Конспект родительского собрания на тему: «Национальные особенности воспитания детей»
материал на тему

Сальдюкина Лилия Александровна

Конспект  родительского собрания  на тему: «Национальные особенности воспитания детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создать условия для привлечения родителей к активной совместной работе с детьми. Воспитать уважение к семейным традициям,

Задачи:

•          формировать у детей целостное отношение к семье, семейным традициям

•          развивать творческие способности.

•          воспитывать любовь и уважение ко всем членам семьи

Участники родительского собрания:                                                                                                                                              

1 Воспитатель.

2 Родители детей.

Используемые технологии:

- игровая технология

- информационно-коммукационные

- здоровьесберегающие

- проектной деятельности

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались в непривычной  обстановке, за большим круглым столом, чтобы  поговорить о нашей общей проблеме - о  «Православной культуре как основа духовно – нравственного воспитания». Это и будет темой нашего родительского собрания.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

        То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

        В современном российском обществе нельзя быть образованным, культурным человеком, не зная основ культуры, которая базируется на православии. Первые рукописные книги  писались монахами, это были летописи исторических событий и поучения, как жить в служении Господу Богу. Первая печатная книга - «Апостол» Ивана Фёдорова. Первые школы, библиотеки создавались при церквях и монастырях.  Историческое прошлое нашего народа – это православие, это  накопленный многовековой историей опыт культурной и духовной жизни государства.

        Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку, составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.

        В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями.

        Добродетели, связанные с отношением к ближнему,- милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.

          Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.

         Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь. В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, её герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.

         Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло.

         В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

          Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

         Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

          Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

          Мною предлагается:

- познакомить детей с культурой Православия;

- познакомить детей с истинными духовными ценностями российского народа;

- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

- способствовать всестороннему развитию личности.

         Цель духовно – нравственного воспитания в ДОУ: сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление возродить традиции семейного воспитания.

         Для достижения, поставленных целей необходимо выполнить  следующие задачи:

1. Учить быть примером для других не на словах, а на деле; избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь; уметь просить прощения; поступать честно; никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

2. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

3. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.

4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

6. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

7. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.

8. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

9. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

10. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

11. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

        Для проведения данной работы предлагаю использовать несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Самостоятельная деятельность детей:

- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

- Беседы, беседы-обсуждения;

-Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);

-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

-Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

-Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

         С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

        Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

        Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

       Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.

        В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

        Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

        Очень важно всю работу проводить в тесном сотрудничестве с родителями, привлекать их к активному участию во всех запланированных мероприятиях

Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

         Для ребенка любовь матери и отца – первоначальная, основная школа воспитания способности любви, школа, где формируется потребность любить и быть любимым.

        Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет свой след в душе. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит, и влияние при этом испытывает сильное. Влияние других непродолжительно. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь.

Воспитание ребенка в мусульманской семье

 Иногда в переполненном автобусе (трамвае, троллейбусе) приходится наблюдать такую сцену - молодой человек скажем так, нерусской наружности, уступает место старшим. Да, действительно, отличительной чертой мусульманского воспитания является проявление уважения к старшему поколению. Но это лишь один из немногих постулатов мусульманского воспитания, которые находят свое применение в жизни. Что же такое исламское воспитание и как воспитать мусульманина в России?

Откровение Всевышнего Аллаха устанавливает основные правила социального поведения мусульман, предписывающие, в том числе и почитание своих родителей, уважение к учителям, воспитателям и просто к людям старшего возраста. Особенность ислама заключается еще и в том, что он не разделяет "духовное" и "мирское", и следование канонам веры проявляется в реальной жизни. Основы религиозного мироощущения мусульманин получает, прежде всего, в семье.

Мусульманская семья, помимо всего прочего, основана на принципах ответственности всех членов семьи друг перед другом. Конечно, наибольшая ответственность лежит на муже и отце. Он должен стараться обеспечивать достаток в семье, содержать тех, кто находится под его покровительством (жена, дети, а часто и родители, и младшие родственники). За благосостоянием семьи следит мать, и именно на нее возложена ответственность личным примером привить детям общепринятые нормы исламской нравственности и обучить их основам мусульманского вероучения. Вместе с тем, оба родителя несут ответственность перед Всевышним за воспитание своих детей. Ведь согласно исламской доктрине в Судный день об этоv они будут спрошены своим Творцом. Именно поэтому воспитанию детей в исламе уделяется такое большое значение.

Исламской мудростью родителям предписывается воспитывать детей до 21 года. Причем, для более успешного воспитания, это время рекомендовано поделить на три равных периода по семь лет. Арабская пословица гласит, что ребенок перед своими родителями - что пустая тарелка - что в нее положишь, то в ней и будет.

Исламское воспитание детей в немусульманской стране задача не из легких. Работающие родители не могут отдать ребенка в исламский детский сад - социальная мусульманская инфраструктура недостаточно развита. Если же в такой ситуации у родителей нет возможности воспитывать ребенка дома, то это может стать реальной проблемой. Ведь в обычном детском саду много моментов, на первый взгляд незаметных, противоречащих духу ислама. Во-первых, это питание. Конечно, в детских садах уверяют, что не кормят детей свининой, но при этом забывают, что ведь в сосисках и йогуртах содержатся запрещенные для мусульман продукты. Во-вторых, личная гигиена мусульманина отлична от той, что присутствует в детских садиках. Мусульмане после каждого посещения туалета совершают омовение. В-третьих, поскольку Россия - это все-таки христианская страна, очень часто уроки детского творчества переплетаются с религиозной христианской традицией - детишки раскрашивают яйца на пасху или рисуют сцены рождества Иисуса. При всем уважении к другим религиям, мусульманину не дозволяется следовать другим религиозным обрядам. И, конечно, лучше оградить подрастающего мусульманина от такого несовпадения духовных традиций. Что же может стать компромиссом в такой ситуации? Одна моя знакомая сама устроилась нянечкой в детский сад и работала там до тех пор, пока оба ее ребенка не доросли до школьного возраста. У нее была возможность и контролировать спорные моменты, и способствовать полноценному развитию детишек. Но тут уже каждой маме самой решать, подходит ли ей этот вариант. Еще одной альтернативой, на мой взгляд, могут стать мини- садики. Как правило, с воспитателем и с няней в таких группах можно договориться о том, что допустимо для вашего ребенка, а что - нет.

Но, как уже отмечалось, идеальным вариантом для воспитания ребенка-мусульманина является домашнее. Если вы в состоянии объяснить ребенку вопросы веры в доступной для него форме - отлично. А если ваши знания недостаточны, некоторые моменты являются для вас непонятными - можно обратиться в мечеть или в воскресную школу при мечети. Обычно, на таких курсах занимаются всей семьей, но есть специальные группы и для самых маленьких.

Воспитание в семье предполагает, что малышу (до семи лет) последовательно и в доступной форме объясняют основы веры. И, конечно, в таком возрасте необходим пример для подражания. Если для родителей важно, чтобы их ребенок вырос мусульманином, они должны сами придерживаться норм ислама. Соблюдение традиций и обрядов, следование этическим исламским нормам - это лучшее, что могут дать ребенку родители-мусульмане. В возрасте от 10 лет, согласно заветам пророка Мухаммада, нужно приобщать детей к молитве. В этом возрасте нужно не только информировать ребенка о канонах веры, но и разъяснять их сакральный смысл. Как и в любой семье, очень важно не потерять доверие ребенка, авторитет. Праведный путь - непростой выбор даже для взрослого человека. А формирующаяся личность находится в еще больших сомнениях. Родители должны быть компетентны в тех вопросах, которые ставит перед ними ребенок, а если готового ответа нет, не должны бояться признаться в этом, предлагая вместе выяснить истину, обращаясь к первоисточникам.

Также очень важно вырастить полноценную личность, интегрированную в общество. Но тут точки зрения родителей мусульман разделяются. Одни, опасаясь неблагоприятного влияния и воздействия вольных нравов, стремятся, чтобы дети росли в исключительно исламском окружении, обучались в мусульманской школе, общались с единоверцами. Другие отмечают, что такие <тепличные условия> могут в будущем навредить маленькому мусульманину, когда выяснится, что ребенок не знает, как вести себя вне исламской среды, не готов к диалогу с немусульманами и к пропаганде исламских ценностей. Мусульманские дети - это часть общества, необходимо прививать им гордость своей верой и уважение к последователям других религий. Ведь сказал пророк Мухаммад: "Нет принуждения в религии".

Конечно, исламское воспитание имеет свои особенности по ряду причин. Но, как и в любой семье, родители-мусульмане должны быть друзьями своим детям. Наверное, нет универсальных рецептов того, как воспитать ребенка мусульманином. Пророк Мухаммад сказал: "Самое ценное, что может дать отец своему ребенку - это хорошее воспитание". А это означает, что миллионы последователей ислама на планете Земля ответственно относятся к тому, как воспитываются их дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание о патриотическом воспитании детей дошкольного возроста....

Родительское собрание по теме «Обучение и воспитание детей в подготовительной к школе группе, особенности развития детей 7 года жизни».

Ознакомление родителей с основными направлениями работы с  детьми в подготовительной логогруппе по речевому развитию....

Родительское собрание Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»

Родительское собрание Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет»...

Родительское собрание Тема: «Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собраниеТема: «Возрастные особенности  развития   детей  старшего дошкольного возраста»....

Родительское собрание Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ».

Родительское собрание  Тема: «Возрастные особенности развития детей 3-4 лет »....