Диагностические материалы по адаптации детей раннего возраста.
материал (младшая группа) на тему

Угач Светлана Санировна

Методики для диагности по адаптации группе раннего возраста в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie._diagnostika_po_opytu_rab.docx70.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Приложение к педагогическому опыту работы

 «Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении»          

 Материалы диагностики.

                     

Составила: Угач Светлана Санировна

Воспитатель группы раннего возраста

В МДОБУ Д/С № 5 «Тынденок»

                                 г. Тында, 2014г.

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение.

№ п/п

Параметры

Дополнительный вопрос к матери

Оценка в баллах или словесно

I. Поведение

1.1

Настроение: бодрое,  уравновешенное, раздражительное,  неустойчивое, подавленное

Какое из перечисленных настроений преобладает у ребенка?

3

2

1

1.2

Сон

1.2.1

Засыпание

1.2.1.2

Длительность: быстрое до 10 минут, медленное, отказ от сна

Как засыпает ребенок?

3

2

1

1.2.1.3

Характер: спокойный, переменчивый

неспокойный

3

2

1

1.2.1.4

1)  использую дополнительные воздействия

2)  без дополнительных

воздействий

Что вы делаете, чтобы ребенок заснул?

1

3

1.2.1.5

Сон:

длительность соответствует возрасту,

не соответствует возрасту

не спит

Какова длительность сна?

3

2

1

1.3

Аппетит:

хороший,

избирательный, неустойчивый,

плохой

Какой аппетит у ребенка?

3

2

1

1.4

Отношение к высаживанию на горшок:

положительное,

отрицательное

Как ребенок относится к этой процедуре?

3

1

1.5

Навыки опрятности:

просится на горшок,

не просится, но бывает сухой,

не просится, ходит мокрый

3

2

1

1.6

Отрицательные привычки:

есть (какие?), нет

Сосет пустышку, палец, раскачивается и др.

1

II. Нервно-психическое развитие

2.1

Возраст 1 г. 6 мес.— 1 г. 9 мес.

Понимание речи

Движения

Игра

Навыки

Выявляются методом диагностики

3

2

1

2.2

Возраст 1 г. 9 мес. — 2 г.

Понимание речи

Активная речь

Игра

Навыки

Соответствует возрасту

Ниже на один эпикризисный срок

Ниже на 2—3 эпикризисных срока

3

2

1

III. Личность

3.1

Проявление познавательных потребностей

Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

3

2

1

3.1.1

В повседневной жизни:

недостаточно проявляет,

не проявляет

а) Проявляет интерес к игрушкам, предметам домашнего обихода и в новой обстановке?

б) Интересуется ли действиями взрослых? Любит ли заниматься, внимателен, активен, усидчив?

3

2

1

3.1.2

При обучении:

проявляет интерес, активность;

недостаточно проявляет;

не проявляет

3

2

1

3.2

Инициативность

3.2.1

Инициативность в игре:

проявляет инициативность по всем указанным параметрам, умеет сам найти для себя дело:

Да,

нет

3

1

Есть фаза подготовки игры самостоятельно,

с помощью взрослого

Есть элементы воображения;

Да,

нет

3

2

3

1

3.2.2

Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт

3

2

1

3.2.3

Инициативность во взаимоотношениях с детьми:

вступает в контакт по своей инициативе,

сам не вступает в контакт

3

2

1

3.3

Результативность:

доводит начатое дело до конца,

не всегда,

не доводит

3

2

1

3.4

Самостоятельность в игре:

умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого,

не всегда,

не играет сам

3

2

1

3.5

Социальные связи

3.5.1

Социальные связи со взрослыми:

легко идет на контакт,

избирательно,

трудно

3

2

1

3.5.2

Контакты с детьми:

вступает легко,

избирательно,

трудно

3

2

1

3.5.3

Наличие опыта совместной деятельности со взрослыми:

есть,

недостаточные,

нет

3

2

1

3.5.4

Уверенность в себе:

есть,

не всегда,

нет

3

2

1

3.5.5

Адекватное отношение к оценке взрослым деятельности ребенка:

Да,

не всегда,

нет

3

2

1

3.5.6

Был ли опыт разлуки с близкими (санаторий, больница и др.). Как перенес:

легко,

нет

3

2

1

3.5.7

Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

К кому именно

Прогноз адаптации (по среднему числу баллов):

3 - 2,6 б. – готов

2,5 - 2 б. – условно готов

1,9 - 1,6 б. – не готов

Метод оценки эмоционального состояния ребенка.

    Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина выделяют следующие ситуации, в которых эмоциональное состояние ребенка проявляется наиболее ярко, что дает невозможность пронаблюдать и оценить степень эмоционального реагирования ребенка на данные воздействия.

    Страх

·  Приход в детский сад, появление где-нибудь;

·  незнакомая удивительная игрушка;

·  поломка игрушки;

·  плач, крик сверстника, друга;

·  нападение сверстника, друга;

·  незнакомый звук;

·  воспитатель запрещает, ругается, кричит;

·  незнакомая комната;

·  появление незнакомых взрослых или детей;

·  приближение незнакомых людей.

    Гнев

·  Уход матери;

·  желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

·  желание иметь что-то, чем обладает воспитатель;

·  желание иметь что-то, что нельзя взять;

·  трудная игрушка, поломка игрушки;

·  внимание близкого, обращено на другого ребенка;

·  другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразнится, прячет игрушку;

·  воспитатель забирает игрушку;

·  физическое наказание;

·  воспитатель обижает, ругается;

·  наличие препятствия;

·  возвращение матери.

    Радость

·  Приход, прибытие куда-либо;

·  Выполнение задания;

·  Смотрит в зеркало на себя;

·  Смотрит в зеркало на другого ребенка, друга;

·  Сверстник дурачится;

·  Внимание, похвала другого человека при взаимодействии, общении;

·  Смешной (незнакомый) звук;

·  воспитатель дурачится, напевает.

    Печаль

·  приход в детский сад;

·  уход матери, близкого взрослого;

·  игра, общение со сверстниками;

·  невнимание со стороны взрослого;

·  наказание, порицание взрослого;

·  трудности при выполнении задания;

·  сверстники не принимают в игру.

    Интерес

·  приход в группу, прогулка;

·  незнакомый взрослый;

·  незнакомый сверстник;

·  новая игрушка;

·  незнакомая игра;

·  рассказ взрослого или показ чего-либо;

·  проявление интереса на прогулке, во время занятия к предметам окружающей среды, явлениям природы;

·  подготовка к праздникам.

    Удивление

·  появление чего-либо/кого-либо в группе;

·  незнакомая игрушка;

·  на занятиях (прогулке) услышал или увидел что-то новое;

·  новая игра;

·  знакомый сверстник, друг ведет себя по-другому;

·  близкий взрослый общается иначе.

Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются следующие таблицы фиксации результата.

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.

Степень выраженности

Характеристика

Способы проявления

1-я степень

 внешние проявления негативных эмоций отсутствуют или выражены незначительно

2-я степень

Эмоциональные проявления выражены средне

Мимика, поза, слова и т.д.

3-я степень

Эмоции выражены сильно

Мимика, речь, двигательная активность

Таблица 2. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.

1-я степень

2-я степень

3-я степень

Страх

спокоен, нерешителен, малоактивен

хмурит брови, возбужден, напряжен

отказывается смотреть, убегает, плачет, хватается за близкого, замирает, визжит

 Гнев

спокоен, хмурит брови, смотрит угрюмо

убегает, крепко зажмуривается, колотит руками, сжимает кулаки

все отвергает, плачет, дерется

Радость

расслаблен, слегка улыбается

обнимается, активно играет, широко улыбается

размахивает руками, прыгает, хвастается, хохочет, дурачится, восторженно кричит

 Печаль

спокоен, малоактивен,

хмурит брови, кривит губы, сдерживает слезы

плачет, все отвергает, капризничает

Интерес

практически не интересуется ничем новым, предпочитает старые игрушки, уклоняется от незнакомых

играет с новыми игрушками, улыбается при встрече с новым

активно интересуется всем происходящим, задает вопросы взрослым

Удивление

не выказывает удивления, не обращает внимания на необычное

широко открывает глаза и рот от удивления,

подбегает к тому, что его удивило, расспрашивает окружающих об этом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

Материалы для родителей по адаптации детей раннего возраста.

Адаптационный период ребенка раннего возраста....

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей раннего возраста»

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.«Адаптация детей раннего возраста»Ведущие : воспитатели группы.Цель:  Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений ...