалогические скороговорки»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

Мышонку шепчет мышь:

  • Ты все шуршишь, не спишь!

Мышонок шепчет мыши:

 -Шуршать я буду тише.

Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены воспитателем по своему усмотрению.

«Закончи предложения, называя картинки»

Цель: Формирование навыка употребления падежных окончаний существительных

Рыбак поймал…(рыбу).
Портниха шьет…(платье).
Повар варит…(суп).

Кошка сильнее…(мышки).
Брат выше…(сестры).
Я прошел мимо…(магазина).

Врач прописал…(дедушке) лекарство.
Налей…(собаке) воды.
Позвони по…(телефону).

Дети едут в…(автобусе).
Девочки гуляют в…(парке).
Малыш мечтает о…(собаке).

Ритмопластика.

«Семь сыновей»

Цель. Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость, скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Ход: Дети выбирают водящего, повязывают ему платком голову и ставят в средину круга. Все играющие двигаются по кругу, взявшись за руки, и поют:

У одной бедной старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

С большими ногами,

С длинными ушами,

Ничего не ели,

А все только пели,

Скакали да играли!

Как?

Все останавливаются и опускают руки на слова: «Делали все вместе так!» Водящий, изображающий старушку, быстро делает какое-нибудь движение или принимает смешную позу. Все играющие должны повторить это движение или позу, какую принял водящий.

Того, кто зазевался или делает что-то не так, как следует, старушка наказывает: заставляет обежать круг или поскакать на одной ноге. Затем выбирается новый водящий на роль старушки, игра продолжается.

Вместо наказания можно сделать «провинившегося» водящим; а бывший водящий встает в круг. Каждый новый водящий получает от предыдущего, как эстафету, платочек на голову.

Игра проходит под мелодию русской песни на две четверти или четыре четверти, например, «Во саду ли, в огороде». Игра повторяется 3—4 раза. Воспитатель отмечает лучших игроков.

«Зернышко»

Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Ход. Воспитатель: рассчитывает детей на первый-второй. Первые — зрители, вторые — исполнители. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голова прижата к коленям), обхватив себя руками. Из зернышка пробивается росточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка. Затем дети меняются ролями; игра повторяется.

Шкатулка мини-сценок.

 «Зайка»

Ведущий:    Зайка  по  лесу  скакал,  зайка  корм  себе  искал.

                    Вдруг  у  зайки  на  макушке  поднялись,  как  стрелки,  ушки.

                    Шорох  тихий  раздаётся…

Заяц:           Кто–то  по  лесу  крадётся!

                    Я  запутаю  следы,  убегу  я  от  беды

                    Прыгну  в  бок  и  обернусь  и  под  кустиком  свернусь.

                   Словно  беленький  клубок,  чтоб  никто  найти  не  смог.    

 «Заяц  и  Волк»

Зайцу  крикнул  волк: - Постой!

Ты  чего бежишь, косой?

Серый  ты  и  серый  я,

Значит,  мы  с  тобой  друзья!

- Нет,  для  дружбы  велики  

Твои  белые  клыки!

   

 «Крокодил»

Два  зелёных  крокодила

Улыбались  очень  мило:

- Подходите  к  нам,  ребятки,

Поиграем  в  жмурки,  в  прятки!

- Нет,  уж  лучше  поиграем

Мы  с  зелёным  попугаем!

 «Мишка»

Мы  коричневому  мишке

Принесли  на  ужин  шишки.

Вдруг  как  начал  он  реветь:

- Я  не  белка!  Я – медведь!

Уберите  ваши  шишки,

Мёд  на  ужин  нужен  мишке!

ЯНВАРЬ.

Театральные игры.

«Был у зайца огород»

Цель: развивать пантомимические навыки, развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.

Ход игры: Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом — в прятки.

А весною в огород

Зайка с радостью идет.

Но сначала всё вскопает,

А потом всё разровняет,

Семена посеет ловко

И пойдет сажать морковку

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

«Кактус и ива»

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

«Фигуры из стульев»

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

«Запомни фотографию»

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

«Гипнотизер»

        

Цель. Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения рунами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы полностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью расслабляются.

Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации и релаксации.

 

        Культура и техника речи.

«Мыльные пузыри»

Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает мыльные пузыри. Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение

Э .Фарджен «Мыльные пузыри»:

Осторожно — пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Мой — со сливу!

Мой с орех!

— Мой — не лопнул дольше всех.

        

Артикуляционная гимнастика.

 Зарядка для губ.  Веселый пятачок:

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Зарядка для шеи и челюсти.

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди;

1. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

2. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

3. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнут мягкое небо поднято, гортань опущена).

Ритмопластика.

«Ходим кругом»

Цель. Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Ход игры: Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встает в центр круга и громко произносит свое имя. Ребята, стоящие в кругу, медленно двигаются вправо или влево (по указанию воспитателя) и запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Ваня (Коля, Маша, Таня и др.)

Нам покажет,

Будем дружно повторять!

Дети останавливаются, ведущий показывает какое-либо движение (вращает руками, прыгает, как лягушка, становится на  ногу, как журавль) или принимает какую-то смешную позу. Дети должны точно повторить его движения. После это-водящий подходит к кому-нибудь из ребят в круге и низко кланяется. Ребенок, которому он поклонился, идет в седину круга и становится водящим, а прежний водящий занимает его место. Игра повторяется.

«Заяц и охотник»

Цель. Учить детей ориентироваться в пространстве; равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Ход игры: Двое ребят выбираются на роли «охотника» и «зайца». Остальные дети разбиваются на пары и строятся парами, повернувшись спиной друг к другу. Из сцепленных вверху рук каждая пара образует «домик» — убежище. Если «заяц», спасаясь от «охотника» (водящего), забежал в «домик», то тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и в свою очередь должен убегать от «охотника». Если «охотник» успел до него дотронуться, то «заяц» становится «охотником». Игра проводится под музыку.

 «Снеговик»

Цель. Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Ход игры: Дети изображают снеговиков: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены.

Шкатулка мини-сценок.

«Одинакового  цвета»

Ах,  божья  коровка

Мы  очень  похожи:

Я  красного  цвета,

Ты – красная  тоже.

- Ты  путаешь  всё,  мухомор,

Сходства  нету:

У  нас  с  тобой  пятнышки

Разного  цвета.

     

 «Приятная  встреча»

Ведущий:  Встретились  Бяка  и  Бука.

                  Никто  не  издал  ни  звука.

                  Никто  не  подал  и  знака.

                  Молчали  Бука  и  Бяка.

                  И  Бука  сказал  со  скукой:

Бука:         Чего  он  так  смотрит  букой?

Ведущий:  А  Бяка  заметил:

Бяка:         Однако  какой  он  ужасный  бяка!

               

 «Как  по  речке,  по  реке»

Ведущий:   Как  по  речке,  по  реке  ехал  рыжий  на  быке.

                    Рыжий  красного  спросил:

Рыжий:     Чем  ты  бороду  красил?

Красный:   Я  не  краской,  не  помазкой.

                   Я  на  солнышке  лежал,

                   Кверху  бороду  держал.

ФЕВРАЛЬ.

Театральные игры.

«Кузнечик»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Ход игры: Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.

Постучал кузнечик звонким молоточком.

Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?

Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!

Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!

Сам не знаю где и как лопнула подковка.

Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.

Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!

Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!

Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!

(Появляется комар.)

Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!

Поломал я, как на грех, острую иголку!

Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!

Ты из кузницы моей убирайся поскорей!

(Комар улетает. Появляется сороконожка.)

Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.

Я осталась без ноги, вот беда какая!

Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?

Сороконожка: Кажется, сороковая.

Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.

Ножка целая опять.

Сороконожка: Можно больше не хромать

Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!

Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!

«Превращение комнаты»

Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.
Ход игры: Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.


«Превращение детей»

Цель: развивать воображение, фантазию, сообразительность.
Ход игры: По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, животных.

«Как варили суп»

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Ход игры: Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

пыхтит.

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плясовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.

«Снежный ком»
Цель: развивать слуховое внимание, произвольную память, сплоченность группы.
Ход игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком». Темы игры могут быть различные: имена сидящих детей, профессии их родителей, любимые фрукты, цветы и т.д. Например, выбрана тема «Улица, на которой я живу». Первый ребенок называет свою улицу, следующий говорит улицу, на которой живет сказавший ребенок, а затем свою и т.д.

Культура и техника речи.

Зарядка для языка

1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо влево.

2. Конфетка. Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо влево, вверх — вниз, по кругу.

З. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

4. Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.

«Мотоцикл»

Заводим мотор: Р! Р! Р!.. РРРР! РРРР! РРРР! Поехали быстрее и быстрее: РРРР! РРРР! РРРР! РРРР!

Упражнения на три вида дыхания.

Цель: Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

1-й вид обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер — ССССССС...

Шумят деревья ШШШЩШ...

Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ...

Комар звенит — 3333333333...

2—й вид обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!

Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!

3-й вид обслуживает эмоциональную речь в быстром темпе.

Кошка сердится — ф!ф!ф!ф!

Пилит пила - С!С!С!С!

Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!


«Колокольчики»

Цель: преодолевать твердую атаку гласных.

Ход: Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОмми! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

Ритмопластика.

«Баба Яга»

Цель. Развитие двигательных способностей.

Ход. В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тексту движения:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу, группе)

А потом и говорит:

«У меня нога болит!»

 Пошла на улицу —

Раздавила курицу,

Пошла на базар —

Раздавила самовар!

 Вышла на лужайку —

 Испугала чайку!

(Дети останавливаются!)

Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, потом правую ногу; прихрамывают.

 «Японская машинка»

Цель. Развивать координацию и быстроту движений.

Ход. Дети сидят в кругу и одновременно выполняют ряд движений: хлопают перед собой в ладоши; хлопают обеими руками по коленям (правой —по правому, левой —по левому); не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо — вверх, одновременно щелкая пальцами; то же самое делают левой рукой.

 «Конкурс лентяев»

Цель. Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в  разных темпах.

Ход. Дети в творческом полукруге. Воспитатель ставит перед ними задачу по ритмопластике. Дети изображают ленивых барсуков—ложатся на ковер и стараются полностью расслабиться. Воспитатель читает стихотворение

В. Викторова:  Хоть и жарко, хоть и зной,

                               Занят весь народ лесной.

                                 Лишь барсук —лентяй изрядный

                                Сладко спит в норе прохладной.

                           Лежебока видит сон, будто делом занят он.

                            На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

 Дети поднимаются с пола, игра повторяется.

Шкатулка мини-сценок.

«Великан»

Ведущий:    Тсс…  Тихо!  Слушайте  ребята!

                     Жил  великан  один  когда-то.

                     Во  сне  вздохнул  он  что  есть  силы

                     И  мышь  живую  проглотил…

                     Бедняга  побежал  к  врачу.

Великан:      Я  мышку  съел,  я  не  шучу!

                     Помилуйте,  какие  шутки,

                     Она  пищит  в  моём  желудке!

Ведущий:     Был  врач  умнейший  человек.

                     Он  строго  глянул  из-под  век…

Врач:           Откройте  рот,  скажите: А-а-а.

                     Живую  мышь? Зачем? Когда?

Великан:      Сейчас!

Врач:           Так  что же  вы  сидите?

                     Идите  кошку  проглотите!

«Котик»

Ведущий:     Котик  серенький  бежал,

                     Пирожок  в  зубах  держал.

                     Попросил  его  щенок…

Щенок:        Поиграй  со  мной  чуток!

Ведущий:     Крикнул  котик…

Котик:         Не  могу!

                     Я ж не  просто  так  бегу.

                     Я  бегу  кормить  котят.

                     Очень  есть  они  хотят!

 «Почему  медведь  спит  зимой?»

Зайчик:    Мишка,  мишка!  Что  с  тобой?

                 Почему…  спишь  зимой

Мишка:   Потому,  что  снег  и  лёд –

                 Не  малина  и  не  мёд!

МАРТ.

  Театральные игры.

 «Самолет»

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)

В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

«Скульптор»

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

«Внимательные матрешки»

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три — замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

«Есть или нет?»

Цель:  Развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры: Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

«Летает – не летает. Растёт- не растёт.»

Цель. Развивать внимание, координацию.

Ход игры: Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.

Культура и техника речи.

«Ручной мяч»

Цель: Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Ход игры: Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать свое слово:

а) противоположное по значению (день — ночь, горячий — холодный);

б) определение к данному слову (елка — колючая, волк — зубастый);

в) действие (дерево — растет, мальчик — бежит).

        

«Похожий хвостик»

Цель: Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Ход игры: Дети распределяются на группы (2—З), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками) и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка...

Скороговорки на развитие дикции.

1. Книга книгой, а мозгами двигай.

2. Волки рыщут - пищу ищут.

3. Много снега много хлеба.

4. Шесть мышат в камышах шуршат.

5. Посреди двора дрова.

6. Дед Данила делил дыню.

7. От топота копыт пыль по полю летит.

8. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

9. У осы не усы, не усищи, а усики.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Был бы бык, а мясо будет.

12. Все бобры добры для своих бобрят.

13. Раз солгал - навек лгуном стал.

14. Наш  Полкан попал - в капкан.

15. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

16. В перелеске перепел перепёлку перепел.

Ритмопластика.

«Руки-ноги»

Цель. Игра развивает внимание и быстроту реакции.

Ход. Хлопок- дети поднимают руки, два хлопка — встают. Если руки у ребят подняты, то на один хлопок они опускают руки, на два, садятся. Игра повторяется, меняется темп.

«Считалочка»

Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. Умение пользоваться жестами.

Ход. Воспитатель произносит текст считалки, дети запоминают его.

Раз, два —острова.

Три, четыре —мы приплыли.

Пять, шесть —сходим здесь.

Семь, восемь —сколько сосен!

Девять, десять —мы в пути.

Досчитал до десяти!

Дети повторяют текст, затем выполняют движения и одновременно произносят текст.

Раз, два — острова. (Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова.)

Три, четыре —мы приплыли. (Два хлопка обеими руками. Волнообразные движения руками в направлении от себя.)

Пять, шесть —сходим здесь. (Два хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч).)

Семь, восемь —сколько сосен! (Два хлопка, правая рука вытягивается вверх; на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука).

Девять, десять — мы в пути. (Два хлопка; средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».)

 Досчитал до десяти!

Дети должны выполнить 4 движения, по одному на каждый слог: 1) ладонь правой руки на голову, 2) тыльная сторона левой руки под подбородок, 3) ладонь правой руки касается правой щеки, 4) ладонь левой руки касается левой щеки.

Затем дети должны выполнить 3 движения: 1) правая рука вытягивается вперед, 2) левая рука вытягивается вперед, 3) звонкий хлопок в ладоши.

Игра повторяется 2—3 раза (медленно), до тех пор, пока дети не привыкнут соединять текст с движениями.

 Шкатулка мини-сценок.

«Воробушки»

Весна:      О  чём  поют  воробушки

                 В  тёплый  день  весны?

Воробушки:      Мы  выжили!

                           Мы  выжили!

                           Мы  живы!  Живы  мы!

«Лось»

Весна:  В  ручеёчек  смотрит  лось

             Удивляется,  небось!

Лось:    Небосвод,  листочки,

             Месяц  и  цветочки,

             Радуга  и …  ой!  Лось…

             И  откуда  всё  взялось?

«Помогите!»

Ведущий:      Муравьишко  в  чаще

                       Дуб  тяжёлый  тащит.

Муравей:       Эй,  товарищи – друзья,

                       Выручайте  муравья!

Ведущий:      Коли  нет  ему  подмоги,

                      Муравей  протянет  ноги.        (Перевод  С. Маршака)

                                           

  «Синичка – сестричка»

Ведущий:        Синичка – сестричка!

                         Сходи за  водичкой!

Птичка:           Я  волка  боюсь,

                         Медведя  страшусь.

 

                                             АПРЕЛЬ.

 

Театральные игры.

«След в след»

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

«Воробьи-вороны»

Цель: Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры: Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, — убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу (группе) врассыпную, а вторая команда остается на месте.

«Вышивание»

Цель: Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.                    

Ход игры: С помощью считалки выбирается ведущий — «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним — «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

 

«Поварята»

Цель: Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры: Дети распределяются  на  две  группы  по 7—8 человек. Одной  группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. — для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом — для салата. Все становятся в общий круг — это кастрюля — и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить.

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок

впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

                                 

«День рождение»

        

Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры: С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика.

1. Покусайте кончик языка - "так мама шинкует капусту".

2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

3. Язык - тоненькая иголочка.

    "Ставим укольчики" поочерёдно в каждую щёку.

4. Почистите зубки языком: и верхние, и нижние.

5. Закройте глаза, представьте ночь.

     Сели на лошадку и поехали. Цокаем.

6. Достаньте кончиком языка нос.

7. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая зубы.

8. Погладьте зубками губы.

9. Языком кверху:

                 Ша- ша - ша,

                    Наша шуба хороша.

10. - Здравствуйте, котята!

       - Мяу, мяу, мяу.

       - Здравствуйте, телята!

        - Му - му - му.

        - Здравствуйте, мышата!

        - Пи-пи-пи.

        - Здравствуйте, лягушки!

         - Ква - ква - ква.

11. Свои губы прямо к ушкам,

      Растяну я как лягушка,

      А теперь слонёнок я,  

      Хоботок есть у меня.

      А сейчас я – дудочка,  

      Дудочка - погудочка.

      Мне понравилось играть,

      Повторю-ка всё опять.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал: картинки с изображением предметов (одежда, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег)

Ход игры: Воспитатель приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) И т.д.

Ритмопластика.

 «Вороны»

Цель. Учить произносить тексты с различной силой голоса и интонацией, сочетать движения и речь.

Ход. Потешка сопровождается движениями.

Вот под елочкой зеленой        Дети разбегаются по группе

Скачут весело вороны                  и машут руками, как крыльями.

Кар-кар-кар!                             (громко)

Целый день они кричали,                  Дети подпрыгивают на месте

Спать ребятам не давали,        и машут руками.

Кар-кар-кар!                             (громко)

Только к ночи умолкают                  Дети приседают, сложив

И все вместе засыпают.                  за спиной руки.

Кар-кар-кар!                            (тихо)

Игра проводится два-три раза с уточнениями движений и силы голоса.

«Если весело живется»

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой; учить детей сочетать движения и речь.

Ход. Воспитатель предлагает детям встать в круг и начинает знакомую игру:

Если весело живется, делай так (2 раза),

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так!

Воспитатель  показывает различные движения (хлопает в ладоши, притопывает ногой, приседает, делает повороты), дети повторяют за ним.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, если вам весело, что вы делаете? (Ответы детей.)

«Море волнуется»

Цель.  Развивать фантазию, подражательные навыки, побуждать детей к импровизации.

Море волнуется раз,        Море волнуется три,

Море волнуется два,        Морская фигура, на месте замри!

Игра проводится несколько раз под музыкальное сопровождение. Предварительно надо уточнить с детьми, что растет, плавает, живет в море: медузы, кораллы, рыбы, киты, корабли, пингвины и т. д.

Шкатулка мини-сценок.
                 

«Сенокос»

Ведущий:         Старый  заяц  сено  косит,

                                              А  лиса  сгребает.

                          Муха  сено  к  возу  носит,

                                              А  комар  кидает.

                          Довезли  до  сеновала.

                                              С  воза  муха  закричала…

Муха:                На  чердак  я не  пойду,

                                              Я  оттуда  упаду,

                          Ноженьку  сломаю,

                                              Буду  я  хромая.         ( Перевод  С. Маршака)

«Митя  и  рубашка»

Ведущий:           Это  Митина  рубашка.

Митя:                На,  рубашка,

                                               простоквашку!

Ведущий:          Съела  маслица  она,

                          Съела  кашку  из пшена

                          И  подливку  из  барашка…

Митя:              Ты  сыта,  моя  рубашка?           (Э. Мошковская)

   

«Принесла  сынку  лиса»

Ведущий:    Принесла  сынку  лиса

                    Два  красивых  колеса!

Лисёнок:     Ах, какой  велосипед!

                    Я  объеду  белый  свет!

Лиса:          Да,  сынок, объехать  можно,

                    Если  ехать  осторожно!               (С. Еремеев)

                                                      МАЙ.

Театральные игры.

«Мокрые котята»

Цель: Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.

Ход игры: Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

«Как живёшь?»

Цель: Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры:  Воспитатель:               Дети:

— Как живешь?                — Вот так!        С настроением показать

большой палец.

— А плывешь?                  — Вот так!       Любым стилем.

— Как бежишь?                 — Вот так!      Согнув руки в локтях, притопнуть      

                                                                       поочередно ногами.

Вдаль глядишь?             — Вот так!       Руки «козырьком» или «биноклем»

                                                                        к глазам.

— Ждешь обед?                 — Вот так!      Поза ожидания, подпереть щёку      

                                                                       рукой.

— Машешь вслед?             — Вот так!       Жест понятен.

— Утром спишь?               — Вот так!       Ручки под щечку.

— А шалишь?                    — Вот так!                Надуть щечки и хлопнуть под ним

                                                                       кулачками.

«Кто на картинке?»

Цель: Развивать умение передавать образы живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры: Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т.д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение.

«Вкусные слова»

Цель: Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

Ход игры: Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и « съедает ». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

«Сочини сказку»

Цель: Развивать воображение, фантазию, образное мышление.                                                        

Ход игры: Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький кузнечик...», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

Культура и техника речи.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход: Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Какой звук есть во всех словах?»
Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход:  Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".
Воспитатель следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные. 

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход: Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

Ритмопластика.

 «Медведь и пчелы»

Цель. Уточнять знания детей о весне, насекомых;

развивать артикуляцию при произнесении звука Ж  и интонационную выразительность речи; учить сочетать движения и речь.

Ход. Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Весной вся природа просыпается. Просыпаются и насекомые. Ребята, вы знаете насекомых? (Дети перечисляют.) Вы слышали, как жужжат пчелы? Пчелы собирают нектар с цветов и делают из него мед. Кто из вас любит мед? А кто из животных очень любит полакомиться медом? Правильно, медведь. И мы поиграем в игру «Медведь и пчелы». Выбираем считалочкой медведя: «Раз, два, три — медведем будешь ты!» Остальные дети — пчелы.

Дети подбирают себе маски-шапочки и элементы костюмов для инсценировки. Педагог: полетели пчелки собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет.

 Пчелки, домой!

Пчелки: Этот улей — домик наш, уходи, медведь, от нас!

Жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж……………..

Пчелки летают и жужжат. Медведь ходит по «поляне» и приближается к улью. Пчелки машут крылышками, прогоняя медведя. Игра проводится несколько раз.

«Веселые превращения»

Цель. Развивать имитационные навыки и умение использовать все окружающее пространство; учить отождествлять себя с заданным персонажем.

Ход. Воспитатель  обращается к детям:

Ребята, вы ребята-жеребята? (Да!)

(Дети скачут под музыку, подражая жеребятам.)

Ребята, вы ребята-телята? (Да!)

(Дети «мычат» и под музыку подпрыгивают, изображая телят.)

—        Ребята, вы ребята-козлята? (Да!)

(Дети, наклонив вперед головы и глядя исподлобья, говорят «мее-е...» и изображают козлят.)

—        Ребята, вы ребята-поросята? (Да!)

(Дети «хрюкают» и изображают веселых поросят.)

Шкатулка мини-сценок.

  «Танечка – хозяйка»

Ведущий:       Нынче  Танечка – хозяйка

                       И  хлопочет  день – деньской.

                       Отложила  в  угол  зайку

                       И  сказала…

Таня:              Спи,  косой!

Ведущий:       Тянет  тряпку  из  комода,

                       Из  кладовки  тянет  таз.

                       Окунула  тряпку  в  воду,

                       Ненароком  облилась.

Таня:              Ты  не  смейся,  глупый  зайка!

                       Поджидай  себе  обед…

                       Ох,  и  трудно  быть  хозяйкой,

                       Если  мамы  дома  нет!

 

«Петушок»

Собачка:      Петя,  Петя,  петушок,

                      Золотой  гребешок,

                     Ты  зачем  так  рано  встал,

                     «Ку – ка – ре – ку» прокричал?

Петух:          А  затем,

Ведущий:      Петух  ответил…

Петух:          Чтобы  не  проспал  народ

                      Солнца  ясного  восход!

             

           

 

«Пастушок»

Ведущий:       Заиграл  пастушок

                       В  свой   пастуший  рожок.

                       А  коровы  помолчали,

                       А  потом  вдруг  замычали.

Коровы:         Му – му – му!

Ведущий:       Они  запели…

Коровы:         Много  мы  травы  поели.

                       А  теперь – весёлый  час,

                       Му – му – музыка  у  нас!        ( Л. Завальнюк)

«Заяц, заяц,  чем  ты  занят?»

Ведущий:   Заяц, заяц.

                   Чем  ты  занят?

Заяц:          Кочерыжку  разгрызаю.

Ведущий:   А  чему  ты,

                   Заяц,  рад?

Заяц:          Рад,

                   Что  зубы

                   Не  болят.

«Лягушонок»

Ведущий:        Лягушонок  чуть  не  плачет,

                         За  советом  к  маме  скачет…

Лягушонок:     Я  в  воде,  как  рыба  плыл,

                         Головастиком  я  был.

                         А  теперь  нигде  в  пруду

                         Я  свой  хвостик  не  найду.

Ведущий:         Рассмеялася  квакушка,

                         Говорит…

Мама – лягушка:   Ты  стал  лягушонком,

                                Поменял  ты  хвост  на  лапы,

                                Можешь  прыгать  вместе  с  папой!      (А. Берлова)

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к семинару-практикуму для воспитателей подготовительных к школе групп

В Программе «От рождения до школы» на первый план выдвигается развивающая функция обра­зования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую­щая педагога на его индивидуальные особен...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в театральной студии «Театральный занавес» для детей подготовительной к школе группы

Непосредствеено образовательная деятельность в кружковой студии "Театральный занавес"Дети пробуют себя роли артистов театра, НОД проходит в игровой форме, дети играют в игры  на развитие эмоций, ...

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Работа распланирована и представлена по направлениям театральной деятельности.1.     Театральная игра.2.     Культура и техника речи.3.     ...

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Работа распланирована и представлена по направлениям театральной деятельности.1.     Театральная игра.2.     Культура и техника речи.3.     ...

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Работа распланирована и представлена по направлениям театральной деятельности.1.     Театральная игра.2.     Культура и техника речи.3.     ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театральной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театральной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений» ...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театральной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию  с элементами театральной деятельности  для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений»....